СВАРКА разнородных металлов и сплавов
СВАРКА АЛЮМИНИЯ, ТИТАНА И ИХ СПЛАВОВ
Алюминиевые сплавы. Технология сварки алюминия и его сплавов достаточно широко освещена в литературе [103, 168]. Однако отечественные и зарубежные сведения относительно свариваемости алю-
миниевых сплавов различных сочетаний весьма противоречивы и неполны [194].
При сварке разноименных [2] алюминиевых сплавов встречаются следующие трудности. Различие в химическом составе разноименных алюминиевых сплавов (особенно выполненных холодной сваркой) в процессе последующего нагрева приводит к протеканию диффузионных процессов в стыках соединений. При сварке плавлением это различие вызывает образование химической неоднородности. При сварке деформируемых сплавов с литейными возникает значительная структурная неоднородность. Для соединения хорошо свариваемого алюминиевого сплава, например АМц с трудносвариваемым Д16, требуются дополнительные меры.
При точечной и шовной сварке необходимо принимать во внимание различие в физических свойствах разноименных алюминиевых сплавов. Например, температура плавления алюминия АД1 на ~40 °С превышает температуру плавления сплава АМгб, а удельное электросопротивление алюминия почти в 2 раза меньше, чем у сплава АМгб. Теплопроводность и электропроводимость алюминиево-магниевого сплава АМгб при 20 °С почти в 2 раза меньше аналогичных физических свойств алюминия. Большие трудности при всех видах сварки алюминиевых сплавов вызывает необходимость удаления с поверхности свариваемых кромок плотной тугоплавкой окисной пленки, препятствующей сплавлению. Состав этой пленки различен на алюминиевых сплавах разного химического состава: на чистом алюминии — А1203, на сплавах системы алюминий —магний—шпинель MgO* А1203.
В отечественной и зарубежной практике все более широкое применение находят многослойные изделия из цветных металлов и сплавов, полученные совместным пластическим деформированием. При холодной сварке композиций АМгб—АД1—АМгб, полученных прокаткой двух листов-заготовок АМгб, плакированных сплавом АД1, в микроструктуре области сопряжения практически не наблюдалось четкой границы раздела АМгб—АД1, что свидетельствует об их прочной металлической связи.
При точечной сварке плакированных алюминиевых сплавов (Діб, АМгб и др.) часть плакированного слоя, толщина которого 0,1 — 0,2.мм, часто остается нерасплавленной в плоскости контакта листов. На первоначальных стадиях формирования ядра на шлифах можно обнаружить четкую линию разъема в местах расположения оставшегося плакированного слоя. Сохранение его при образовании литого ядра объясняется более высокой температурой плавления и пониженным электросопротивлением алюминия АД1 по сравнению со сплавами АМгб, Діб и др. Рабочее же сечение на этом участке определяется лишь площадью взаимного проплавления листов.
Для увеличения рабочего сечения литого ядра при сварке плакированных алюминиевых сплавов рациональны более жесткие режимы сварки или предварительное стравливание плакированного
слоя (для коррозионно-стойких сплавов). При точечной сварке разноименных'"алюминиевых сплавов вследствие различия в физических и механических свойствах зона расплавления обычно несимметрична относительно плоскости соединения листов. Сварка деталей одинаковой толщины из сплавов с близкими физико-механическими свойствами (Д16АТ, ВАД-IT, В95АТ) не вызывает каких-либо затруднений и выполняется на стандартных режимах.
При сварке сплавов Д16АТ и АМгб, отличающихся главным образом механическими свойствами (ств = 280 и 160 МПа соответственно), в обычных условиях проплавление детали из Д16АТ больше, чем детали из АМгб. В таких случаях целесообразно применять электроды с различными радиусами заточки, массами, разных диаметров и из медных сплавов с неодинаковыми теплопроводностью и электропроводностью [24, 178].
Если соединяемые детали отличаются не только по физико-механическим свойствам, но и по толщине, то трудности сварки могут возрасти [5]. Необходимое проплавление детали неравной толщины может быть достигнуто за счет изменения интенсивности отвода теплоты в электроды. Так, при сварке листовых деталей из алюминиевого деформируемого сплава типа АМц толщиной 0,8 мм и литейного сплава типа силумин толщиной 4 мм (на машине МТ-601) интенсивность отвода теплоты в электроды снижали введением в контакт между электродом и тонкой деталью теплового экрана (прокладки) из стали 12Х18Н9 толщиной 0,5 мм. Обычно тепловые экраны изготовляют из тех же материалов, что и свариваемые детали, однако наиболее эффективно размещение между электродом и тонкой деталью пластинок из материала с высоким электросопротивлением и температурой плавления, например коррозионно-стойкой стали. При протекании тока такой экран нагревается и разогревает свариваемые детали. При комбинированном действии тока и теплового экрана происходит образование зоны расплавления в свариваемых деталях. Форму рабочей поверхности электродов выбирают в зависимости от формы и конструкции свариваемого объекта.
Параметры оптимального режима, обеспечивающего стабильное качество сварки и достаточную прочность соединения сплавов АМц и АДО: U2 = 1,79 и 1,58 В, р = 0,05 МПа, t = 0,5 с.
При сварке плавлением разноименных алюминиевых сплавов в ванне происходит их перемешивание и возникают значительные макро - и микронеоднородности, степень развития которых зависит от различия химических составов свариваемых алюминиевых сплавов и технологических факторов (режимов и техники сварки, толщин металлов, разделки кромок и т. п.). Как правило, легирующие элементы в пределах расплавленного металла распределены неравномерно, склонность шва к образованию трещин значительно выше, чем при сварке однородных соединений. Отсутствие гомогенности состава вызывает также повышенную коррозию сварного шва и соединения в целом.
Таким образом, исследование свариваемости разноименных алюминиевых сплавов должно включать выбор присадочной проволоки
оптимального состава, обеспечивающей высокое качество сварных соединений (без горячих трещин, пор и т. п.); получение высоких прочностных и пластических характеристик сварных соединений, коррозионно-стойких в атмосферных условиях и условиях сложного напряженного состояния. Сварка разноименных алюминиевых сплавов рассмотрена в работе [194], где приведены механические свойства сварных соединений почти для 150 комбинаций основного и легирующего присадочного металлов.
При выборе присадочной проволоки для сварки разноименных алюминиевых сплавов, например, сплавов системы А1—Mg, целесообразно использовать проволоку с содержанием магния выше, чем в свариваемых металлах [37 ]. Магний как модификатор оказывает положительное влияние на уменьшение склонности соединения к образованию трещин в швах [168].
Для оценки пригодности присадочной проволоки служат технологические пробы «рыбий скелет» и «крестовая» [168], а также полу - количественная методика МВТУ, в которой склонность к образованию горячих трещин определяется критической скоростью деформации Акр. За показатель склонности к образованию трещин при сварке технологических проб «рыбий скелет» и «крестовая» принимают отношение суммарной длины трещин на участках шва и зоны сплавления к общей длине соединения (Аср %).
По методике МВТУ исследуемые образцы принудительно деформируют в процессе сварки с заданной скоростью. Скорость деформации увеличивают от образца к образцу до тех пор, пока в металле шва или зоне сплавления не образуется трещина. В качестве показателя склонности к образованию трещин принята минимальная скорость деформации (растяжения), при которой появляется трещина.
При сварке одноименных алюминиевых сплавов для пробы «рыбий скелет» образцы изготовляют из листового металла толщиной 2— 6 мм. Испытуемый образец укладывают на плоскую подкладку из меди или графита и проплавляют вдоль осевой линии автоматической аргонодуговой сваркой вольфрамовым электродом симметричным переменным током при постоянной скорости vcn = 12 м/ч. При этом выбранный режим сварки должен обеспечивать такой же, как в реальных соединениях, проплав и равномерную по всей длине образца ширину шва с лицевой и обратной стороны. Каждое испытуемое сочетание свариваемый металл —проволока оценивают по результатам испытания не менее семи образцов.
Для оценки склонности соединений к образованию горячих трещин при сварке разноименных алюминиевых сплавов применяют несколько измененную, нежели при сварке одноименных сплавов, пробу «рыбий скелет» [57]. Используют образцы, вырезанные из стыковых соединений разноименных сплавов, которые сварены с двух сторон без присадочной проволоки. При этом применяют те же режимы, что и при сварке одноименных сплавов, но повышенную скорость сварки (исв — 30 м/ч). Полученный образец вновь проплавляют вдоль имеющегося шва на режимах, применяемых при сварке образцов из одноименных алюминиевых сплавов. Такая мето-
Рекомендуемые присадочные проволоки для сварки разноименных алюминиевых сплавов
АВ |
АД31 |
АДЗЗ |
1915 |
1201 |
Свариваемый сплав |
А99 АД00 АДО АМцС АМгЗ АМгб АМгб АВ АД31 АДЗЗ 1915 |
Св АК5 Св АК5 Св АК5 Св 1201Пч Св АК5 Св АК5 Св АКБ Св АК5 Св АК5 Св АК5 Св АК5
Св АК5 Св АК5 Св АКБ Св АМгБ Св АМгБ Св АМгБ Св АМгб Св АМгб Св АМгб Св АМгб
Св АКБ Св АКБ Св АКБ Св АКБ Св АМгБ Св АМгб Св АМгб Св АКБ Св АКБ
Св АКБ Св АКБ Св АКБ Св АКБ Св АМгБ Св АМгб Св АМгб Св АКБ
Св АКБ Св АКБ Св АКБ Св АКБ Св АМгБ Св АМгб Св АМгб
Свариваемый сплав |
АМгб |
АМг5 |
АМгЗ |
АМцО |
АДО |
АД00 |
А99 |
Св АМгб |
Св АМгб |
Св АМгб |
Св АМц |
Св А1 |
Св А85Т |
АД00 |
Св АМгб |
Св АМгБ |
Св АМгб |
Св АМц |
Св А1 |
|
АДО |
Св АМгб |
Св АМгб |
Св АМгб |
Св АМц |
||
АМцС |
Св АМгб |
Св АМгб |
Св АМгб |
|||
АМгЗ. |
Св АМгб |
Св АМгб |
||||
АМгб |
Св АМгб |
|||||
АМгб |
||||||
АВ |
||||||
АД31 |
||||||
АДЗЗ |
||||||
1915 |
дика обеспечивает отсутствие несплавлений в шве, незначительные деформации и уменьшенный объем металла шва. Склонность к образованию горячих трещин проверялась при сварке ряда разноименных алюминиевых сплавов, в том числе сочетания сплава АМгб с М40 толщиной 5 мм. Установлено, что склонность к образованию трещин для различных сочетаний алюминиевых сплавов и основных металлов была следующей: для АМгб + АМгб Аср =46%; для М40 М40 Аср = 47 %; для АМгб + М40 Аср = 51 %; для сплава
АМгб Аср = 47 %; для сплава М40 Аср = 51 %. Полученные показатели свидетельствуют о том, что сварные соединения сплава АМгб со сплавом М40 менее стойки против образования горячих трещин, чем соединения сплава АМгб, и не уступают соединениям сплава М40.
Марки присадочных проволок, обеспечивающие повышенную стойкость сварных соединений разноименных алюминиевых сплавов против горячих трещин, приведены в табл. 10 [49].
Образцы соединений сплавов АМг5 + АМгб, АМг5 + АМгЗ, АМгб + АДО и АМгб + А7 получали при следующем режиме сварки:
/св = 270 A, Un = 18 В, число проходов 3, проволока Св-АМгб диаметром 4 мм. Ручную аргонодуговую сварку выполняли на установке УДГ-501 [37].
Результаты испытаний сварных соединений на растяжение
|
Микроструктура сплавов АМгЗ и АМгб представляет собой сочетание некрупных зерен а-твердого раствора с (3-фазой (Mg2Al3), выделившейся по всему полю. Аналогичную структуру имеет сплав АМгб, но зерна (3-фазы в нем вытянуты в направлении прокатки.
Структура алюминия АДО, А7 характеризуется наличием крупных зерен. Если переход от наплавленного металла к основному со стороны АМгЗ, АМгб, АМгб плавный, то со стороны АДО, А7 он четко выражен.
Наплавленный металл во всех сочетаниях сплавов имеет равномерную мелкозернистую структуру, характерную для литого металла, и состоит из a-твердого раствора и (3-фазы, выделившейся в виде прожилок. В зоне термического влияния зерна несколько укрупнены. Дефектов типа трещин, пор и непроваров в швах не обнаружено. Результаты испытаний сварных образцов на растяжение (табл. 11) показывают, что прочность соединений АМгб + АДО, АМгб + А7, АМгб + АМгЗ находится на уровне наименее прочного металла.
Титановые сплавы. Одна из основных задач сварки разноименных титановых сплавов —получение сварного соединения, свойства которого не уступали бы аналогичным свойствам одного из соединяемых металлов (имеющего пониженные характеристики).
Сварка плавлением титана с низколегированными а-сплавами, такими, как ВТ5, ВТ5-1, происходит без особых затруднений. Соединения встык деформированных сплавов ВТ1-0, ВТ5, ВТ5-1 толщиной 6 мм в различных сочетаниях, выполненных автоматической сваркой с присадочной проволокой диаметром 3 мм из титана ВТ1-0 под флюсом АНТ-7 на постоянном токе обратной полярности, имели высокие показатели прочности и пластичности [108]. Коррозионная стойкость металла шва таких соединений и основного металла в промышленных агрессивных средах практически одинакова.
129 |
Указанные сплавы толщиной 4, 10, 25 мм можно соединять ручной и автоматической аргонодуговой сваркой на постоянном токе прямой полярности без присадочной проволоки или с присадочной проволокой из технического титана или сплава ВТ2св [125]. Сварные соединения обладают достаточно высокой пластичностью, ударной вязкостью и низкой чувствительностью к концентраторам напряжений. Прочность и теплостойкость сварных соединений BT5JI + ОТ4 не ниже подобных свойств основного металла. Разрушение сварных соединений при нормальной температуре происходит по сплаву
5 В. Р. Рябов и др.
ВТ5Л (ств = 760 МПа); при 350 °С разрушение соединений происходит по границе шва со стороны сплава ОТ4 (<тв = 440 МПа). Сопротивление усталости и временное сопротивление при повторно-статических нагружениях сварных соединений не ниже, чем для литейного сплава BT5JI. Структура сварных соединений после сварки и после отжига принципиально не отличается от структуры обычных соединений из низколегированных деформированных сплавов.
Механические свойства и структуры сварных соединений толщиной 1,5—2 мм сплава BT5JI в сочетании с псевдо а-сплавами ВТ20 и BT20J1, выполненных автоматической аргонодуговой сваркой без присадочной проволоки, ручной сваркой с присадочной проволокой ВТ20-1св, шовной и точечной сваркой, исследованы в работе [150]. Временное сопротивление сварных соединений, выполненных аргонодуговой и шовной сваркой, не ниже временного сопротивления литейного сплава BT5J1. Пластичность и вязкость соединения при аргонодуговой сварке такие же, как у основного металла.
Механические свойства сварных соединений высокопрочных литейных (а -+- Р) сплавов BT14J1 и BT21J1 с деформированным сплавом ВТ22 толщиной 15 мм, выполненных с присадочной проволокой СПТ-2, приведены в работе [150]. Для основных металлов BT14J1 ав = 1010 МПа, ВТ21Л ов = 1050 МПа, ВТ22 ав = 1100 МПа. Свойства сварных соединений определяли после отжига по оптимальному режиму: температура отжига 750 °С, выдержка 1 ч, охлаждение со скоростью 3—5 °С/мин до 400 °С, далее охлаждение на воздухе. Результаты испытаний показали равнопрочность соединений основному металлу литейных сплавов (в обоих случаях ав == 1020 МПа), ударная вязкость швов и околошовной зоны со стороны литейного сплава несколько выше ударной вязкости самого литейного сплава (300 и 230 кДж/м2 соответственно). В околошовной зоне сплава ВТ22 наблюдается снижение ударной вязкости по сравнению с ударной вязкостью основного металла ВТ22.
При испытании на ударный изгиб образцов с трещинами установлено, что для сварных соединений литейных сплавов BT14JI и BT21JI с деформированным сплавом ВТ22 склонность к хрупкому разрушению основного металла и околошовной зоны сплавов BT14JI и BT21JI (после отжига по режиму, принятому для сплава ВТ22) выше, чем склонность тех же сплавов в неотожженном состоянии и сплава ВТ22 после отжига.
Аргонодуговую сварку неплавящимся электродом сплавов ВТ5, ОТ4, ОТ4-1 в сочетании с деформированными сплавами ВТ14, ВТ22 больших толщин (10—15 мм) выполняли с применением присадочной проволоки ВТ20-1св, обладающей высокой прочностью и удовлетворительной пластичностью по следующей технологии [155]: первый проход /св = 115 А, усв = 34 м/ч без присадочной проволоки; последующие проходы с присадочной проволокой при постепенном увеличении /св до 270 А и vCB до 8 м/ч (число слоев изменяли в зависимости от толщины пластин). Сварные швы отличались хорошим формированием и отсутствием дефектов.
Механические свойства сварных соединений
|
Распределение примесей (кислорода, водорода) в сварных швах исследуемых сплавов определяли спектральным методом. Содержание кислорода не превышало содержания его в основном металле (0,11—0,15 %); распределение водорода по зонам сварного соединения находилось в пределах нормы (не более 0,0015 %).
Сварные соединения указанных сочетаний титановых сплавов, выполненные с присадочной проволокой ВТ20-1св, обладают удовлетворительными механическими свойствами. Прочность сварных соединений BT20JI + ВТ5Л, BT20JI + ВТ14, ВТ20Л + ОТ4 определяется менее прочным сплавом (ВТ5Л, ВТ 14, ОТ4 соответственно). Для сварного соединения ВТ20Л + ВТ22 сгв = 942 МПа, разрушение образцов происходит по металлу шва. Для этого сочетания наблюдается резкое снижение значения ударной вязкости металла зоны термического влияния со стороны ВТ22 (250—280 кДж/м2). Ударная вязкость металла шва для всех сочетаний практически одинакова и определяется присадочной' проволокой ВТ20-1св (620— 780 кДж/м2).
Сварные соединения сочетаний ВТ20Л + ВТ5Л, ВТ20Л + ОТ4, ВТ20Л + ВТ14, ВТ20Л + ВТ22, выполненные присадочной проволокой ВТ20-1св, обладают термически стабильными механическими свойствами (табл. 12). При сварке деформированных сплавов ВТ20+ + ОТ4-1 с присадочной проволокой ВТ20-1св ав = 590 МПа; при испытании образцов на ударную вязкость с надрезом по металлу шва разрушение происходит со смещением к сплаву ОТ4-1 (ан = = 880 кДж/м2). Для соединения сплавов ВТ20 + ВТ22 ав = 880 МПа, разрушение происходит по металлу шва (для ВТ20 ав = 950 МПа, для ВТ22 ав = 1100 МПа); ан = 530 кДж/м2 (разрушение по шву).
Механические свойства сварных соединений деформирован
Механические свойства сварных соединений
|
Примечание. Образцы для механических испытаний подвергали термообработке: ОТ4-1 + ВТ20 — неполный отжиг (550 °С 1 ч, охлаждение на воздухе), ВТ20 + BT22 — полный отжиг (750 °С 1 ч, охлаждение с печью до 300 °С, далее на воздухе). |
ного сплава ВТ20 со сплавами ОТ4-1 и ВТ22, выполненных с присадочной проволокой ВТ20-1св, приведены в табл. 13.
Для основных металлов ОТ4-1 сгв = 700 МПа, для ВТ20 ав = = 1000 МПа, для присадочной проволоки ВТ20-1св ов = 750 МПа.
Микроструктура металла шва исследуемых разноименных соединений представляет собой мартен - ситную а'-фазу. Микроструктура основных металлов ВТ22 и ВТ 14 — мелкозернистая, двухфазная; в зоне термического влияния наблюдается рекристаллизованная зона за счет нагрева при сварке. Микроструктура основного материала ОТ4 — крупнозернистая; в зоне термического влияния рекри
сталлизации не наблюдается, так как основной материал имеет крупнозернистую структуру с малой степенью деформации; микроструктура металла зоны термического влияния со стороны сплава ВТ5Л —■ однофазная, такая же, как и у основного металла.
Результаты, полученные при электронно-лучевой сварке жаропрочных двухфазных титановых сплавов ВТ9 и ВТ18у толщиной 15 мм, приведены в работе [151]. Сварку выполняли на установке ЭЛУ-4 с источником СП-30 за один проход на остающейся подкладке на режиме: /св = 270 мА, t/yCK =30 кВ, vCB = 40 м/ч. Сварные соединения сплавов ВТ9 + ВТ18у непосредственно после сварки имели довольно высокие механические свойства (табл. 14).
Таблица 14 Механические свойства сварных соединений сплавов ВТ9 с ВТ18у
|
* ств при 500 (числитель) и 600 °С (знаменатель) определено после выдержки при этих температурах в течение 100 ч. |
Таблица 15 Механические свойства сплавов ВТ9, ВТ18у и сварных соединений
|
* См. сноску к табл. 14. |
Для сопоставления в табл. 15 приведены свойства основного металла ВТ9 и ВТ18у и сварных соединений однородных сплавов, выполненных электронно-лучевой сваркой (б = 15 мм).
При испытании на кратковременный разрыв разрушение сварных соединений разноименных сплавов ВТ9 + ВТ18у происходит по основному металлу ВТ18у, что связано с более низкой его прочностью по сравнению с прочностью ВТ9. Ударная вязкость металла шва составляет 210—350 кДж/м2, что практически соответствует значениям ударной вязкости основного металла.
С целью снижения остаточных напряжений сварные разноименные соединения подвергали отжигу. Скорость охлаждения с печью была выбрана с учетом реальных условий охлаждения (4—5 °С/мин). Установлено, что ударная вязкость имеет несколько большие значения после высокотемпературного отжига (ап = 160 -5-310 кДж/м2), чем после низкотемпературного (аи = 130—210 кДж/м2).
При испытании на длительную (100 ч) прочность разрушение сварных соединений происходит как по сплаву ВТ9, так и по сплаву ВТ18у. При температуре 500 °С после всех опробованных режимов термообработки ав = 540 МПа. Однако при отжиге с последующим охлаждением с печью наблюдается снижение жаропрочности (ав ~ ^ 500 МПа). Испытание при температуре 600 °С показало, что предел длительной прочности составил ^>200 МПа независимо от режимов термообработки.
Приведенные данные показывают, что электронно-лучевая сварка жаропрочных титановых сплавов ВТ9 + ВТ18у толщиной 15 мм
обеспечивает получение качественных сварных соединений. С целью повышения пластичности сварных соединений и снятия остаточных напряжений сварные соединения необходимо подвергать высокотемпературному отжигу. Длительная прочность таких соединений при 500 °С находится на уровне прочности сварных соединений сплава ВТ9 (<тв = 540 МПа), а при 600 °С несколько ниже, чем у сварного соединения сплава ВТ18у (ств =200 МПа).