Сварка стали
В настоящее время конструкции из стали сваривают в большинстве случаев электрической сваркой, являющейся более производительной и дающей более высокие механические свойства сварных соединений. Газовая сварка используется значительно реже и лишь в отдельных случаях: на монтаже, при ремонте, мелкосерийном производстве и других случаях. Рассмотрим особенности газовой сварки стали.
Мало- и среднеуглеродистые стали. Эти стали свариваются газовой сваркой любым из описанных выше способов. Удельная мощность пламени при левой сварке мало - и среднеуглеродистой стали составляет 100—130 л/час, а при правой — 150 л/час на 1 мм толщины свариваемого металла.
Для повышения производительности можно выполнять сварку пламенем мощностью до 200 л/час на 1 мм толщины, применяя соответственно более толстую присадочную проволоку. Однако такая сварка требует большого опыта от сварщика, так как связана с опасностью перегрева свариваемого металла и ухудшения его механических свойств. При нормальном режиме сварки стали применяется
проволока диаметром: для левой сварки d = + 1 мм; для пра-
£
вой d = — мм, где s — толщина металла в мм. При толщине метал - 2
ла свыше 15 мм диаметр присадочной проволоки берется равным 6 — 8 мм. Сварочное пламя должно иметь восстановительный характер.
Для низко - и среднеуглеродистой стали применяется присадочная проволока Св-08 или Св-08А и Св-08ГА по ГОСТ 2246—60. После сварки можно производить проковку металла шва в горячем состоянии при температуре 850—900° (светло-красное каление). Это придает структуре металла мелкозернистость, в результате чего повышается его пластичность. Проковку следует заканчивать при остывании участка шва до темно-красного цвета, так как проковка при более низкой температуре приводит к наклепу металла, в результате чего его пластичность не повышается, а, наоборот, понижается и металл становится более хрупким. После проковки шов следует подвергнуть нормализации, нагрев горелкой до указанной выше температуры и охладив на воздухе.
Высокоуглеродистые стали. Стали, содержащие свыше 0,6% углерода, свариваются значительно хуже, чем среднеуглеродистые, в которых углерода содержится от 0,25 до 0,6%. Высокоуглеродистые стали очень склонны к закалке и образованию трещин в переходной зоне и зоне влияния. Поэтому при их сварке применяется пламя с меньшей тепловой мощностью, равной 75 лічас на 1 мм толщины металла.
Пламя должно быть восстановительным или с небольшим избытком ацетилена, так как при окислительном пламени происходит усиленное выгорание углерода и шов получается пористым. Предупреждается появление закаленных зон и трещин предварительным и сопутствующим подогревом до 200—250°. Присадочным материалом служит проволока, содержащая углерода от 0,11 доО, 18%, или Св-12ГС по ГОСТ 2246—60.
Предпочитается левый способ сварки. После сварки необходима нормализация. Получить наплавленный металл с высокими механическими свойствами при сварке этих сталей можно также, применяя присадочную проволоку с нормальным содержанием углерода, но легированную хромом (0,5—1%), никелем (2—4%) и марганцем (0,5—0,8%). Металл толщиной менее 3 мм предварительно не подогревают.
Низколегированные перлитные стали. К этой группе относится сталь марки 15ХСНД (СХЛ-1, НЛ-2), состав и свойства которой были приведены в главе IX. Эта сталь хорошо сваривается газовой сваркой, восстановительным пламенем удельной мощности 75 л/час на 1 мм толщины основного металла. Присадочным материалом служит сварочная проволока Св-08, Св-08А или Св-10Г2 по ГОСТ 2246—60. Сварку ведут левым или правым способом в зависимости от толщины металла. Для улучшения механических свойств металла шва рекомендуется его проковка в горячем состоянии с последующей нормализацией.
Низколегированные молибденовые и хромомолибденовые теплоустойчивые стали. Характеристика состава и свойств этих сталей дана в главе IX. Газовой сварке чаще всего подвергаются трубы из сталей этого типа в процессе монтажа котельных агрегатов. В качестве присадочного материала используются проволоки Св-ЮХМ, Св-18ХМА по ГОСТ 2246—60. Во время сварки пламя должно иметь только восстановительный характер, так как окислительное. пламя вызывает образование тугоплавких окислов хрома, затрудняющих сварку хромомолибденовых сталей. Мощность пламени и диаметр проволоки следующие:
Толщина стеики трубы, мм до 3 4—6 7—10
Расход ацетилена, л/час. . . 300 500 750—1200
Диаметр проволоки, мм. . . 3—4 4—5 5—6 -
Свариваемые кромки скашиваются под углом 45°, фаска снимается на токарном станке. Притупление кромок должно составлять 0,5—0,7 мм, зазор между кромками не более 0,5 мм. Сборка стыков проверяется шаблонами.
Трубы собираются в приспособлении, обеспечивающем совпадение их осей. Перед сваркой кромки труб прихватываются в трех точках по окружности стыка. Сварку ведут отдельными участками. При толщине стенки до 5 мм шов делается однослойным, при толщине более 5 мм — двухслойным. Для гарантии полного провара стыка кромки предварительно расплавляют в корне шва без присадочной проволоки, а затем шов заполняется присадочным металлом на всю толщину стенки с образованием необходимого усиления. При двухслойной сварке первый слой сваривается без утолщения, а вторым слоем наваривают утолщение шва. Длина каждого участка обычно равна 15—25 мм.
Сварку следует вести без перерывов до заварки одной половины окружности стыка. При сварке второй половины стыка во избежание появления трещин следует предварительно весь стык равномерно подогреть горелкой до 250—300°.
После сварки стыки подвергаются нормализации при температуре 900—930° для стали 15М и 20М и 930—950° для стали 12ХМ и 20ХМ с выдержкой при этой температуре в течение 1—1,5 мин на 1 мм толщины стенки и последующем охлаждении на спокойном воздухе. При минусовой температуре окружающей среды сварку необходимо вести с предварительным подогревом стыка до 250— 300°.
Низколегированные хромокремнемарганцевые стали (хромансиль). Составы и свойства этих сталей приведены в главе IX. Данные марки сталей хорошо соединяются газовой сваркой. В период внедрения этих сталей в машиностроении основным способом их сварки являлся газовый. В дальнейшем газовая сварка была в основном заменена дуговой сваркой в среде защитных газов и автоматической сваркой под флюсом. Присадочным материалом при сварке этих сталей может быть малоуглеродистая проволока Св-08 или Св-08А в тех случаях, когда прочность сварного соединения менее
90 кгс/мм2. При необходимости получения более высокого предела прочности применяется проволока Св-18ХГСА или Св-18ХМА. Пламя должно иметь строго восстановительный характер. Режим сварки следующий:
TOC o "1-5" h z Толщина металла, мм.......................... 0,5 1 2 3
Расход ацетилена, л/час...................... 50 75 150 300
Диаметр проволоки, мм........................ 1 1,5 2 2,5
Низколегированные хромокремнемарганцевые стали свариваются в один слой в нижнем положении. Вертикальных и потолочных швов следует избегать. Перед сваркой листы прихватываются. Сварка должна производиться быстро, без перерывов и задержек пламени на одном месте. Следует избегать резкого охлаждения металла после сварки и стараться постепенно отводить пламя от шва, подогревая факелом металл в радиусе 25—40 мм вокруг конца шва или места наложения прихватки. После сварки сварное соединение подвергают термообработке: закалке до 880° с охлаждением в масле и последующему отпуску при 400—570®.
Высоколегированные хромоникелевые аустенитные стали. Свойства этих сталей, их марки и составы даны в главе IX. Газовая сварка этих сталей дает хорошие результаты, но эти стали склонны к повышенной деформации вследствие более низкой их теплопроводности. Поэтому сварку изделий из таких сталей следует по возможности производить в кондукторах. Присадочным металлом является проволока CB-02X19H9, Св-06Х19Н9Т, Св-08Х19НЮБ по ГОСТ 2246—60.
Таблица 67 Состав флюсов, применяемых при сварке высоколегированных хромо - никелевых аустенитных сталей
|
Сварка должна выполняться восстановительным пламенем мощ - . ностью 75 л/час на 1 мм толщины основного металла. Для шлакования окислов хрома применяются флюсы, составы которых приведены в табл. 67.
Флюс наносится на верхнюю и нижнюю стороны листов в виде пасты за 15—20 мин до сварки, а его остатки после сварки удаляются со шва.
После сварки изделие подвергают термообработке — нагреву до 1050—1100° и последующему быстрому охлаждению в воде (при толщине металла менее 2 мм — на воздухе) для предупреждения межкристаллитной коррозии шва и зоны влияния вследствие выпадения карбидов хрома. Термообработку не применяют, если сталь содержит титан в качестве стабилизатора ее структуры.
Сведения о свойствах и свариваемости чугуна были изложены в главе XIV. Здесь рассмотрим технологию газовой сварки чугунных деталей. С помощью газовой горелки можно с успехом производить ремонтную сварку изделий из серого литейного, а также ковкого и высокопрочного чугуна. Более длительный и равномерный нагрев, обеспечиваемый пламенем при газовой сварке, способствует получению в металле шва структуры серого, неотбеленного чугуна, хорошо поддающегося последующей механической обработке. При сварке чугуна образуется достаточно большое количество окислов марганца и особенно кремния, затрудняющих сварку. Для удаления этих окислов в шлаки применяют флюс в виде молотой буры или смеси одного из следующих составов: 1) 56% буры, 22% углекислого натрия (соды) и 22% углекислого калия (поташа);
2) 50% буры, 47% двууглекислого натрия и 3% кремниевой кислоты;
3) 23% буры, 27% углекислого натрия и 50% азотнокислого натрия. Сварку ведут только в нижнем положении с предварительным общим или частичным подогревом свариваемой детали. Применяется восстановительное или слегка науглероживающее сварочное пламя, так как окислительное пламя вызывает местное выгорание кремния, вследствие чего на этих участках шва возможно образование структуры отбеленного чугуна.
Присадочным металлом при сварке служат прутки из чугуна диаметром 6, 8, 10 и 12 мм, длиной 400—700 мм. Состав чугуна присадочных стержней следующий: 3—3,6% углерода, 3,6—4,8% кремния, 0,5—0,8% марганца, не более 0,08% серы, 0,3—0,5% фосфора, остальное — железо. Мощность пламени должна составлять 100—120 л/час на 1 мм толщины основного металла. Кромки металла скашиваются под углом 45° и должны быть очищены перед сваркой до металлического блеска, а затем прогреты пламенем сварочной горелки.
Во время сварки пруток периодически погружают во флюс и переносят его в сварочную ванну; кроме того, флюс подсыпают в ванну ложкой. В целях ускорения процесса и регулирования равномерности нагрева крупные детали рекомендуется сваривать одновременно двумя горелками. Концом прутка все время перемешивают сварочную ванну, облегчая этим выход наружу растворенным в металле газам, тем самым предупреждая появление пор в металле шва.
Полный подогрев свариваемой детали производится в горне, печи или временном очаге. Температура нагрева составляет от 300 до 600°, в зависимости от размеров и формы детали. После сварки нужно обеспечить медленное охлаждение детали, покрывая ее асбестом или засыпая песком для изоляции от окружающей среды. При нагреве в печи свариваемые детали охлаждаются вместе с печью.
Чугун серый, ковкий и высокопрочный можно сваривать латунной
присадочной проволокой марки J1-62, имеющей температуру плавления 850—900°, что значительно ниже температуры плавления чугуна, которая равна примерно 1200°. При этом способе кромки чугунной детали не расплавляются, а нагреваются только до температуры плавления латуни и облуживаются последней. На подготовленную таким образом поверхность кромок затем наплавляется соединительный слой металла шва, состоящий из сплава, состав которого будет близок к составу присадочных латунных стержней. Так как латунь является пластичным металлом, то место сварного соединения будет обладать достаточной прочностью и необходимой пластичностью.
Лучше всего поверхность нагретого чугуна смачивается латунью при температуре нагрева чугуна до 700—850°. При более низкой температуре, порядка 600°, наплавленный металл быстро застывает и содержащиеся в нем газы не успевают выделиться, что вызывает появление пористых швов. При температуре нагрева свыше 900° происходит растворение железа в латуни и испарение из нее цинка, что также вызывает пористость наплавленного металла. Кроме того, при этой температуре графит чугуна выгорает, что ухудшает смачивание чугуна расплавленной латунью. Для предупреждения испарения цинка, входящего в состав латуни, пламя должно иметь избыток кислорода до 30—40%. Латунь наплавляется менее горячей частью пламени, которое направлено на присадочный пруток и находится от него на несколько большем расстоянии, чем обычно.
Для сварки чугуна латунью наиболее целесообразно применение газообразного флюса (см. § 8). Кроме того, применяются чугунные прутки с медным покрытием, улучшающим смачиваемость кромок свариваемого металла наплавленным металлом, а также прутки из чугуна специального состава, температура плавления которого лежит между 1050 и 1200° (эвтектического чугуна). При сварке чугуна специального состава употребляются особые флюсы в виде пасты. При отсутствии специальных чугунных прутков или латуни марки Л-62 трещины в чугунных деталях можно заваривать также проволокой из электролитической красной меди.
Низкотемпературная сварка и заварка литейных дефектов в чугунных деталях. Данный способ разработан ВНИИАвтогеном и состоит в заварке литейных дефектов с применением специального флюса-пасты и присадочных стержней из чугуна особого состава, без расплавления основного металла. Присадочные стержни имеют следующий состав (%):
Д{ія толстостенных изделий |
Для тонкостенных изделий |
3,0—3,5 2,8—3,6 0,52—0,6 |
Углерода Кремния. Марганца |
3,2—3,8 4,1—3,8 0,6—0,8 |
Серы....................................... не более 0,05 не более 0,05
Фосфора............................ 0,2—0,4 0,2—0,4
, Никеля................................ 0,4—0,6 0,4—0,6
Хрома............................................. до 0,1 до 0,1
Титана.............................. 0,15—0,20 0,15—0,20
Стержни отливаются в кокиль и имеют диаметр 5, 7, 9 и 12 мм. Флюс-паста имеет следующий состав: 8% двуокиси титана, 10% азотнокислого калия, 8% фтористого кальция, 45% буры технической, 3% ферротитана, 21% фтористого натрия, 5% фтористого лития. Место заварки зачищают до металлического блеска. При толщине стенки до 10 мм кромки подвергаются V-образной разделке с углом раскрытия 70—90°, при толщине стенки более 10 мм— Х-образной. Литейные дефекты (поры, шлаковые включения) вырубают и кромки разделывают под общим углом раскрытия шва 45—60°.
Перед сваркой производится местный нагрев изделия горелкой до 300—400°; изделия с более сложной формой подвергают общему нагреву в печи до той же температуры.
На нагретую поверхность наносится слой флюса-пасты и место заварки нагревается горелкой до 750—790°. Пламя должно быть нормальным восстановительным. При такой температуре нагрева флюс-паста начинает плавиться, покрывая место сварки тонкой пленкой. Присадочный стержень покрывается снаружи флюсом-пастой и расплавляется постепенно, капля за каплей стекая на завариваемую поверхность и растекаясь по ней. Сварка ведется справа налево, пламя горелки перемещается впереди шва. После заварки изделие медленно охлаждается в песке или под слоем асбеста.
При данном способе заварки отсутствуют зоны твердого отбеленного чугуна, так как основной металл не доводится до состояния плавления, наплавка получается плотной, мягкой и хорошо обрабатывается резцом. Ремонтируемое изделие испытывает незначительные внутренние напряжения, и трещины при заварке не образуются.
S
§ 7. Сварка меди
Свойства и свариваемость меди были изложены в главе XV. Медь хорошо сваривается газовой сваркой. Правильное выполнение сварки с последующей проковкой позволяет получить сварное соединение с пределом прочности металла шва 17—22 кгс/мм2 при пределе прочности основного металла из мягкой меди 22—23 кгс/мм2. Вследствие высокой теплопроводности для сварки меди требуется пламя повышенной мощности. Для толщин до 10 мм мощность пламени должна быть равной 150 л/час, а для толщин свыше 10 мм— 200 л/час ацетилена на 1 мм толщины основного металла. Более толстую медь рекомендуется сваривать двумя горелками одновремен
но; одной для подогрева с мощностью 150—200 л/час, а второй для сварки с мощностью 100 л/час ацетилена на 1 мм толщины.
Для уменьшения отвода тепла свариваемые детали сверху и снизу покрывают листами асбеста. Используется восстановительное сварочное пламя, ядро которого держится почти под прямым углом к кромкам листов на расстоянии 3—6 мм от поверхности ванны. Для уменьшения образования закиси меди - и предупреждения появления горячих трещин сварку следует вести быстро, без перерывов, строго следя за сохранением восстановительного характера сварочного пламени. Применять прихватки перед сваркой не следует. Сваривать изделие рекомендуется в сборочно-сварочном приспособлении (кондукторе). Сварка пламенем с избытком ацетилена вызывает реакцию восстановления закиси меди водородом и окисью углерода, содержащимися в пламени, в результате чего в наплавленном металле образуются поры и мелкие трещины.
При сварке в качестве присадочного металла используется проволока из чистой (электролитической) меди или из меди, содержащей до 0,2% фосфора и до 0,15—0,30% кремния в качестве раскис - лителей. Диаметр проволоки должен быть от 0,5 до 0,75 S (S—толщина металла, подвергаемого сварке). Проволока диаметром свыше 8 мм не применяется.
Распределение тепла при сварке меди следует регулировать так, чтобы проволока плавилась несколько ранее кромок, наплавляя присадочный металл на только еще начинающие расплавляться кромки основного металла. Скос кромок производится под углом 45° при толщине листов свыше 3 мм. Притупление кромок составляет0,2 мм от их толщины. Кромки перед сваркой зачищают до металлического блеска или подвергают травлению в растворе азотной кислоты с последующей промывкой в воде.
Для раскисления меди при сварке и удаления в шлак образующихся окислов используются флюсы, составы которых приводятся в табл. 68.
Таблица 68 Составы флюсов, используемых при сварке меди
|
Флюс, в составе которого находится кислый фосфорнокислый натрий, применяется при сварке проволокой, не содержащей раскис - лителей в виде кремния и фосфора. Флюсы вносятся в ванну, а также ими покрывают конец присадочного прутка, кромки свариваемого металла на расстоянии 40—50 мм в обе стороны от оси шва и обратную сторону свариваемых листов. Флюс-паста состава № 4 наносится на пруток в виде покрытия.
Для измельчения зерен наплавленного металла и повышения плотности шов после сварки проковывают. Металл толщиной до 5 мм проковывают в холодном состоянии, а более толстый— при 200— 300°. После проковки шов отжигают при температуре 500—550°, подвергая его затем быстрому охлаждению водой, что сохраняет мелкозернистую структуру и повышает пластичность наплавленного и основного металла. Во избежание образования трещин проковку не следует вести при температурах выше 500°, так как медь при этих температурах становится хрупкой.