Производство Железоокисных пигментов для строительства
Современная насыщенность строительного рынка отечественными и импортными материалами требует от производителей высокой конкурентоспособности производимой продукции по всем показателям. В связи с этим наряду с качественными характеристиками предъяаля - ются требования к декоративным свойствам материалов.
Все чаще для дорожного строительства используются бетонные элементы мощения, особенно цветные. Альтернативой окрашивания фасадов зданий красками на основе алкидных и пентафталевых смол является окрашивание изделий в процессе формования с использованием недефицитных стойких пигментов. В этом случае происходят химические и физические взаимодействия с образованием коллоидов твердых растворов, укрепляющих и упрочняющих структуру цветного камня.
Анализ литературных данных и мировой практический опыт показали, что цементные изделия с железосодержащими пигментами (ЖСП) отличаются высокой светостойкостью в течение многих лет; щелочестойкос - тью — выдерживают рН 13; устойчивостью цвета в условиях изменения влажности и температуры.
ЖСП должны обладать постоянным оттенком, мало изменяющимся химическим составом, размером и формой частиц.
Исходя из этих условии на ЗАО «Челябинский завод ЖБИ-1» разработана технология получения ЖСП различной цветовой гаммы методом осаждения и прокаливания. В качестве исходного сырья используются отходы близлежащих предприятий металлургической промышленности: пыли, шламы, содержащие железо, железный купорос, отработанные травильные растворы, в том числе гальванических производств, металлолом низколегированных сталей и др.
Разработанная технология позволяет приспосабливаться к условиям производства, наличию сырья и реагентов. Например, если затруднительно организовать реагентное производство, то реагенты можно подавать в виде сухих компонентов. При этом необходимо исключить образование дополнительных центров кристаллизации. местных пересыщений.
Процесс синтеза пигментов проводится в реакторе в течение 20—40 ч в зависимости от цвета и марки пнгмента, при регулировании температуры и значения рН среды. При этом в общем случае протекают следующие реакции:
1. Гидролиз сульфата железа с одновременным окислением железа кислородом воздуха
2FeS04 + i 02 + ЗН20 = 2а - FeOOH + 2Н20
2. Коррозия металлического железа
Fe + Ч 02 + Н20 = Fe(OH)2.
3. Растворение коррозионной пленки серной кислотой, образовавшейся в результате гидролиза с восстановлением израсходованного при гидролизе сульфата железа
Fe(OH)2 + H2S04= FeS04^ 2Н20.
Суммарная реакция
2Fe + h02 + Н20~»2сх FeOOH,
То есть имеет место растворно-осадочный механизм синтеза желтого железосодержащего пигмента. Полученную суспензию разделяют на пресс-фильтре, и после промывки и сушки используют в производстве тротуарной плитки.
Учитывая то, что железо имеет валентность 11 и III, можно получить пигменты желтого, красного, коричневого и черного цветов, удовлетворяющих требованиям ТУ и ГОСТа.
При изготовлении тротуарной плитки пигменты вводятся непосредственно в виде пасты (влажностьюдо 50%) с водой затворения. При этом необходимо удостовериться, что прочие добавки не окажут отрицательного воздействия на выбранный колер и не изменят физико-химические свойства цементного камня, а сле - аоватед ьно. и гото во и п роду кции.
Кроме того, некоторые комбинации пигментов позволяют положительно воздействовать на свойства бетона. Таким образом, выбор пигмента лля окрашивания бетонной смеси определяется свойствами пигмента и материалов, характером их взаимодействия, а также параметрами переработки смеси и условиями эксплуатации готовых изделий.
Так, например, в процессе службы цветных бетонов на поверхности образуются так называемые высолы. ухудшающие декоративные свойства, которые определяются как наличием миграции соединении кальция, натрия и др., так и полностью цементного камня. До сих пор достоверно не установлен механизм этого явления и соответственно нет эффективных способов борьбы с ним.
Есть данные о том, что введение кремнийсодержаших соединений фиксирует мигрирующие соединения, снижая тем самым высолообразование. В то же время есть ряз способов получения ЖСП. предполагающих использование инертных носителей — микробарита, талька, каолина.
Исходя из вышеперечисленного хля синтеза используется отход производства ферросплавов — активный мелкодисперсный микрокремнезем, который на 905с рентгеноаморфен (размер частиц 0.1—5 мкм изометрическом формы).
Наработанные партии ЖСП с использованием в качестве инертного носителя микрокремнезема показывают возможность получения пигментов широкой цветовой гаммы. Количество микрокремнезема в пигментах составляет 10—50е?. При этом все пигментные свойства аналогичны показателям пигментов, в которых содержание соединений железа 67—98%, что достигается особым способом расположения игловидных кристаллов пнгмента на частице кремнезема.
Применение ЖСП в производстве тротуарной плитки до 10% в пересчете на оксиды придает готовому изделию хорошие декоративные свойства, а необычные структурные составляющие позволяют получать высокую прочность и морозостойкость строительных материалов. Кроме того, введение ЖСП в систему понижает концентрацию растворимых соединений, чем кальматиру ют поры и повышают плотность цементного камня. Снижение микропористости на 3—5^ снижает высолообразование на 35—50%.
Таким образом, производство пигментов и применение их в стройиндустрин позволяет наряду с решением экологических проблем получить окрашенные строительные материалы, а также расширить их ассортимент.
РгзулШАЖИ Wfy'YZ'H'X Tie&IS'DCSA^TiTi
В. П. ИЛЬИНА, канд. техн. наук, ст. научн. сотрудник,
А. А. ИВАНОВ, научн. сотрудник. Институт геологии КНЦ РАН (Петрозаводск)