Строительные материалы и изделия
Мастики
По виду исходного вяжущего различают мастики битумные, битумно-полимерные, битумно-эмульсионные, резинобитумные, полимерные, дегтевые и дегтеполимерные.
Мастики по назначению бывают приклеивающие — для приклеивания рулонных кровельных и гидроизоляционных материалов и для устройства защитного слоя кровель. Кроме того, мастики производят для устройства мастичных слоев гидро - и паро~, изоляции, а также для изоляции подземных стальных трубопро водов и других сооружений с целью защиты их от коррозии.
По способу укладки мастики бывают горячие и холодны Горячие мастики применяют с предварительным подогревом: би тумные — до температуры — 160...180°С, резинобитумные
170.. .180, дегтевые— 130...150 и гудрокамполимерные — 70°С. Холодные мастики используют при температуре окружающего воздуха 5°С без подогрева, при более низких температурах с подогревом —до 60...70°С.
• Мастики изготовляют из органического вяжущего, разбавителя и наполнителя. Наполнители применяют для повышения теплостойкости, уменьшения хрупкости при пониженных температурах и уменьшении расхода вяжущего. Для мастики используют наполнители пылевидные, волокнистые и комбинированные (смесь пылевидного и волокнистого). В качестве пылевидных наполнителей применяют известняк, доломит, кварц, тальк, трепел, золу, цемент и многие другие, а в качестве волокнистого наполнителя — хризотиловый асбест 7-го и 8-го сортов, асбестовую пыль, коротковолнистую минеральную вату. В качестве разбавителя мастики могут содержать воду, органические растворители, нефтяные масла, битумы, гудрон, мазут.
Приклеивающие мастики выпускают четырех видов: битумные, состоящие из битума, наполнителя и антисептика; резино
битумные — из резинобитумного вяжущего, полимерной добавки, наполнителя и антисептика; дегтевые — из каменноугольных дег - тепродуктов и наполнителя и гудрокамовые — из гудрокама, нефтяного битума и наполнителя. Битумные мастики производят четырех марок: МБК-Г-65, МБК-Г-75, МБК-Г-85 и МБК-Г-90. Резинобитумные мастики выпускают двух марок; МРБ-Г-П-100 и МРБ-Г-П-110; дегтевые — трех марок: МДГ-Г-50, МДК-Г-60 и МДГ-Г-70 и гудрокамовые — МГ-Г-70. Последняя цифра марки мастики характеризует теплостойкость в градусах на уклоне 45°, например битумная мастика марки МБГ-Г-65 имеет теплостойкость 65°С. Приклеивающие мастики предназначены для склеивания рулонных материалов при устройстве многослойных кровельных покрытий и гидроизоляции.
Кровельно-изоляционные мастики бывают двух вндов: гудро- камполимерные марки МП-70, состоящие из гудрокама, нефтяного битума и полимера СКС-30; резинобитумные марок МРБ-Г-Г-100 и МРБ-Г-В-130, состоящие из резинобитумного вяжущего, полимерной добавки, наполнителя и антисептика. Кровельно-гидроизоляционные мастики применяют в качестве приклеивающих мастик, а также для устройства безрулонных кровель и гидроизоляции.
Гидроизоляционные асфальтовые горячие мастики, состоящие из битума и минерального наполнителя, в зависимости от теплоустойчивости изготовляют трех категорий: I, II, III. К гидроизоляционным асфальтовым горячим мастикам предъявляют следующие основные требования физико-механических свойств: температура размягчения по КиШ в зависимости от категории теплоустойчивости— не менее 60...90°С и не более 75...100°С; вязкость, определяемая проникновением иглы при температуре 25°С, — не менее 1,3...1,7 мм; пластичность, определяемая растяжимостью битума при 25°С, — не менее 1,2 и 4. Гидроизоляционные горячие мастики не должны увеличиваться в объеме при вакууме и должны иметь ничтожное водо насыщение. Гидроизоляционные асфальтовые мастики предназначены для литой и штукатурной гидроизоляции, а также для изготовления асфальтовых материалов и изделий.
Технология производства горячих мастик следующая. Битум на складе хранится по маркам, а наполнители, как волокнистые, так и пылевидные, — отдельно по сортам и видам в закрытых складах. До поступления в битумоварочную установку проверяется качество наполнителя. Наполнитель должен быть сухим (влажность не более 3...5%), тщательно измельченным (остатка на сите 920 отв/см2 не должно быть, а на сите 6100 отв/см2 — не более 30%), с плотностью не более 3 т/м3.
Битумы и наполнители со склада транспортируют к битумоварочной установке (рис. 14.6), которая состоит из нескольких битумоварочных котлов. При варке битума из него удаляется имеющаяся в виде примеси вода и осаждаются песчаные частицы. Сначала загружают битум и после того, как он расплавится,
добавляют битум более высокой вязкости. В расплавленный и обезвоженный при 180 190°С битум при постоянном перемешивании вводят частями наполнитель и производят варку до получения однородной массы. В качестве горючего для котлов применяют жидкое топливо.
Рис. 14.6. Термосный битумовоз: / — цистерна; 2 — утеплитель-шлаковата; 3 — кожух из листового железа; 4 — топливник; ,5 — стальная лестница; 6 — дымовая труба; 7 — крышка люка |
Приготовленную мастику перекачивают из котла битумным насосом в термосный битумовоз (рис. 14.7), представляющий собой цилиндрическую емкость объемом 1,35 м3 с кожухом, утепленным изнутри шлаковатой. Сверху имеется люк для загрузки мастики. Битумовоз оснащен также установкой для подогрева битумной мастики в пути и на объекте в течение рабочей смены. Перед расходованием мастику подогревают до 180...200°С и выдают через сливной кран.
Для изготовления приклеивающих и кровельно-гидроизоляционных мастик вводят 10... 13% наполнителя; гидроизоляционных асфальтовых мастик — 65...70% порошкообразного наполнителя или 15...20% волокнистого наполнителя.
Приклеивающие и кровельно-изоляционные горячие мастики при температуре (18±2)°С должны быть твердыми, однородными, без видимых посторонних примесей; они не должны иметь видимых частиц наполнителя, не покрытых битумом.
Битумные, дегтевые и гудрокамовые мастики в рабочем состоянии должны легко наноситься щеткой или гребком по ровной поверхности слоем до 2 мм и свободно растекаться по изолируемой поверхности такой же толщины при подаче мастики насосом.
Рис. 14.7. Схема рубероидной машины: 1 — бобины картоиа; 2 — размоточный стаиок; 3 — сушильный станок; 4 — магазин запаса картона; 5 — сушильные цилиндры; 6—пропиточная ваниа; 7, 10— отжимные вальцы; 8 — камера допропитки; 9 — покровная ванна; 11, 12, 13 — посыпочные буикера; 14 — холодильные барабаны; 15—намоточный станок |
резинобитумные мастики наносят гребком при 170...180°С, а гуд - рокамовую и полимерную мастики — при 70°С.
Ф Холодные мастики изготовляют на разбавленном вяжущем и на битумных пастах (асфальтовые мастики). К мастикам, приготовляемым на разбавленном вяжущем, относятся битумные, резинобитумные, гудрокамовые.
Битумная холодная мастика состоит из нефтяного битума, разбавителя в виде пиролизной смолы, керосина или солярового масла до 30%, наполнителя, пластификатора и антисептика. Теплоустойчивость битумной мастики 70°С.
Резинобитумную мастику выпускают четырех марок. Она состоит из резинобитумного вяжущего, полимерной добавки, разбавителя, наполнителя, пластификатора и антисептика. Для приготовления резинобитумной мастики битум дробят на мелкие куски, загружают в битумоварочный котел и расплавляют. После удаления влаги и достижения температуры 160...180°С расплавленный битум поступает в смесительный агрегат, где он перемешивается с наполнителем. После остывания смеси до 80°С в агрегат вводят раствор резинового клея в бензине и смесь вновь перемешивают. Приготовленную мастику разливают в металлические бачки емкостью 37 л, которые плотно закрывают крышками. Холодные мастики могут храниться продолжительное время. | Гудрокамовая холодная мастика состоит из гудрокама, Неф-
S' тяного битума, разбавителя и наполнителя. В качестве разбави - І теля для получения холодных мастик применяют летучие или | нелетучие жидкие органические вещества. Летучие разбавители I' бывают легкие, средние и тяжелые. Летучие легкие — бензин авиационный, бензин автомобильный, бензин-растворитель, бензин экстракционный; средние — мигроин тракторный, бензин - растворитель и уайт-спирит; тяжелые — керосин тракторный, керосин осветительный, масло зеленое. В качестве нелетучих разбавителей применяют нефтяные масла — машинное, трансформаторное, цилиндровое, смазочное, соляровое, а также жидкие нефтяные битумы, масляный гудрон, мазут.
Холодные мастики при температуре (18±2)°С должны быть подвижными, однородными, без видимых включений. Мастики на разбавленном вяжущем применяют для приклейки рулонных материалов и устройств защитного покрытия, а также для гидроизоляции и пароизоляции. Холодные мастики на битумных пастах изготовляют путем смешения битумных паст с минеральными наполнителями и антисептиком, в качестве разбавителя используют воду. Применяют холодные мастики на битумных пастах для литой и штукатурной гидроизоляции и заполнения деформационных швов, а также в качестве кровельного покрытия в южных районах страны.
• Мастика изол — эффективный гидроизоляционный герметизирующий и приклеивающий материал. Изготовляется из дешевого недефицитного сырья, содержащего каучук и нефтяной битум. Мастики изол в зависимости от температуры укладки лод-
разделяются на горячие и холодные. Горячие могут быть уложены только с предварительным подогревом, холодные — без подогрева. Горячие мастики изол бывают приклеивающие (для склеивания рулонных материалов в кровлях и гидроизоляции) кровельно-гидроизоляционные (для приклеивания рулонных материалов кровель и гидроизоляции, а также для устройства без - рулонных кровель и гидроизоляции) и герметизирующие (для герметизации стыков между панелями сборных зданий и сооружений) .
Приклеивающие мастики изготовляют двух видов: для работ внутри здания и для приклеивания кровли. Кровельно-гидроизоляционные мастики могут быть гудрокамполимерные (МП-70) и резинобитумные марки МБР-Г-Г-100 или 130. Такие мастики обладают повышенной эластичностью, гибкостью и морозостойкостью, их применяют для гидроизоляции горизонтальных повреждений, герметизации стыков и вертикальных поверхностей. Мастики изол изготовляют путем смешивания резинобитумного вяжущего, полученного в результате термомеханической обработки девулканизированной резины, нефтяного битума и в ряде случаев с добавлением высокомолекулярных соединений (полиизобутилена и др.), кумароновой смолы, канифоли, антисептика и наполнителей.
Холодную мастику изол получают введением в горячую мастику 30...50% (по массе) бензина или других растворителей.