ДЕФЕКТЫ И КОНТРОЛЬ СВАРНЫХ ШВОВ И ИЗДЕЛИЙ
Классификация дефектов. Вег дефекты подразделяются на наружные, внутренние и сквоз-
К наружным дефектам относятся занижение размеров и превышение усиления сварных швов, смешение шва от оси, подрезы (рис. 156), наплывы, усадочные раковины, незаплавленные кратеры, наружная пористость, трещины, выходящие на поверхность шва или околошовной зоны. К наружным дефектам относятся также неравномерность ширины н катета шва и круп - гая чешуйчатость валика.
К внутренним дефектам относятся газовые поры, шлаковые и н ж г&ллическяе включения, непровары (рис. 157), трещины в металле шва н в зоне термичес>.ого влияния.
Сквозные дефекты представляют собой свищи, прожоги и сквозные трещины.
Причин дефектов сі арных швов мною, основные из них — низкое качество сварочных материалов, неправильная сборка, неисправность оборудования, отклонения от технологии и низкая квалификация сварішиов. При автоматической сварке дефектов возникает, как правило, меньше, чем при ручной.
Происхождп Є 1 'ТуШоОСТЬ ос “ЯГЛ дефектов сварки. Для обеспечения работы изделия стыковые швы должны имт» небольшое усиление высото* 1—2 мм. Излишнее усиление шва (более 3—4 мм) в изделии, работающем на динамическую нагрузку, приводит к концентрации напряжений и снижению работоспособности сварного соединения. Особенно опасна концентрация напряжения для легирої - яш-' ств лей при работе конструкций при отрицательной температуре.
Крупная чешуйчатость шва, неравномерная ширина его и наличие наплывов наб польются при сварке на монтаже в неудобных условиях работы.
Подрезы пред. чавляют очень серьезную опасность, так как являются концентраторами напряжений в самом слабом месте сварного соединения, где часто бывает перегретый металл. Кроме того, подр - зы уменьшают рабочее сечение шва. В ответственных конструкциях д ire незначи , tbhc е подрезы недопустимы. Подрезы исправляются наплавкой тонкого шва.
Непровары в корне сварного соединен и между слоями многослойного шва являются кони нтраторами іапряжений уменьшают сплошность металла сварного соединения и работоспособность конструкций., К этому особенно чувствительны легированные стали.
Наружная и внутри яяя пористость шва образует местную концентрацию напряжений, уменьшает физическую сгпошность металла и может привести к преждевременному разру-
f — а)
6) |
Сплошной
кіению конструкции под нагрузкой. Причиной образования пор являются газы, которые образуются в процессе плавления и остывания металла шва и не успевают выйти в шлак.
Неметаллические (шлаковые) включения снижают ударную вязкость и прочность сварного соединения. Они получаются в результате плохой зачистки кромок от окалины и ржавчины и предыдущих слоев при многослойной сварке.' Наименьшее количество неметаллических включений имеет место при сварке в защитных газах. Небольшие округлые включения не опасны. При сварке вольфрамовым электродом могут образоваться вольфрамовые включения. Этот дефект по степени опасности соответствует шлаковым включениям.
Трещины (продольные и поперечные, по шву и околошовные) создают несплошность материала для силового потока и вследствие этого местную концентрацию напряжений с резким падением динамической и вибрационной прочности конструкции. В зависимости от сосі ава и свойств сварных швов и основного металла образовавшаяся в зоне сварки трещина может распространиться на значительную длину. 1 р"щины считают самым опасным дефектом сварки.
влияние дефектов на снижение прочности сварных соединений. Влияние дефекта на работоспособность сварного соединения следует рассматривать с точки зрения формы', длины и расположения его по отношению к направлению действующей силы. Более опасными являются дефекты вытянутой формы (трещины, непровары), менее опасными—-дефекты округлой формы (одиночные газовые поры, шлаковые включения). Дефекты, направленные параллельно силовому потоку, менее опасны для конструкций, работающих на статическую нагрузку. Непровар величиной в 25% от толщины металла при понижении температуры до —45 °С вызывает уменьшение временного сопротивления на растяжение сварного соединения в 2 раза, пластичности — более чем в 2—4 раза. Особенно сильно уменьшается прочность сварных соединений под s лиянием физической несплошности. Например, непровар стыкового шва из низкоуглеродистой стада допускается только до 5% от толщины металла, а при сварке легированных сталей — еще меньше. Одиночные поры в количестве не более 5—6 на і см2 сечения шва допустимы в сварных соединениях из низко - углеродистой стали