Сварка при производстве электромонтажных работ
Сварка алюминия со сталью
Соединение сваркой стальных токоведущих частей электрических установок с алюминиевыми осуществляют в зависимости от их сечения, конструкции контактных узлов или их назначения с помощью переходных сталеалюминиевых пластин или непосредственно. Пластины могут быть изготовлены на стыковых сварочных машинах или сваркой с предварительным алитированием стальных заготовок.
Стыковая контактная сварка. Сварка плавлением стали с алюминием невозможна из-за образования в шве хрупкого сплава
Fe—Al. Сварка осложняется также большим различием темпера-, тур плавления алюминия (650° С), стали (1530° С) и окисной пленки алюминия (2050° С).
Для получения пластичных и прочных швов сталь — алюминий необходима такая организация процесса, при которой хрупкая составляющая AlFe удалялась бы и в шве оставался бы лишь твердый раствор Fe + А1, содержащий не более 1,9% железа на стороне алюминия и не более 10% алюминия на стороне железа в диаграмме состояния. Такой процесс может быть осуществлен контактной стыковой сваркой при условии создания ударной осадки соединяемых частей с высокой скоростью до того момента, когда начнется застывание сплава. При этом должны быть обеспечены наличие достаточного количества в жидкой фазе стали и алюминия, диффузия металлов друг в друга и необходимое усилие осадки. С этой целью завод «Электрик» в Ленинграде разработал и серийно выпускает специальную машину типа МС3201 с преобразователем давления, обеспечивающим осадку со скоростью 300— 350 мм/с.
Эта машина используется в электромонтажной практике преимущественно для заготовки узлов ошиновки установок электролиза алюминия (электролизных ванн). На ней выполняется сварка пакетов алюминиевых лент со стальными стержнями (блюмсами) катодных блоков и приварка алюминиевых башмаков к анодным стальным стержням. В первом случае пакет из 54 алюминиевых лент толщиной 1 мм и шириной 150 мм, общим сечением 8100 мм2 приваривается к блюмсу сечением 115 X 240 мм; во втором случае алюминиевый башмак сваривается со стальным стержнем диаметром 140 мм.
Установочная длина стальной и алюминиевой свариваемых частей составляет по 75 мм. Таким образом, в начальный момент сварки расстояние между зажимами машины равно 150 мм. Сварка производится на 16-й ступени регулировки трансформа - Yopa. Весь процесс после зажатия деталей выполняется автоматически. При сварке происходит угар и выплавление стали на 10 мм и пакета алюминиевых лент на 65 мм, что учитывают при заготовке пакетов.
За одну смену работы на машине МС3201 сваривают около 40 соединений стальных блюмсов с пакета ми алюминиевых лент, что позволяет оборудовать этими узлами ошиновки два крупных электролизера алюминия.
Сварные соединения стали с алюминием имеют высокие электрические и механические характеристики. Предел прочности при испытании на растяжение составляет 60—80 МПа (6—8 кгс/мм2). Разрушение происходит по алюминию в зоне термического влияния. Исследование микроструктуры сварных соединений показало, что при соблюдении необходимого технологического режима хрупкая составляющая выдавливается из зоны шва в результате ударной осадки. В случае же несвоевременной осадки в шве остается
прослойка хрупкой составляющей, толщина которой колеблется от 0,02 до 0,1 мм. Эта прослойка обусловливает низкую пластичность шва.
Таблица 11-6 Режимы алитирования стальных пластин
Примечание, стин 200 мм. Длина пла« |
Сварка плавлением стали с алюминием производится с предварительным покрытием кромок стальных деталей (пластин) тонким слоем алюминия путем али - тирования.
Для алитирования стальные пластины на участке 25—30 мм от торцов очищают от окалины и ржавчины на наждачном круге, при этом острые кромки немного закругляют. На зачищенную поверхность наносят флюс ВАМИ, разведенный водой до состояния густой пасты. После просушки слоя флюса при комнатной температуре кромки пластин погружают в расплавленный в тигле алюминий, нагретый до 750—
780° С. Режимы алитирования приведены б табл. 11-6. В процессе алитирования пластинам сообщают колебательные движения, что способствует удалению остатков флюса и шлаков.
Таблица 11-7 Режимы сварки стальных алитированных пластин с алюминиевыми
|
Не разрешается встряхивать пластины для удаления избыточного алюминия после выемки их из тигля. При наличии темных пятен или разрывов слоя алитирования следует вновь зачистить
пластину на наждачном круге и повторить алитирование.
Стальные алитированные пластины сваривают с алюминиевыми пластинами угольным электродом на постоянном токе прямой полярности. Режимы сварки приведены в табл. 11-7. Для пластин толщиной до 6 мм можно также использовать аргонодуговую сварку неплавящимся электродом. Режимы аргонодуговой сварки не отличаются от приведенных в табл. 9-9 для соединения алюминиевых шин встык.
Рис. 11-5. Применение сталеалюминиевых переходных контактных пластин при монтаже крановых троллей: a — компенсатор на тем - тературном шве троллея; б — присоединение алюминиевой подпиточ - ной шины к троллею; в — подключение питающего алюминиевого провода к троллею 1 — троллей из стального угольника; 2 — сварной шов; 3,4 — стальная и алюминиевая части пластины троллейного компенсатора типа У-1010; 5 — гибкая часть компенсатора; б — направляющее устройство на стыке уголков; 7, 9 — стальная и алюминиевая части троллейной планки типа ПТ і 8 =■ алюминиевая подпиточная шина; 10 — алюминиевый провод |
Пластины с тщательно зачищенными проволочной щеткой кромками укладывают на приспособление, предназначенное для сварки шин встык, с угольной подкладкой. На кромки пластин наносят флюс ВАМИ. В процессе сварки дугу направляют на кромки алюминиевой пластины. Стальная пластина нагревается только за счет натекающего на нее слоя расплавленного алюминия. Соединение достигается в результате сплавления алитирующего слоя с наплавленным алюминием. Техника сварки аналогична технике сварки встык алюминиевых шин.
Важным условием получения достаточной механической прочности соединения является выполнение шва с усилением необходимой величины, которая должна быть не менее указанной в табл. 11-7.
На рис. 11-5 приведены примеры использования сталеалюминиевых пластин, изготовляемых заводами Главэлектромонтажа.
Переходные пластины при заготовке узлов ошиновок или при электромонтажных работах приваривают алюминиевой частью к алюминиевым частям и стальной частью — к стальным.