Бетоны на специальных цементах
Создание бетонов с заданными свойствами основывается на применении специальных цементов. Конструкции и сооружения из таких бетонов отличаются, прежде всего, высокой долговечностью, что делает затраты на их эксплуатацию минимальными. Неэффективное применение цементов общестроительного назначения вместо специальных цементов нередко является причиной дефектов и разрушения бетонов.
Таблица 1
|
Специальных цементов, как безусадочный, белый морозостойкий и особотонкий немент «ИНТРАЦЕМ». Эти цементы могут найти применение в различных областях строительства, в первую очередь в транспортном строительстве и при ремонтно-восстано - вительных работах.
Бетоиы на безусадочном портландцементе
Одним из недостатков твердеющих цементных систем является проявление ими деформаций усадки с появлением мелких разветвленных трешин, которые впоследствии выступают в качестве одной из причин развития деструктивных процессов в цементном камне. Величина линейной усадки бетона находится обычно в пределах 0,3—0,45 мм/м. однако в зависимости от вида цемента, состава бетона, условий твердения эта величина может быть и большей. При изготовлении предварительно напряженных конструкций усадка приводит к потере напряжении в арматуре, а связанная с явлением усадки необходимость в устройстве темпера- турно-усадочных швов является существенным недостатком бетонных и железобетонных покрытий автомобильных дорог, аэродромов, длинномерных конструкций и др.
Исиол ьзование безусадоч иого цемента в бетонах транспортного назначения позволит, например, повысить водонепроницаемость тоннельной обделки, избежать трудоемких и дорогостоящих работ по устройству многослойной гидроизоляции на мостах, путепроводах, уменьшить количество температур - но-усадочных швов. Перспективным является применение этого цемента для строительства и ремонта резервуаров, очистных сооружений, гидротехнических сооружений и др.
Безусадочный портландцемент, предназначенный для транспортного строи гсл ьел на. пол чаю г на основе пор гланд цементного клинкера, расширяющегося компонента и гипса. По назначению такой цемент подразделяется на «дорожный», т. е.
Состав бетона, кг/м3 |
Содержание добавок3, % от массы цемента |
Плотность смеси, кг/м3, через 30 мин после изго |
Показатель удобо - Укладываемости смеси, определенный через 5 мин после изготовления, метод испытания |
Содержание вовлеченного воздуха через 30 мин после изготовления, % по объему |
Предел прочности при сжатии, МПа. в возрасте, сут |
О о Sg 0 * С >5 Га £ |
|||||||
Ц |
ГР |
Щг |
В В/Ц |
С-3 |
СНВ |
Товления |
1 |
3 |
7 |
28 |
Го 5 |
||
475 |
815 |
980 |
170 0,36 |
0.8 |
0,03 |
2440 |
O. K. - 16 см ГОСТ 10181-2000 |
3,8 |
Б |
35,2 |
46.4 |
56,1 |
F300 |
504 |
1514 |
192 0,38 |
0.8 |
0.03 |
2210 |
Глубина погружения конуса - 40 мм ГОСТ 5802-86 |
5,1 |
1 |
22.1 |
40,4 |
47,9 |
F300 |
| Примечания:1 песок кварцево-полевошпатовый. Мк = 2,23 (ГОСТ 8736-93) 2 щебень гранитный фр. 5-20 мм (ГОСТ 8267-93) 3 добавки; суперггласгификатор С-3 (ТУ 6-36-0204229-625) и воздухововлекающая добавка СНВ (ТУ 13-0281078-75-90) 4 по второму базовому методу определения морозостойкости ГОСТ 10060-95 |
Предназначенный для конструкционных бетонов транспортных сооружений, и гидроизоляционный.
В зависимости от вида расширяющегося компонента безусадочный цемент подразделяется на суль - фоадюшшатный и сульфоферрыт - ный. Содержание расширяющегося компонента в цементе находится в пределах 5—20 мае. %. Допускается введение в цемент при помоле доменного гранулированного шлака в количестве до 10%. Массовая доля оксида магния в клинкере не должна превышать 5%, массовая доля SO3 должна составлять 3—6%. Для «дорожного» безусадочного цемента, кроме этого, ограничивается содержание минерала С3А в клинкере: оно не должна превышать 7 мае. %.
Безусадочный цемент для транспортного строительства, выпускаемый согласно ТУ 5732-003-24089832-98, характеризуется классами прочности 32,5 и 42,5. Физико-механические показатели цемента должны удовлетворять требованиям, представленным втабл. 1.
Безусадочный цемент на основе сульфоферритного клинкера (СФ-цемент) позволяет получать бетоны с маркой по морозостойкости не менее F300 (второй базовый метод ГОСТ 10060-95), по водонепроницаемости — не ниже W/0.
Примеры составов и свойств тяжелого и мелкозернистого бетонов на судьфоферритном безусадочном цементе приведены втабл. 2. Для изготовления тяжелого и мелкозернистого бетонов применялся безусадочный СФ-цемент, полученный на основе специального портландцементного клинкера Спасского цементного завода. Соотношение специального порьзандцементного клинкера, сульфоферритного расширяющегося компонента и гипса составляло (по массе): 100:5:3,2. Расчетное содержание С3А в портландцементном клинкере — 2.9%. Показатели стандартных физико-механических свойств безусадочного СФ-иемента следующие: НГЦТ - 24.25%, начало схватывания — 3 ч 45 мин. конец схватывания — 4 ч 45 мин, удельная поверхность — 320 м2/кг. расплыв стандартного конуса при В/Ц=0,39—113 мм," активность - 50,7 МПа.
Таблица3
|
Ряд испытаний (прочность в отдаленные сроки, деформации усадки, трещи н остой кость, суд ьфатостой - кость, водонепроницаемость) показал, что бетоны на безусадочном СФ - цементе на основе специального портландцементного клинкера Спасского цементного завода являются особо коррозиестойкими и могут быть рекомендованы для использования в особо трудных условиях, например, для ремонтно-восстановн - тельных работ по возобновлению разрушенного коррозией поверхностного слоя бетона таких тонкостенных железобетонных сооружений, как плавучие доки. Этот цемент рекомендуется также для изготовления защитных бетонных покрытий при возведении новых транспортных и гидротехнических сооружений, для водонепроницаемых бетонов тоннельной обделки, строительства подземных паркингов, фундаментов и конструкций мостов, путепроводов. строител!>ства дорожных одежд, очистных сооружений и др. 11,2].
Морозостойкий белый цемент и цветные цементы на его основе
Белый цемент как строительный материал необходим для раскрытия архитектурных возможностей бетона. Большинство белых цементов, однако, содержит повышенное количество алюминатной фазы и поэтому они неморозостойки. Выпуск белого цемента с малым содержанием алюминатной фазы представляет собой сложную инженерную задачу, которая до недавнего времени российской цементной промышленностью не решалась. Усилиями специалистов цементного производства и ЗАО «Научно-технический центр», фирмы «ЦЕМИСКОН» проблема выпуска белого морозостойкого цемента в промышленных масштабах была решена, и в 1999 г. на предприятии ОАО «Щуровский цемент» была выпущена опытная партия эгого цемента.
В ОН ИД «Цемент» МАДИ (ТУ) проведено изучение строительно - технических свойств бетона на белом морозостойком цементе и оценена возможность его использования для изготовления изделии и конструкций с повышенными требованиями к морозостойкости.
Характеристики белого цемента приведены в табл. 3, там же приведены типичные характеристики его зарубежного аналога — датского «су- пербелого» портландцемента фирмы «Aalborg Portland». Как видно из представленных данных, белый цемент ОАО «Щуровский цемент» уступает зарубежному аналогу в активности, но по всем показателям соответствует требованиям ГОСТ 10178—85 (п. 114). предъявляемым к цементам для транспортных сооружений.
Примеры составов бетонов о§ше - строительного назначения на белом цементе и показатели их физико-механических свойств приведены в табл. 4. Из представленных данных видно, что на белом цементе ОАО «ЦЦчровский цемент» можно получать бетонные смеси и бетоны обще - строительного назначения классов по прочности на сжатие В15— В25.
Сохраняемость удобоуклады ваемос - ти бетонных смесей - средняя (согласно «Рекомендациям по подбору состава бетонов» к ГОСТ 27006—86). Наилучшие результаты при тепло - вл аж н остн ой обработке бетон н ы ч смесей на рассматриваемом цементе достигаются при использовании «мягкого» режима со скоростью подл>сма температуры не более 15 "С/ч и температурой изотермического прогрева не выше 60°С.
Поскольку в отечественной практике производства мелкоштучных бетонных изделий (тротуарная плнтка, бортовой камень) все большее место занимает технология виб - ропрессования, рассматриваемый белый цемент был испытан в мелкозернистых вибропрессованых бетонах, при изготовлении которых была смоделирована распространен ная заводская течноло! ия. Мелкозернистый бетон изготовлялся из сверхжестких смесей марки по удобоукла - дываемости СЖ 3 (ГОСТ 7473-94). После уплотнения образцы подергались тепловлажностиои обработке по режиму 2-г2+6+4 ч с изотермической выдержкой при 50"С.
Известно, что в тонкостенных и мелкоштучных изделиях наиболее частый дефект производства состоит в недоуилотнении их отдельных частей, что не только снижает прочностные показатели бетона, но и существенно ухудшает его морозо - и со - лестой кость, водонеп рои инае адость, истираемость. В связи с этим для за - формов-анных бетонных смесей определялся коэффициент уплотнения по значениям теоретической и фактической плотности. Составы мелкозернистых бетонных смесей и физико-механические характеристики вибропрессованных бетонов на белом цементе приведены в табл. 5.
Различия в показателях средней плотности и прочности мелкозернистого бетона составов 1.2,3 табл. 5 объясняются разницей в значении коэффициента уплотнения. Смесь состава № 1 была заформована сразу после изготовления, смесь состава №2 -
Черз 10 минут, смесь состава № 3 — через 20 минут. Следует отмстить, что смесь состава № з была хуже уплотнена из-за быстрого загустевайия.
В производственных условиях были выполнены опытно-промышленные работы по изготовлению на основе белого морозостойкого цемента ОАО «Шуровский цемент» тротуарной плитки из мелкозернистого бетона по технологии вибропрессования. В ходе работ были проведены подборы дозировок различных минеральных пигментов для получения цветной плитки. Было использовано 5 пигментов-, желтый, красный, черный. коричневый, зеленый. В результате установлено, что расход пигмента при использовании белого морозостойкого цемента может быть снижен на 30—503? при сохранении и улучшении цветовой гаммы. Коэффициент уплотнения смеси в заводских условиях составил 0.96, средняя прочность изделий после ТВО — 43 МПа, марка по морозостойкости F200 (второй базовый метод ГОСТ 10060-95).
Испытания подтвердили, что разработана технология получения морозостойкого белого цемента и морозостойких цветных цементов на его основе. Бетоны на этих цементах могут быть рекомендованы для изготовления тротуарной плитки, бортового камня, малых архитектурных форм. Белый и цветные морозостойкие цементы могут также применяться для внешней отделки зданий, фасадных балок мостов и путепроводов, изготовления элементов обстановки пути, при строительстве городских автомагистралей.
Особотонкий цемент («- И НТРАЦЕМ»)
Возможности цементных материалов не будут в полной мере использованы, если не удастся освоить производство и применение специальных цементов с особо подобранным гранулометрическим составом, в том числе особотонких цементов. В отличие от рядовых цементов, имеющих средний размер зерен 40—50 мкм, средний размер зерен улътратонкого цемента — менее 10 мкм.
Особотонкий немент «ИНТРА - ЦЕМ», являющийся отечественной разработкой, не уступает по своим стро и тел ьн о-те х н и ч е с к и м с вой ст - вам зарубежным аналогам: MICRO - DUR (ФРГ) и SP1NOR (Франция).
Особотонкий цемент примеvih - ется в виде водной суспензии, которая инъецируется в грунт, в тело восстанавливаемого материала, в трещины кирпичной кладки, бетонных и железобетонных конструкций, за счет чего обеспечивается повышение прочности, несушей способности. водонепроницаемости. Для такого цемента важна, поэтому, способность образовывать нерас - слаиваюшнсся водные суспензии, что необходимо для глубокого проникновения внутрь ремонтируемого слоя или укрепляемого грунтового массива Для уменьшения водоцементного отношения и снижения вязкости суспензий в них вводятся добавки П АВ -
Типичные кривые водоотделе - ния цементно-водных суспензий «ИНТРАЦЕМа» состава Ц:В=1:2 показаны на рисунке.
Вязкость суспензий, содержащих суперпластификатор С-3, определенная на вискозиметре Энгле - ра, составляет 4—5 сек, тогда как вязкость чистой воды — 2 сек.
Следует отметить, что введение в суспензию С-3 в количестве 1 мае. % цемента незначительно уменьшает вязкость по сравнению с дозировкой 0,8%, приводя одновременно к увеличению водо - отделения. Оптимальная дозировка С-3 для суспензий «ИНТРАЦЕМа», таким образом, не должна превышаться мае. % цемента.
Прочность затвердевших суспензий при хранении в воде в возрасте 7—10 суток достигает 3 МПа. что вполне достаточно для выполнения ими своих функний.
«ИНТРАПЕМ» рекомендуется использовать для глубинного укрепления и предотвращения просадки грунтов, санации различных сооружений. исторических памятников, восстановления несущей способности фундаментов, подпорных стенок, инъектнрования каналов предварительно напряженных конструкций.
Список литературы
1. Осокин А. П., Энтин З. Б., Фед - нсрЛ. А., Пушкарев If-С. Особо - коррозиестойкий цемент для ремонтно-восетановительных работ. // Цемент и его применение. 2000. № 5, С. 35-38.
2. Осокин А. П., Энтин З. Б., Фед - нер Л. А. Цементы для транспортного строительства. Науч - но-п ра кти чес кая конфере н ни я «Скоростные автомагистрали в мегаполисах». Тезисы докладов. М., 7-8 сентября 1999- С. 75-76.
Шш ж
Полимерные мембраны Продажа Обучение Шефмоншаж
Россия, 614060, Пермь, ул. Крупской, дом 34
Телефон: (3422) 905-944, 909-717 Факс: (3422) 905-943 E-mail: gsp-inzhener@permorIine. ru
Представительства: Москва (095) 430-29-29, Ижевск (3412) 78-53-30
В. Н. СТРОКИНОВ, конд. техн. наук, С. С. КОВАЛЕВ, директор ООО «ГСП «Инженер» (Пермь)