Сварка при производстве электромонтажных работ
Сварка под слоем флюса
Полуавтоматическая сварка под слоем флюса.
Полуавтоматическая (шланговая) сварка плавящимся электродом считается одним из лучших способов сварки меди, так как обладает большой производительностью, дает возможность получать механически прочные, плотные швы при невысокой квалификации сварщиков.
Сварку производят при помощи полуавтоматов типа ПДШМ-500 или АДШМ-500 на постоянном токе обратной полярности. Источник тока должен иметь падающую внешнюю характеристику.
Следует применять электродную проволоку марки М1Т в состоянии поставки «твердая», так как шланговые полуавтоматы имеют подающие роликовые устройства толкающего типа, расположенные в начале шланга, и мягкая проволока не может пройти через шланг к сварочной головке (собирается «в гармошку»).
При сварке применяются плавленые флюсы марок ОСЦ-45, АН-348, АН-20 или ФЦ-9. Используются обычные приспособления для сварки шин с графитовыми подкладками под швом и боковыми формующими брусками.
Шланговой сваркой можно выполнять стыковые и нахлесточные швы, а также изготовлять гибкие температурные компенсаторы. Указания по подготовке кромок свариваемых шин и выбору электродной проволоки, а также режимы сварки приведены в табл. 10-7.
При сварке шин разной толщины на более толстой шине разделывают кромку под углом 45°. Шины укладывают на подкладку таким образом, чтобы верхние плоскости их совпадали. При этом подкладка должна иметь уступ, равный разности толщин шин. Для уравнивания степени нагревания шин при сварке на поверхность более тонкой шины, на расстоянии около 30 мм от стыка, накладывают теплоотводящую медную пластину которая должна
Режимы * полуавтоматической (шланговой) сварки меди под слоем флюса
|
Примечание. При сварке шин разной толщины силу тока выбирают по более тонкой шине. |
проволока и флюс и одновременно включается сварочный ток. Наконечник головки удерживают на расстоянии около 10 мм от плоскости шин и располагают под углом 80° к этой плоскости.
Сварку шин толщиной до 8 мм выполняют при движении головки только вдоль шва по оси стыка. При большей толщине совершают, кроме того, небольшие поперечные колебания, что способствует более глубокому проплавлению кромок.
Заканчивают сварку на угольном бруске, для чего отключают сварочный ток и останавливают подачу электродной проволоки и флюса нажатием соответствующей кнопки.
Готовые швы, так же как и при других способах сварки меди, охлаждают водой и проволочной щеткой счищают остатки флюсового шлака.
Автоматическая сварка под слоем флюса. Как уже отмечалось, автоматическая сварка меди в электромонтажном производстве целесообразна только тогда, когда необходимо выполнять длинные швы, и при больших объемах работ.
Режимы сварки отрабатываются в каждом конкретном случае.
В качестве примера приведем встречавшиеся в практике случаи изготовления с помощью автоматической сварки так называемых бортовых шин установок электролиза меди, когда к плоской шине сечением 50 X 250 мм приваривался на участке 4—5 м прямоугольный медный брус (блюмс) сечением 50 X 60 мм.
Сварку производили автоматом (сварочным трактором) типа АДС-1000-2[28] со сварочным преобразователем ПСМ-1000. Для создания необходимой падающей характеристики в цепь включали балластные реостаты РБ-300.
Использовались флюсы АН-26 или ОСЦ-45 и медная электродная проволока марки MIT диаметром 3 мм. Сварочный ток составлял 900 А, и скорость сварки 0,5 м/мин.
Большая длина шин не позволяла выполнить предварительный подогрев обычно применяемыми для этой цели способами. Поэтому подогрев производился путем наплавки дополнительного шва (5 на рис. 10-3, в) параллельно основному. Такая мера позволила нагреть шины в месте сварки до 600—650° С. После нагревания выполнялись основные швы (6 на рис. 10-3, в), для чего шины поворачивались для придания им положения «лодочкой».