Сварка при производстве электромонтажных работ
Защита сварных соединений от коррозии
Для удаления поверхностных пленок окиси при сварке алюминия некоторыми способами (сварка угольным электродом, ручная сварка металлическим электродом, газовая и электрошлаковая сварка) применяются флюсы — составы, переводящие пленку окиси в шлак. Эти составы могут содержать элементы, вызывающие активную коррозию алюминия в присутствии влаги. Остатки флюсов после сварки в ряде типов соединений практически не могут быть удалены, например в на - хлесточных соединениях, соединениях, выполненных по торцевым и боковым кромкам и др.
Особенно опасны в смысле возможной коррозии температурные компенсаторы, представляющие собой пакеты тонких лент, разрушение которых может произойти за менее продолжительный срок, чем шин большого сечения. Это же относится и к соединениям и оконцеваниям многопроволочных проводов, если места сварки не изолированы.
Коррозия возможна только в присутствии влаги, поэтому флюсы при монтаже шин толщиной менее 15—20 мм на открытом воздухе и в сырых помещениях применять нельзя. По этой же причине нельзя удалять остатки флюсов промывкой водой, как это принято в заводской практике, так как промывочная вода может способствовать коррозии, смачивая сухой флюс, оставшийся после сварки в зазорах между шинами при нахлесточных соединениях и между лентами температурных компенсаторов.
Во избежание коррозии флюс применяется в минимальных количествах и наносится тонким слоем на свариваемые кромки и присадочные прутки. После сварки все видимые остатки флюса и шлака удаляются проволочной щеткой, а сварные швы и околошов - ные участки протираются тряпкой, смоченной в бензине. С этой же целью в электромонтажной практике для обычных случаев рекомендовано применение флюса ВАМИ (см. табл. 3-7), менее опасного в смысле коррозии, чем другие известные флюсы для алюминия.
Наилучшие по технологическим соображениям флюсы, содержащие хлористый литий, могут быть допущены только в случае гарантированного полного удаления их остатков с поверхности металла или в случае полной герметизации мест сварки (например, при соединении алюминиевых жил кабелей в соединительных муфтах).
Кроме коррозии, вызываемой химическим воздействием остатков флюса, в эксплуатации может наблюдаться также гальванокоррозия в местах контакта разнородных металлов, например в переходных медно - и сталеалюминиевых пластинах.
Для защиты от коррозии все сварные соединения в сухих и влажных[11] помещениях должны покрываться теми же красками,
которые применяют для окраски самих шин, а в установках, находящихся в сырых помещениях [12] и на открытом воздухе —» пентафталевой эмалью ПР-133 (ГОСТ 926—64) или эпоксидными эмалями ЗП4171 или ЭП4173, которые применяются с отвердите - лем № 1 (раствор гексаметилендиамина в этиловом спирте в равных частях по массе).
Все сварные соединения, находящиеся на открытом воздухе или в сырых помещениях, должны осматриваться раз в три года (при планово-предупредительных ремонтах) на отсутствие коррозии, и защитные покрытия на них при необходимости должны восстанавливаться.