О некоторых тенденциях развития промышленности строительных материалов
Прошедшее десятилетие было тяжелым периодом и истории промышленности строительных материалов России, охватившим ее деятельность от волюнтаристского диктата жесткой плановой экономики л о пока еше складывающихся основных зачатков регулирующей деятельности рыночного потребления.
Резкий всплеск рыночного спроса в начале 90-х годов при исторически сложившемся дефиците строительных матер паю в. в основном для индивидуального потребления населением страны, затем интенсивное падение спроса к объемов производства подавляющего большинства отечественных строительных материалов и предметов домоустройства, существенная экспансия импортных строительных материалов и предметов домоустройства и к кониу 90-х годов вновь начавшийся поворот рыночного спроса к отечественной высококачественной и новой продукции — таков десятилетний этап реального существования одной из важнейших отраслей промышленности. характеризующей благосостояние народа.
Стихийное интенсивное разрушение одновременно и с низов, и с государственных верхов системы централизованного управления промышленностью строительных материалов и самостоятельный выход предприятий на рынок дефицита, эйфория кажущейся свободы, высокая степень прибыльности и большой нетрудовой денежный поток при слабости отечественной нормативно-технической документации на качество строительных материатов явились главными причинами развала важнейшей отечественной отрасли промышленности, наступившего к середине десятилетия.
Низкий технологический уровень производства большинства строительных материалов и предметов домоустройства при попустительстве широко разрекламированной показ ной системы борьбы за качество выпускаемой продукции при одновременном настрое всей экономики страны на количественные показатели привел к тому, что раскрывшийся отечественный рынок при благоприятно сложившемся курсе рубля и доллара позволил более качественным импортным товарам практически вытеснить с рынка продукцию отечественного производства. Низкокачественные отдельные виды продукции промышленности строительных материалов оказались никому не нужными. Предприятия, их производившие.* практически прекратили свое существование и только крайняя нужда потребителей поддерживает еле теплящуюся деятельность этих производств.
Структурная перестройка в области жилищного строительства из-за слабого представления о потребностях и возможностях населения, практически врасплох захватившая все органы местного управления строительным производством, привела к фактическому развалу структуры строительного комплекса и к закрытию многих производств, консервации многочисленных начатых строительством объектов промышленности строительных материалов.
Падение жизненного уровня основной массы населения, безработица, жизненная неустроенность, неподготовленность к рыночным условиям не могли не сказаться на деятельности промышленности строительных материалов, являющейся барометром жизненного уровня населения страны. Снижение жизненного уровня населения находится в прямой зависимости от уменьшения объемов производства и потребления строительных материалов.
Научно-техническая база превратилась в сеть малых частных предприятий, перебиваюшихся разовыми. порой чисто случайными заказами, а производственные помещения превратились в дополнительный доход от сдачи их п арендную эксплуатацию.
Роль машиностроительной базы стало играть, с одной стороны, собственное оборудование, освободившееся из-за снижения объемов производства и успешно разбираемое на запчасти для оставшегося в эксплуатации. С другой стороны, сеть шустрых предпринимателей, близких ранее к развитию промышленности строительных материалов и осведомленных о недостроенных законсервированных объектах, помогала «владельцам» этих объектов реализовать имевшееся оборудование, превращая инвестиционное финансирование в карманные средства наживы.
Опытно-конструкторские работы практически прекратились, а имевшаяся, годами создаваемая опытно-конструкторская до куме н - таиия, даже не попав в оценочные балансы приватизационного процесса, превратилась в утиль и в лучшем случае разбрелась по рукам отдельных лиц, стала предметом купл и - продажи.
Огромная сеть сложившихся всероссийских и региональных выставок и ярмарок в области промы -
1999 г. (поданнык |
|||
Наименование показателей |
1991 г. |
Госстроя РФ и Госкомстата) |
1999 г., % к 1991 г. |
Промышленность строительных материалов в целом: |
|||
Объем промышленной продукции (в фактически действующих ценах), млрд. руб |
44,2 |
77 |
174,2 |
Число предприятий, ед. |
2217 |
9771 |
4,4 раза |
Степень износа основных фондов (в сопоставимых ценах по крупным |
39,8 |
54,2 |
Старение за рассматривае |
И средним предприятиям), % |
Мый период в 1,36 раза I |
||
Коэффициент обновления основных фондов (в сопоставимых ценах |
4,8 |
0,8 |
Обновление основных |
По крупным и средним предприятиям), % |
Фондов ухудшилось в 6 раз |
||
Цемент |
|||
Производство, тыс. т |
77462,6 |
28445 |
36,7 |
Объем промышленной продукции (в фактически действующих ценах), тыс. руб. |
4291914 |
7906321 |
184 |
Цена на продукцию (в фактически действующих ценах), руб./т |
65,4 |
276 |
502 |
Промышленная продукция (в приведенных ценах к 2000 г.), тыс. руб. |
21530820 |
7906321 |
36,7 |
Динамика изменения мощностей, тыс. т |
86852 |
73282 |
-13670(15,6%) |
Уровень загрузки мощностей, % |
68,6 |
38,7 |
43,7 |
Стеновые материалы всего |
|||
Производство в натуральном исчислении, млн. шт. усл. кирпича |
34166,5 |
12848,1 |
37,6 |
Объем промышленной продукции (в фактически действующих ценах), тыс. руб. |
4943738 |
10842853 |
219 |
Цена на продукцию (в фактически действующих ценах), руб. |
144,7 |
843,9 |
583 |
Промышленная продукция (в приведенных ценах к 2000 г.), тыс. руб. |
28833109 |
10842853 |
37,6 |
Динамика изменения мощностей, млн. шт. усл. кирпича |
32089,3 |
24293,6 |
-7795,7 (24,3%) |
Уровень загрузки мощностей, % |
80,9 |
45 |
55,6 |
Стекло листовое |
|||
Производство в натуральном исчислении, млн. м2 |
186,45 |
140,9 |
75,6 |
Объем промышленной продукции {в фактически действующих ценах), тыс. руб. |
1476634 |
4294829 |
290,9 |
Цена на продукцию (в фактически действующих ценах), руб. |
7,9 |
30,5 |
386 |
Промышленная продукция (в приведенных ценах к 2000 г.), тыс. руб. |
5683256,7 |
4294829 |
75,5 |
Динамика изменения мощностей, млн. м2 |
226 |
140,9 |
-85,1 (37,6%) |
Уровень загрузки мощностей, % |
82,5 |
67,6 |
81,9 |
Мягкие кровельные материалы и изол |
|||
Производство в натуральном исчислении, млн. м2 |
1023,5 |
370,5 |
36,2 |
Объем промышленной продукции (в фактически действующих ценах), тыс. руб. |
902414 |
2283940 |
253 |
Цена на продукцию (в фактически действующих ценах), руб. |
0,9 |
6,16 |
684 |
Промышленная продукция {в приведенных ценах к 2000 т.), тыс. руб. |
6321674 |
2283940 |
36,1 |
Динамика изменения мощностей, млн. мг |
163),1 |
954,6 |
-876,5 (47,86 96) |
Уровень загрузки мощностей, % |
55,7 |
36,6 |
65,7 |
Изделия санитарные керамические всего |
|||
Производство в натуральном исчислении, тыс. шт. |
6925,8 |
4802.6 |
70,3 |
Объем промышленной продукции (в фактически действующих ценах), тыс. руб. |
129058 |
299161 |
232 |
Цена на продукцию (в фактически действующих ценах), руб |
18,6 |
62,3 |
334 |
Промышленная продукция {в приведенных ценах к 2000 г.). тыс. руб. |
431418 |
299161 |
69,3 |
Динамика изменения мощностей, тыс. шт. |
4592 |
7017 |
+2425 (52,8 %) |
Уровень загрузки мощностей, % |
66,6 |
60,1 |
69,4 |
Плитки керамические всего |
|||
Производство в натуральном исчислении, тыс. мг |
52378,8 |
33424,9 |
63,8 |
Объем промышленной продукции (в фактически действующих ценах), тыс. руб. |
608993 |
2328067 |
261 |
Цена на продукцию (в фактически действующих ценах), руб. |
11,6 |
62,6 |
539 |
Промышленная продукция (в приведенных ценах к 2000 г.), тыс. руб. |
3648225 |
2328067 |
63,8 |
Динамика изменения мощностей, тыс. мг |
52530 |
39260 |
-13270 (25.3 %) |
Уровень загрузки мощностей, % |
95.9 |
75 |
78,2 |
Нерудные строительные материалы всего |
|||
Производство в натуральном исчислении, тыс. мэ |
554013,7 |
147420 |
26,6 |
Объем промышленной продукции (в фактически действующих ценах), тыс. руб. |
849091 |
3543860 |
417,3 |
Цена на продукцию (в фактически действующих ценах), руб. |
1,53 |
24,2 |
1582 |
Промышленная продукция (в приведенных ценах к 2000 г.), тыс. руб. |
13318050 |
3543660 |
26,6 |
Динамика изменения мощностей, тыс. м3 |
359059 89,6 |
250000 59.2 |
-159059(44,3%) 66,1 |
Тленности строительных материалов и предметов домоустройства из средств пропаганды, реализации новых технологий и оборудования в преобладающей своей массе превратилась в торговый прилавок оптовой продажи готовой продукции. Продавцы-менеджеры в лучшем случае могут назвать страну, из которой поступила продукция, а уж на каком заводе делается эта продукция. где он находится, его реквизиты и кто его руководители — тайна за семью печатями.
Промышлсиность строительных материалов и предметов домоустройства входит в новый век без четко выраженной базы, на которой должно осуществляться ее развитие. Нет ясности о перспективности технологий н оборудования, уверенности в жиз - недеятельности ма ш и ностро i(тель - ной базы, способной выставить оборудование. конкурентное зарубежному. Закупка образцов зарубежного оборудования, не имеющих отечестве н н ых ко н куре нтоспособн ы аналогов. государством облагается таким налогом на добавленную стоимость и таким таможенным сбором, что складывающаяся окупаемость продукции не позволяет привлечь кредитные источники для финансирования.
Рынок заполняют зарубежные материалы, технологии и оборудование. использование которых в развитых зарубежных странах запрещено по тем или иным причинам.
Основные показатели работы отдельных ведущих подотраслей промышленности строительных материалов и предметов домоустройства за последнее десятилетие приведены в таблице (данные Госкомстата).
А н аз из сложившегося положения в основных подотраслях промышленности строительных материалов свидетельствует, что введение частной и смешанной собственности привело к раздробленности предприятий, в результате чего их численность возросла почти в 4.4 раза.
Сложно сейчас утвердительно сказать, чего в этом больше — положительного или отрицательного, но абсолютно очевидно: отрицательное влияние раздробленности предприятий сказывается на техническом уровне их обслуживания, а пояачение массы случайных людей в отрасли, их часто прагматичный подход к технологии и эксплуатации оборудования, выжимание из предприятия любой ценой больших доходов привели к повсеместно падающему техническому уровню производства.
Это прежде всего результат, основанный на желании каждого небольшого предприятия отделиться и чувствовать себя хозяином положения. что ярко характер и зо вазо начато 90-х годов, это и результат появления огромной сети посреднических предприятий, возомнивших себя производителями, это и просто огромная сеть структур, перекупающих, поставляющих и внедряющих строительные матери азы. Благо строительные материалы в большинстве своем пользовались спросом, что породило огромное количество магазинов, складов, баз, площадок и просто мест купли-продажи строительных материалов.
По количеству их они могли уступить лишь более интенсивному росту количества точек по продаже продовольственных товаров, запасных частей к автомобилям и бензозаправочных станций.
Однако все это вместе взятое утвердило промышленность строительных материалов, с одной стороны. как весьма популярную подотрасль. обещающую неплохой источник благосостояния заполнившему рынок массовому частному предпринимателю, а с другой стороны, привело к технически бесконтрольной политике торговли всем, что подвернется под руку, и явно мешало производителям продукции заниматься ее совершенствованием.
Это был начальный перестроечный период. По существу разрушились отраслевые государственные и местные объединения. Пропали всякие государственные функции и заказы. Каждый действовал по своему разуму и умению К середине десятилетия промышленность потеряла безвозвратно мощностей по производству цемента 15,6 %, а оставшиеся используются на 38.7 %: в производстве стеновых материалов соответственно 24.3 % и на 45 %: в листовом стекле — 37,6 % и на 67.6 %: в мягких кровельных материалах — 47.S 9с и на 36,6 Я>: в промышленности нерудных строительных материалов безвозвратно потеряно мощностей 45.4 а имеющиеся используются лишь на 75
Основные фонды за десятилетие устарели в 1.36 раза. Износ основных фондов составил 54,2 %. Ежегодное обновление основных фондов составляет 0.8 %. Если так дальше будет продолжаться, то за десятилетие износ основных фондов составит в среднем 20.2 %. Это полный промышленный кризис.
Дефолт августа 1998 года положительно сказался на деятельности отечественной промышленности, сократился ввоз и использование импортных товаров. Увеличилось потребление отечественных товаров, возрос объем производства. Стабилизировалась деятельность отдельных подотраслей промышленности. Спрос стимулировал скачок иен на отечественные строительные материалы.
В этих условиях начат и просматриваться и просчитываться тенденции развития строительных материалов на ближайшее десятилетие.
Прежде всего, проявились наконец новые организационные тенденции, связанные со стремлением предприятии образовать узкопрофильные объединения, некоммерческие организации, холдинги и другие структуры. Главная тенденция — объединение по интересам, например производителей только керамического кирпича, только ячеистобетонны. ч изделий, только силикатного кирпича. только мягких кровельных материалов и т. п. По-видимому, и зависимости от вида продукции такие объединения могут быть региональными. межрегиональными, всероссийскими.
Начинание это не новое. Оно широко распространено во многих странах Европы. Азии. Америки, н руководители наших отдельных подотраслей промышленности строительных материалов достаточно подробно изучили опыт их работы. Это положительное явление позволяет:
• обеспечить целенаправленно работу на внедрение новой техники. разработку новых технологий и оборудования:
• совершенствовать нормативно - техническую документацию, направленную на создание конкурентоспособной продукции:
• вести целенаправленно подготовку рабочих и инженерно-технических кадров:
• обеспечить совместными усилиями защиту своих интересов в государственных органах:
• совместными усилиями обеспечить эффективные методы обмена опытом с предприятиями зарубежных стран:
• наладить строгий контроль за конъюн ктурой потреб ител ьско - го рынка:
• сосредоточить финансовые средства на решении наиболее острых отраслевых проблем.
Эта очень важная тенденция по стремлению предприятий на добровольное объединение своих возможностей должна быть поддержана властями всех уровней и будет способствовать главному — повышению технического уровня предприятий и качества продукции.
Вторая организационная тенденция меньше связана собственно с технологией производства строительных материалов, но сыграет очень серьезную и важную роль в целом в ускорении развития отечественных строительных материалов и будет способствовать внедрению в отечественной рынок новой продукции. Это касается создания сети торгов о - коми, Ickiii Ов очных предприятий районного значения, приближенных к непосредственным потребителям строительных. материалов и предметов домоустройства. Работа в этом направлении ведется, однако носит пока стихийный характер. В то же время она требует повышенного внимания.
Основные задачи торгово-ком - плектовочных предприятий:
• связь между производством и строительным применением;
• обеспечение возможности любому. даже самому изысканному застройщику приобрести все необходимые материалы, даже с изготовлением отдельных видов изделии и материалов по индивидуальным заказам, причем по досту пным иенам:
• помочь клиенту доставить товар на стройку:
• порекомендовать исполнителя работ:
• создать клиенту все условия, чтобы затраты его времени на комплектацию строительными материалами и предметами домоустройства задуманной стройки были минимальными и, по возможности, не мешали его основной работе.
Немалое значение имеет обеспечение потребителя материалами, производство которых расположено на значительном расстоянии от потребителя и доставка порой малой партии, которая требуется для задуманного объекта, будет превышать стоимость самого товара. Существовавшая плановая система размещения строительства предприятий промышленности строительных материалов во главу угла ставила наличие строительной базы, близость транспортных средств и энергетического хозяйства, большую мощность производства при минимальных инвестициях.
Система планирования не затрудняла себя методами и способами доставки продукции Поэтому значительная часть строительных материалов доставлялась, как правило. большими партиями железнодорожными вагонами (оконное стекло, рубероид, асбе с то цементные листы, цемент, местные вяжущие и т. д). Весьма проблематично было купить мешок цемента, стекло по размеру оконного проема, рулон рубероида. Перестройка несколько облегчила эту обстановку. Можно купить что нужно и в нужном количестве. Только не везде. Сельский труженик как был обездолен в этом отношении, так и остался. Хотя, надо отметить, что магазины по продаже строительных материалов, лавочки и лавчонки возникают и имеются повсюду, но задача у них весьма узкая — достать и продать дешевое подороже, менее качественное, по иене высококачественного.
Создание сети торгово-ком - плектовочных предприятии (баз) на основных транспортных путях, на расстоянии по окружности, позволяющем доставить строительные материалы доступным видом транспорта и недорого. — это выгодно всем. Расчеты показывают, что создание даже небольших торгово - комплектовочных баз с годовым оборотом 14—16 млн. руб. окупается полностью за 1.4—1,7 года и создаст не менее месячного норматива оборотных средств. Причем это совершенно не исключает парал - лельное существование и сети магазинов. лавочек и лавчонок. Суть в обеспечении потребителя по его желанию всем необходимым для реализации задуманной им цели.
Кроме того, эта сеть торгово-ком - птектовочных баз может принять на себя роль нынешних выставочных центров, знакомить более широкие слои населения с новыми видами строительных материалов и предметов домоустройства. И не только с этим. Они могут быть прекрасной учебной базой, оснащенной архитек - турно-план11ровочными решениями домов и приусадебных хозяйств с расчетами стоимости и потребностей необходимых материалов. Совместно с архитектурно-планировочными институтами, организациями или структура ми торгово - ко м пл е кто воч - ные предприятия могут создать сеть консультационных пунктов, знать нужды населения обслуживаемого региона и их материальные возможности. «подстраивая» под них не только конструкцию домов, но потребность в строительных материалах. На основании систематической работы с потребителями такие базы могут формировать достоверное представление о потребностях в регионе материалов как по ассортименту. так и по объему. Возникает прямая связь администрации региона, его торгово-комплектовочного предприятия со структурой — ассоциацией промышленности строительных материалов.
Такая система сыграет весьма положительную роль в ипотечном строительстве данного региона. В качестве ипотечной поддержки местные административные органы могут субсидировать не прямые денежные средства, а те же строительные материалы, учитывая вложение собственного труда застройщика, что зачабтую и делается.
Торгово-комплектовочные предприятия могут иметь и собственные производства, на которых производится продукция не серийного производства, а по заказам потребителя. Это и деревообрабатывающие мастерские, и раскройные цеха, и кузнечные, и жестяные, и керамические, и другие цеха по производству изделий малых архитектурных форм, характерных для данной местности.
Торгово-комплектовочные предприятия сыграют существенную роль в производстве строительных матер пазов. Прежде всего, они в обязательном порядке сгладят пагубное влияние сезонности на деятельность предприятии и безусловно направят часть оборотных средств на закупку продукции. Это не только выгодно торгово-комплектовочным организациям, но это наиболее выгодный вклад свободных средств, источник кредитных гарантий и т п. Отсюда прямая заинтересованность промышленных производств в организации тесного контакта с деятельностью торгово-комплектовочных предприятии.
Промышленность строительных материалов должна развиваться в прочной увязке с решением региональных проблем в области строительства. Примерная схема взаимодействия в строительном комплексе республики, области, края представлена ниже.
Главная опорная структура в регионе — торгово-комплектовочное предприятие. Их может быть в области несколько. Они создают у себя запас всех необходимых для строек материалов, имеют сеть магазинов. изучают спрос. С ними в контакте работает сеть узкоотраслевых региональных ассоциаций, дорожи о-строительных организаций, проектировщики, рекламно-издательские фирмы и др.
Опыт создания торгово-ком - плектовочного предприятия с перечисленными выше показателями по торговле, по набору объемами производств в Ульяновской области на базе ПМК-144 показал высокую эффективность и окупаемость буквально в 2.5 года.
В дальнейшем торгово-комплектовочные предприятия станут главным источником финансирования предприятий промышленности строительных материалов местного значения. За ними будушее в организационной структуре строительного комплекса. Только такие предприятия на сталь огромной территории могут квалифицированно удовлетворять нужды населения по климатическим, географическим, национальным и финансовым воз- мощностям населения. Хорошо ориентируясь в обстановке, они наиболее четко смогут определять перспективы развития тех или иных материалов в регионе, а накопив средства, активно участвовать в создании новых производств или в их техническом перевооружении.
Какие направления развития производства строительных материалов должны получить приоритет в регионах?
Как известно, обеспечение строек строительными кладочными, штукатурными и другими растворами осуществлялось в пастообразном или жидком виде с многочисленных бетонно-растворных узлов непосредственно на строительную площадку. Выгодно это было для строек с большими строительными объемами. Теперь положение изменилось. Переход к массовому индивидуальном жилищному строительству уже не требует «мал о живущих» растворов, работать с ними тяжело, они быстро теряют свои свойства. Возник, га потребность в сухих строительных смесях, поставляемых в мешках, требуемого качества, смесей длительного хранения, а главное. с теми свойствами, которые необходимы для выполнения тех или иных работ в данный период.
Предприятия по производству сухих смесей могут быть различной мощности. Они могут обеспечивать один, два и более регионов в зависимости от складывающихся транспортных схем. что определяется разрабатываемым бизнес-планом. В настоящее время высокая цена сухих строительных смесей вызвана только малыми объемами производства и привязана к крупным городам. Оценочно объем производства сухих смесей должен составить в целом по России 3.5 млн. т. фактически производится 280 тыс. т в год. Не случайно мешок цемента стоит меньше мешка штукатурной смеси. Оптимальный объем производства смесей массового потребления составляет 25—30 тыс. т в год. Затраты на создание такой мощности составляют 6.5—7 млн. руб. на отечественном оборудовании, а окупаемость 2.7—2.9 года. Наиболее целесообразно создание производства сухих строительных смесей при торгово - закупочных производствах, что значительно облегчает обеспечение потребителей.
В 90-е годы в стране добывалось 554 млн. м3 нерудных строительных материалов, но их всегда не хватало. Большое количество уходило на про - I j зводство железобетон пых i одел 11 й Сейчас добывается 147.5 млн. м3, то есть 26Я: от прежней добычи. Закрыты мощности нерудных карьеров на 159 млн. м Резко сократились поставки для дорожного строительства. Между тем наличие на местах производств нерудных материшов напрямую связано с развитием регионов, так как эти материалы являются основой для строительства дорог.
В стране накоплен огромный потенциал для развития дорожного строительства. Машиностроительные мощности имеют достаточные возможности пя увеличения выпуска машин, механизмов, передвижных и стационарных дробил ьно-сор - тировочных установок небольшой производительности, эксплуатация которых не требует высококвалифицированного труда. Это является предпосылкой для развития малого предпринимательства в регионе.
По нашему мнению, в дорожном строительстве не может быть общегосударственной программы. Оно должно стать делом местных администраций. Почти повсеместно есть небольшие месторождения, разведанные в свое время попутно при проведении крупномасштабных изыскательских работ.
ЗАО vКонцерн Росстром» имеет возможность оказать любому частному предпринимателю необходимые инженерные, маркетинговые услуги для организации весьма выгодного неболыиого дорожно-строительного производства сельского или районного значения. Создание сети частных дорожно-строительных предприятий позволит не только ускорить обустройство сел, но и частично устранить недостатки сезонности сельскохозяйственного производства. Таким образом, местное сырье, недорогая доступная техника, возможность увеличить занятость населения на малых нерудных производствах позволят не только организовать строительство дорог местного значения, но и в составе торгово-комплектовочных предприятий способствовать развитию строительства в регионе.
Производство стеновых матери - а. гов всегда бьио предметом особого внимания. Эта большая группа строительных материалов требует серьезного анализа для того, чтобы сформировать обоснованную тенденцию их дальнейшего развития.
Было время, когда производство мел ко штучных изделий возводилось в ранг преступного направления технического развития. Однако реальные условия менялись, и в итоге возобладало мнение, что кирпичный завод может не только решать жилишную проблему хозяйственной структуры, но и обеспечить благосостояние ее владельцам.
В обстановке начальной перестроечной эйфории, при наличии большого капитала в виде денег в свободно конвертируемой валюте и при возможности ими неограниченно распоряжаться руководители газовой. нефтяной, химической, металлургической отраслей, военно - промышленного комплекса стали создавать собственные мощности по производству кирпича на комплектном импортном оборудовании.
Проблему стеновых материалов в стране в целом эти предприятия не решили Вместе с тем появилось значительное число действующих в мировой практике аналогов оборудования и технологий по ПрОИЗЕЮДСТВу керамических стеновых материалов, способных дать возможность отечественным конструкторам для творческой переработки и создания высокоэффективных отечественных те. хно. л on t й 11 оборудова н ия.
За последнее десятилетие отрасль мелкоштучных стеновых материалов потеряла безвозвратно мощностей в количестве 7.8 млрд. шт. усл. кирпича. или 24.3 %. В настоящее время производится лишь 37.6 % того, что производилось в начале 90-х годов
В настоящее время в нашей стране наработаны технологии и оборудование по производству весьма широкой номенклатуры мелкоштучных стеновых материалов, способной удовлетворить вкусы и запросы любого самого взыскательного потребителя. Это кирпич керамический, силикатный и иементно-песчаный; это блоки керамические, пенобетон - ные. газосиликатные, цементно-песчаные. гипсовые, выпиливаемые из горных массивов: это материалы для монолитных стен: это огромная серия конструкций деревянных стен.
Ведутся споры, какому материалу создать приоритетные условия для развития, обеспечить государственную поддержку, что лучше, что хуже, сравнивается несравнимое, подтасовываются показатели.
Огромная территория нашей страны с разными географическими. климатическими, геологическими. национальными условиями и уровнем жизни не может иметь дома с единой конструкцией стен, не может иметь единую техническую политику в решении ограждающих конструкций. Все материалы имеют право на жизнь в определенных условиях. Каждый материал имеет преимущества и недостатки. Определенные свойства материала могут быть предпочтительными для одного региона, а в другом регионе они будут отрицательно влиять на свойства постройки в целом.
На тенденции развития штучных стеновых материалов к конструкцию стен в том или ином регионе влияет ряд факторов кроме уже ранее высказанных.
Прежде всего это материалоемкость. энергоемкость, трудоемкость. простота технологии и до - ст пность сырьевых материалов при равных требованиях к качеству и эстетической выразительности жилых домов. И здесь нет равных производству ячеистобетонных изделий. При этом в каждом конкретном случае выбор объема производства, технологической конструкции и месторасположения должны основываться на достаточно хорошем проведении маркетинга для региона и квалифицированно разработанного бизнес- плана с участием архитекторов данного региона. Ведущую роль в застройке любых поселений пора, наконец, отдать архитекторам, отобрав инициативу у власти.
Развитие изде. шй на базе ячеистого бетона (пенобетона ши газоаиикапш) имеет тенденции и все необходимые условия для эффективного и быстрого развития. Прежде всего, освобождающиеся мощности силикатного кирпича и созданная именно хля этих заводов линия (головной — Воронежский завод силикатного кирпича) позволяют всерьез задуматься о судьбе силикатных заводов, обеспечат выпуск продукции по всем своим свойствам превосходящей отдельные свойства силикатного кирпича.
Разработан ряд самостоятельных технологических линий и оборудования различной мощности по производству как пенобетона, так и газосиликата В каждом конкретном случае применение той или иной технологии зависит от ряда факторов. Развитие производства этого материала неминуемо практически во всех регионах. Основой принятия того или иного решения все же остается разработка высококачественного. хорошо продуманного бизнес-плана. К тому же освободилось достаточно большое количество свободных площадей заводов по производству железобетонных изделий, особенно сельского типа, на которых дешево и эффективно можно разместить производство пенобетон ных изделий.
Керамический кирпич во всех отношениях весьма дорогой материал как с точки зрения инвестиций (в среднем около 120—130 тыс. USD на 1 млн. мощности), так и потребления энергоресурсов (130—ИОкВтч на 1 тыс. усл. кирпича. 120-170 кг усл. топлива на 1 тыс. шт. условного кирпича). Выработка кирпича на одного работающего значительно ниже, чем в производстве ячеистого бетона
Однако для строительства уникальных архитектурных дорогостоящих объектов применение высококачественного керамического кирпича различных расцветок, специальных форм и размеров является не только допустимым, но и необходимым материалом. Размещение нового производства керамического кирпича должно быть всесторонне тщательно проработано, с высокой степенью изученности сырьевых материалов, маркетинга, алияния окружения.
Дорогое производство трудно окупается. Следует иметь в виду, что по многочисленным разработанным в ЗАО «Концерн Росстром» бизнес-планам окупаемость вновь создаваемого производства керамического кирпича, сооружаемого в счет инвестиционных валютных кредитов, в лучшем случае составляет 7—7.5 лет. Только организация выпуска принципиально новой продукции позволяет снизить, и то весьма незначительно, эти показатели. Слишком дорогими в нашей стране становятся энергоресурсы, ископаемые и земля. Очевидно, высококачественный керамический кирпич как материал для массовой индивидуальной жилищной застройки будет иметь ограниченное применение из-за высоких цен.
Возникает проблема огромного количества действующих кирпичных заводов, работающих десятки лет. Их надо постепенно, этап за этапом перестраивать, модернизировать. Было бы целесообразно уже в ближайшее время в каждом регионе создавать некоммерческие структуры — областные пли республиканские ассоциации керамического кирпича. с небольшой численностью персонала при обязательном участии в их деятельности представителей администрации региона. Пример такой ассоциации — созданная по инициативе Голииинского завода керамических стеновых материалов ассоциация керамических заводов Московского региона.
Весьма важная проблема в промышленности строите. шшх матери аюв связана с развитие. и производства гидратной извести, которая является одной из главных составляющих производства сухих строительных смесей.
К великому сожалению, в нашей стране производство гидратной извести не развивалось. В США, например. производят почти 16 млн. т. гидратной извести. В нашей стране выпускается 2 тыс. т на Елецком известковом заводе, около 10 тыс. т на импортной линии Кореневского завода силикатных стеновых материалов. Если обеспечить всю программу производства сухих смесей, которая успешно воплощается в жизнь, потребуется около 220 тыс. т гидратной извести.
В настоящее время известь завозится из Украины и Белоруссии по цене около 2.2 тыс. руб. за 1 т. Отечественная гид ратная известь Елецкого завода стоит 1.77 тыс. руб. за 1 т. а Кореневского — 3 тыс. руб. за 1 т. Расчеты показывают, что в ближайшее время необходимо построить около 20 линий производительностью 30 тыс. т гидратной извести в год. Апробированное отечественное оборудование такой производительности отсутствует. Завод указанной мощности, построенный на комплектном импортном оборудовании. при сложившихся иенах на гидратную известь окупится в течение 2.8—3.5 лет.
Развитие производства гидратной извести на ряде известковых заводов страны вполне осуществимо за счет кредитования банков страны, инвестиционных фондов поддержки малого предпринимательства и будет способствовать улучшению деятельности известковых заводов. К тому же гидратной высококачественной извести много требуется в производстве шпатлевок, побелок, замазок, красок и т. д. При этом, если импортная поставка многих видов красок после августа 1998 г. сократилась почти вдвое, поставка импортных материалов, производимых на основе тонкодисперсной гидратной извести. увеличилась тоже почти вдвое, несмотря на резкий рост цен. Это говорит об острой необходимости в этих материалах и об отсутствии отечестве н н ого пр он зво детва.
В пределах одной статьи в журнале нет возможности детально рассмотреть большую группу материалов хля кровель, которая 'тесно связана с конструкциями крыш: в контексте с вопросами благоустройства дворов, внутри квартирных территорий небезынтересны вопросы состояния и перспектив развития материалов и изделий хля облицовки цоколей зданий, мошения тротуаров, пешеходных дорожек, бордюрных ограждений и многих других материалов и изделий.
Промышленность строительных материалов имеет в своем составе два десятка подотраслей с огромной номенклатурой продукции. Рассмотреть тенденции развития важнейших материалов и изделий намечается в последующих номерах нашего журнала. возможно, в дискуссионном порядке. Это, по-видимому, будет полезно всем, тем более что промышленность постепенно начинает набирать прирост объемов производства.
Основополагающими тенденциями развития промышленности строительных материа. юв были, есть и будут тенденции прироста объемов жишщного строительства как в ие-
.toj по стране, так и в региональном разрезе. По уровню обшей жилой плошали, приходящейся на душу населения, йаша страна не входит даже в двадцатку передовых зарубежных стран, и на каждого жителя России приходится в десятки раз меньше жилой полезной плошади. чем. например, в Канаде.
Попытка в 80-е годы разработать программу развития промышленности строительных материалов, базирующуюся на развитии объемов производства традиционных строительных материалов, обеспечивающих вывод страны по показателям обеспечения жилой плошади на душу населения, равную показателям передовых стран за период 10—15 лет, окончилась неудачей. Реально нельзя было выполнить принятое волюнтаристским методом решение Госстроем СССР и построить, например. 138 кирпичных заводов с использованием в качестве сырья отходов углеобогащения. а затем развозить продукцию по всей стране или построить 30 заводов с применением асбестоие- ментной экструзии, не зная, куда использовать продукцию, расширить мощности и так уже громадных. трудноуправляемых заводов по производству нерудных материалов. оконного стекла и ряда других.
Огромная наша страна не может развиваться по раз и навсегда установленным принципиальным решениям в жилишном строительстве. Время крупнопанельной «сундучной» архитектуры медленно, но проходит. Появляются новые архитектурные решения. Они требуют новых материалов, новой конструкции традиционных материалов, новых отделочных материалов и ног вых малых архитектурных форм.
Тенденции развития жилищного строительства в нашей стране не могут носить общегосударственного характера. Для каждого региона они свои. И базируются они на климатических условиях региона, национальных обычаях и принципах, на национальной культуре, на географическом положении региона, его природных богатствах, транспортных связях, плотности населения, средней численности семьи, уровня жизни населения и т. п. От географического положения региона и его природных богатств во многом зависят конструктивные особенности дома.
Принципиальные основы тенденций жилищного строительства в регионах должны формироваться специалистами, живущими в этих регионах и, что очень важно, должны широко доводиться до населения. Выбрать, где строить, что строить, из чего строить и по какой цене строить, не имея под рукой аналогов. — задача хля обывателя, неспециалиста практически Ие разрешимая. Департаменты по строительству должны взять в CBOI* руки решение этих важных вопросов. Нужно выпустить серию альбомов, провести серию выставок И конкурсов. наладить систему прямой и обратной связи, используя сеть средств массовой информации. В конечном итоге это лицо региона, его визитная карточка.
Мы входим в новый период, где деньги в скором времени не будут играть решающей роли. Безусловно, созреет система кредитов, лизингов. ипотек и т. п. Пройдет страх перед инвестиционным кредитованием. Да и сейчас всегда можно найти средства, была бы ясная цель и настойчивость. Наступает дефицит творческой мысли, которая в настоящее время заполняется прямым заимствованием материалов, технологий. оборудования. Творческая мысль технологов промышленности строительных материалов и конструкторов оборудования должна развиваться параллельно с творческой мыслью архитекторов региональных массовых застроек и удовлетворением их творческих запросов.
Система профессионального воздействия в строительном комплексе имеет еще одно важнейшее направление. Это — формирование новых основ взаимоотношений между подотраслями, обслуживающими строительство
Как уже отмечалось, в начальный перестроечный период рухнула жесткая плановая система управления подотраслями. Бывшие властные структуры в центре и на местах были цреобразовзны в АО. ЗАО. ассоциации, холдинги и т. п. Все эти структуры существовали, как правило, независимо друг от друга в организационном. юридическом и прочих отношениях.
Отсутствие управленческих рычагов и многих функций инвестиционного плана, экономического взаимодействия постепенно удаляло предприятия друг от друга. Промышленность строительных материалов практически утратила систему разработки и создания оборудования, научно-технический потенциал, огромное количество квалифицированных кадров, создаваемые годами архивы технической документации.
В настоящее время перед предприятиями, уцелевшими в годы перестройки, встала задача объединяться для решения жизненно важных задач. Однако принцип объединения предприятии становится уже иным — узкопрофильным — для общего решения проблем однотипного сырья, технологии, оборудования. Например, целесообразно объединение производителен извести, керамической плитки, мягкой кровли, минеральной ваты и т. п. Это могут быть некоммерческие ассоциации, как региональные, так и межре гионал ьные, государствен - ные. Все зависит от числа предприятий. их удаленности друг от друга, целенаправленности.
Здесь возникает принципиально новая связь между производителями строительных материалов, региональными торгово-ком пле кто во ч - ными предприятиями, о которых говорилось выше, архитектурными ассоциациями или группами, строителями, транспортниками и собственно заказчиками. Промышленность строительных материалов должна развиваться с большим упором на региональные решения, носить более местный характер с учетом интересов местного населения. Схема взаимодействия в строительном комплексе республики, области, края представлена выше (см. стр. J J).
Главная опорная структура в регионе — торгово-комплектовочное предприятие. Их может быть в области, например, не меньше, чем районов. Именно они создают у себя запас всех необходимых для строек материалов, имеют сеть, если это требуется, магазинов и прочее для повседневного хозяйственного потребления. вступают между собой в конкуренцию. Изучают маркетинг, пожелания населения, мнения и интересы. С ними в контакте работает сеть узкоотраслевых региональных ассоциаций.
Они комплектуют строительные организации, дорожно-строительные организации, имеют связи с ре клам но-издател ьски. м и фир мам и, проектным организациями и пр. В области их достаточно для того, чтобы исключить монополизм. Это опора администрации региона по решению своей главной задачи — повышению благосостояния тружеников региона. Такая децентрализация строительного комплекса, приближение к потребителю, а региональной администрации — к получению надежных источников связи и информации, работа на конкретный результат с конкретными структурами и конкретным материально-финансовым обеспечением поможет решить многие проблемы регионов. В конечном итоге накопление средств на тор - гово-комплектовочных предприятиях позволит реально совместно с администрацией развивать в нужном направлении промышленность строительных материалов. Рост собственного товарооборота, заработанные ими средства будут оставаться в своих регионах и успешно в дальнейшем работать. Местные финансирующие органы к тому времени созреют для инвестиционного строительства.
В свою очередь отраслевые региональные узкопрофильные ассоциации строительных материалов смогут объединяться далее с родственными по своему профилю в других регионах и весьма успешно находить пути для решения своих отраслевых проблем, проблем, связанных с научно-техническим обеспечением. оборудованием и запасными частями.
В этом направлении большую помощь может оказать ассоциациям ЗАО «Концерн Росстром», получившее аттестат на создание отраслевого научного фонда за счет средств, включаемых* в себестоимость продукции. Этот фонд не коммерческая структура. Ассоциации сами накапливают средства, сами ими распоряжаются, сами определяют научную и опытно-конструкторскую тематику, ведут научную работу в нужном направлении и отчитываются за средства перед отраслью. Для этого при ЗАО «Концерн Росстром» будет создаваться науч но-техн ическ и й со вет дан но й ассоциации производителен, ведущий всю эту работу.
Структурная перестройка в промышленности строительных материалов назрела. Первые годы первого десятилетия нового века должны стать переломными в этом направлении.
КАЛЕНДАРЬ СТРОИТЕЛЬНЫХ ВЫСТАВОК СИБИРИ
Н с р в о |
С II о |
Время |
Место |
20—23 февраля |
Тюмень |
3—6 апреля |
Владивосток |
3—6 апреля |
Челябинск |
15—18 мая |
Красноярск |
22—25 мая |
Омск |
22-25 мая |
Иркутск |
31 мая — 3 июня |
Хабаровск |
6—S июня |
Томск |
Название
«Строительство и архитектура» «Деревообработка»
«Строительство, архитектура, дизайн»
«Весенняя строительная ярмарка»
«Строительные материалы»
«Всероссийский строительный форум», «Древстройэкспо»
"Строишшустрия: свой дом»
«Архитектура, зодчество», «Твой дом», «Город»
«Лес. Мебель. Деревообработка»