Сварка при производстве электромонтажных работ
СПЕЦИАЛЬНЫЕ СЛУЧАИ СВАРКИ
Сварка свинца в электромонтажной практике применяется только при монтаже свинцово-кислотных аккумуляторных батарей. При этом производится приварка ушек аккумуляторных пластин к соединительным полосам.
До недавнего времени сварку свинца при монтаже свинцовых аккумуляторов производили исключительно водородно-воздушным пламенем. Сейчас же благодаря доступности пропан-бутана широкое распространение для этой цели получила пропан-бутано - кислородная сварка. Для сварки могут быть использованы специально выпускаемые для работы на пропан-бутан горелки ГЗМ-2-62-М или ацетилено-кислородные горелки малой мощности, такие, как «Малютка», «Звездочка» или ГС-2, приспособле н - ные для работы на пропан-бутановой смеси.
Приварка пластин аккумуляторов к соединительным полосам представляет собой простую операцию, требующую, однако, определенных навыков ввиду относительно низкой температуры плавления свинца и возможности в связи с этим переплавлення соединительных планок.
При сварке используются специальные шипцы (рис. 15-1) с плоскими щеками, которые охватывают ушко пластин. Срезанные под углом концы щек щипцов упираются в соединительную планку 2 Рис. 15-1. Приварка пластин свинцовых аккумуляторов к соединительным планкам: а — установка пластин по шаблону; б — применение для сварки спениаль - ных щипцов |
1 — соединительная свинцовая полоса; 2, 3 — ушки неприваренной и приваренной пластин; 4 — зубчатая рейка-шаблон для установки пластин; 5 — место сварки; 6 — сварочная горелка; 7 — щипцы-формочка для сварки
аккумулятора. Таким образом образуется сварочная формочка, и процесс сварки сводится к расплавлению кромок и введению в формочку присадочного металла.
В качестве присадки при сварке положительных пластин используются прутки из обычного чистого свинца. Для приварки отрицательных пластин рекомендуется отливать прутки с примесью 5% сурьмы.
Установку пластин при монтаже аккумулятора рекомендуется производить по шаблону, представляющему собой стальную полосу с пазами, в которые входят хвосты пластин (рис. 15-1, а).
В начале сварки расплавляют ушко пластины, а затем начинают вводить присадочный пруток. Необходимо следить, чтобы одновременно начала плавиться с поверхности и соединительная пластина. В случае если плавления пластины не произойдет, на нее может натечь металл без образования сварного соединения. Вместе с тем слишком интенсивное плавление пластины может привести к ее переплавленню и вытеканию металла из сварочной формы.
При сварке надо следить, чтобы расплавленный свинец не натекал под соединительные полосы и на пластины аккумулятора.
Сварка нихрома встречается в электромонтажной практике в случае соединения нагревательных элементов промышленных электропечей (башенные, шахтные, камерные) и соединения этих элементов с контактными деталями, служащими для присоединения к питающей электросети.
Такие элементы в большинстве случаев представляют собой зигзагообразные секции из железохромоникелевых сплавов (нихрома), имеющих высокое электрическое сопротивление и обладающих достаточно большой жаропрочностью. Секции изготовляются обычно из проволоки диаметром 10 мм. Длина их в среднем 2 м. Наиболее распространены сплавы высокого сопротивления марок 0Х27Ю5А и ХН70Ю. Химический состав их приведен в табл. 15-1.
Таблица 15-1
Химический состав сплавов для нагревательных элементов
Марка сплава |
Завод ская марки ровка |
Химический состав, % |
||||||
Угле род |
Мар ганец |
Крем ний |
Хром |
Никель |
Алюми ний |
Железо |
||
0Х27Ю5А |
ЭИ 626 |
Не более 0,05 |
Не более 0,3 |
0,6 |
26,0— 28,0 |
0,6 |
5,0—5,8 |
Осталь ное |
ХН/ОЮ |
ЭИ 652 |
Не более 0,1 |
Не более 0,3 |
0,8 |
26,0— 29,0 |
Осталь ное |
2,6—3,5 |
1,0 |
Эти сплавы при высоких температурах активно вступают в химическое соединение с газами атмосферы, образуя окислы и нитриды, приводящие к хрупкости металла. Поэтому их сварку надо вести в атмосфере защитного газа. Наиболее рекомендована для этой цели импульсная аргонодуговая полуавтоматическая сварка. Допускается также аргонодуговая сварка вольфрамовым электродом на постоянном токе. Режимы сварки приведены в табл. 15-2 и 15-3.
Таблица 15-2
Режимы импульсной аргонодуговой полуавтоматической сварки стержней из нихрома диаметром 10 мм
|
* Напряжение устанавливается по вольтметру, имеющемуся на установке. |
283
Импульсно-дуговая сварка производится проволокой диаметром 1,4 мм того же состава, как и основной металл. Для обеспечения необходимой надежности соединений, работающих в условиях нагревания до высокой температуры, сварка выполняется внахлестку. Длина нахлестки при сварке стержней диаметром 10 мм должна составлять 80 мм. При сварке устанавливается технологический зазор между стержнями, равный 2 мм, который фиксируется двумя_ прихватками, выполненными у концов нахлестки.
Таблица 15-3
Режимы аргонодуговой сварки вольфрамовым электродом стержней из нихрома диаметром 10 мм
5 я |
в•< |
Расход материалов на стык
*2 ч о £* о к С * s |
ч и к о О х |
Положение шва при сварке
Нижнее Вертикальное |
120—130 90—100 |
45 37 |
17—18 |
10 |
Сварка как в нижнем, так и в вертикальном положениях производится за два прохода с лицевой стороны шва и за два прохода с обратной стороны.
При первом проходе горелку перемещают только в продольном направлении вдоль кромок; при втором же проходе, кроме поступательного движения, концом горелки производят также поперечные колебания с амплитудой, равной толщине свариваемых прутков. Таким образом, общее перемещение представляет собой зигзагообразную линию. Горелку в процессе сварки держат углом вперед с наклоном 75—85°.
При сварке стержней из сплава 0Х27Ю5А после заварки лицевой стороны стыка охлаждают места сварки до температуры окружающей среды. Для сплава марки ХН70Ю такое охлаждение должно производиться после каждого прохода.
Вертикальные швы выполняют при движении горелки снизу вверх. Сварку вольфрамовым электродом выполняют по такой же технологии, как импульснодуговую.
При правильно подобранных режимах сварка нихрома по указанной технологии дает хорошие соединения — без пор, раковин и глубоких подрезов. Электрическое сопротивление соединений (благодаря нахлестке) оказывается ниже сопротивления равновеликих участков стержней примерно в два раза.