Сварка строительных и машиностроительных конструкций
Сварка строительных конструкций. Строительные конструкции бывают, как правило, двух типов: решетчатые из профильного проката и сплошные из листового металла. К первым относятся различные опоры, колонны, стропильные фермы, раскосы и т. д. Ко вторым — мостовые и крановые балки, подкрановые пути, башмаки опорных колонн и др.
Решетчатые конструкции состоят из элементов, расположенных в одной плоскости или пространстве. Элементы соединяются сваркой, образуя узлы конструкции. Элементы конструкции делают из уголков, швеллеров, двутавров. На рис. 75 показаны конструкции сварных узлов из профильного проката.
Рис. ^5. Примеры сварки узлов из профильного проката
Сварные стыки элементов таврового профиля показаны на рис. 76, а, прокатанного уголка на рис. 76, б. Сварной тавр с косыми стыками вертикальной стенки, и полки, уменьшающих напряжения от растяжения, изображен на рис. 76, в.
На рис. 76, г, д показаны стыки с продольными и поперечными соединительными планками, вваренными в стык и увеличивающими длину соединительных швов в том случае, когда расчетные напряжения в них получаются слишком высокими.
Рис. 76. Примеры сварки стыков элементов стропильных ферм |
Строительные конструкции со сплошным сечением элементов ИЗГОТОВЛЯЮТ из листового металла. Их применяют в тех случаях, когда требуется большая высота сечения элемента, например балки. Сплошные сварные балки делают коробчатого или двутаврового сечения. На рис. 77 показаны способы выполнения сварных стыков двутавровых балок из листового металла. Дополнительные накладки на стыке используют в том случае, когда стык расположен в наиболее нагруженной части балки.
Сварные балки и колонны со сплошными стенками изготовляют в сварочных цехах автоматической сваркой под флюсом. Балка сначала собирается без ребер жесткости. После сварки первого поясного шва (рис. 78) балку с помощью кантователя поворачивают на 90° вокруг горизонтальной оси. Затем, идя в обратном направлении, сваривают второй шов того же пояса, смежный с первым. После этого балку снова поворачивают на 180° и в том же порядке сварйвают швы второго пояса. На рис. 78 цифрами 1, 2, 3 и 4 указан порядок наложения продольных швов, при сварке балки. Приварка ребер жесткости производится ручной дуговой или полуавтоматической сваркой одновременно с двух сторон двумя сварщиками в направлении от середины к краям балки.
Рис. 77. Стыки сварных двутавровых балок |
Е Ш Ш Рис 78 Схема последовательных положений (1,11, III и IV) балки при сварке поясных швов |
При монтаже балок в первую очередь следует сваривать стыковые, а во вторую — валиковые швы. Порядок сварки монтажных стыков прокатанных балок показан нарис. 79, а. Сначала сваривают вертикальный шов 1, а затем швы поясов 2 и 3. При сварке монтируемых балок стыковые швы поясных листов могут быть совмещены (рис 79, б) или сдвинуты (рис. 79, в) относительно Друг друга. Порядок сварки швов остается тот же, т. е. сначала сваривают стыки вертикальной стенки 1, а затем стыки поясов 2 и 3. Продольные швы сварных балок обычно не доводятся до концов балки на 400—500 мм и заканчиваются на месте монтажа швами 4, которые свариваются в последнюю очередь
Сварка машиностроительных конструкций. Машиностроительные конструкции, как правило, сваривают в приспособлениях, обеспечивающих требуемую точность сборки для получения заданной формы изделия и его размеров. Широко распространены поворотные приспособления, придающие шву более удобное положение при сварке. В машиностроительных конструкциях обычно имеется большое количество коротких швов различного сечения, которые выполняются преимущественно ручной дуговой сваркой качественными электродами или полуавтоматической сваркой под флюсом, или в атмосфере защитных газов.
......................... |
|
«а. ... . .... |
|
-------------------- f |
// |
|
) /* я и) >»тяшт^вл |
|
6) |
|
НВТШПНІШЛ1 |
рхшаннн |
// |
|
■иааиииипТії |
И* J мтінжітШИШ |
Рис. 79 Порядок сварки монтажных стыков балок а — прокатанных, бив — сварных |
При массовом производстве однотипных изделий применяют автоматическую сварку под флюсом, газопрессовую и контактную сварку на специальных машинах или специальные способы сварки.
Основным затруднением при изготовлении сварных машиностроительных конструкций являются коробления и деформации, возникающие при сварке. Поэтому необходимо накладывать швы в такой последовательности, чтобы они давали наименьшее изменение формы изделия в целом, и использовать метод обратных деформаций.