Строительные машины и оборудование
Насосы для подачи и распределения бетонной смеси по блоку бетонирования
Подача бетонной смеси по трубам соответствующими нагнетателями позволяет исключить ручной труд при приеме, перемещении и укладке смеси, повысить в 2 ... 3 раза производительность труда и
снизить соответственно стоимость этих операций. Этот способ позволяет механизировать работы в стесненных и труднодоступных местах, сохранить требуемое качество смеси и исключить ее потери. В состав бетононасосной установки входят собственно бетононасос и комплект бетон оводов.
Бетононасосы классифицируются по следующим характерным признакам: по режиму работы — с периодической (поршневые) и непрерывной (шланговые) подачей смеси; по типу привода — с ме-
Ханическим и гидравлическим приводом; по количеству бетонотранспортных цилиндров — одно - и двухцилиндровые; по исполнению— стационарньґе и мобильные (автобетононасо - сы).
Бетононасос с механическим приводом (рис. 15.3) работает следующим образом. Смесь из приемного
Бункера 3, побуждаемая Рис. 15.3. Схема одноцилиндрового бе - смесителем 4, при откры - тононасоса с механическим приводом том входном клапане 2 засасывается в полость цилиндра при отходе поршня 9 вправо. При движении поршня влево входной клапан закрывается, одновременно открывается выходной клапан 10 и смесь выталкивается в бетоновод 1. Поршень приводится в движение шатунно-кривошипным механизмом 8. Переключение клапанов осуществляется тягами 5 с помощью кулис 6, приводимых в движение от коленчатого вала 7. Величина хода поршня в таких насосах небольшая, так как она зависит от размеров кривошипа. Для обеспечения требуемой производительности увеличивают число ходов поршня до 50 ... ... 60 в минуту, что приводит к интенсивному износу элементов насоса и снижению коэффициента объемного заполнения цилиндра. При цикличной работе одноцилиндрового насоса возможна значительная пульсация давления, что отрицательно сказывается на качестве смеси и создает динамические нагрузки. Эти бетононасосы отличаются сложностью конструкции привода, большими габаритами и значительной массой. Поэтому насосы этого типа применяются все реже.
В настоящее время чаще применяют двухцилиндровые бетононасосы с'гидравлическим приводом, отличающиеся компактностью, меньшей металлоемкостью и высокими эксплуатационными показателями. Применение двух бетонотранспортных цилиндров и быстродействующих устройств переключения направления движения поршней и распределительных клапанов обеспечивают подачу сме
си в бетоновод практически непрерывным потоком. Гидравлические бетононасосы выпускаются производительностью 15 ... 120 м3/ч и обеспечивают подачу смеси на расстояния до 250 м по горизонтали и до 50 м по вертикали. Давление в транспортных цилиндрах в зависимости от условий эксплуатации составляет 3 ... 12 МПа. Несмотря на большое число типов и моделей гидравлических бетононасосов (особенно производимых зарубежными фирмами), они имеют много общего и различаются в основном конструкцией распределительных устройств.
Следует отметить, что от четкости и надежности работы распределительных устройств во многом зависит бесперебойная работа насосов, поэтому в настоящее время ведутся интенсивные поиски наиболее совершенных распределительных устройств.
На рис. 15.4,а показана схема распределительного устройства с двумя плоскими заслонками. Горизонтальная заслонка, помещенная под приемным бункером, в соответствии с направлением движения поршней поочередно открывает доступ смеси в соответствующий цилиндр на такте всасывания, а вертикальная —соответственно открывает канал движения смеси в магистраль на такте нагнетания. На рис. 15.4,в показана схема распределителя коленчатого типа. Поворотное колено, помещенное в коробке под приемным бункером, с помощью гидроцилиндра управления поочередно подсоединяется к торцам бетонотранспортных цилиндров. В соответствии с расположением колена в один из цилиндров засасывается смесь, в то время как из другого цилиндра смесь выдавливается поршнем в бетоновод. Торец поворотного колена плотно прилегает к поверхности сменной лобовой плиты, объединяющей Цилиндры.
На рис. 15.4,г приведена схема распределителя с плоским вра-
вдающимся клапаном. Вращающийся цилиндрический клапан (рис. 15.4,6) применяется в бетононасосах с механическим приводом.
По виду рабочей жидкости, приводящей в движение поршни, насосы бывают масло - и водогидравлические. Наиболее распространены маслогидравлические насосы. Принципиальная схема двухцилиндрового маслогидравлического бетононасоса с шиберными клапанами показана на рис. 15.5. Поршни 9 бетонотранспортных цилиндров закреплены на общих штоках с поршнями приводных гидроцилиндров 11, которые перемещаются под напором масла, подаваемого насосом 15 из бака 14. Изменение направления движения поршней " осуществляется распределителем 12, который управляется потоком масла от сети привода клапанов, проходящим через золотник 16 с электромагнитным управлением.
Для защиты системы от перегрузок в гидросхеме предусмотрен предохранительный клапан 13. Управление клапанами и привод мешалки-побудителя, размещенной в приемном бункере, осуществляется от самостоятельной цепи гидропривода. Масло насосом 2 из бака 1 через распределитель 5 нагнетается в соответствующие полости гидроцилиндров 7, перемещающих шиберные заслонки 8, открывающие доступ бетонной смеси в соответствующие полости насоса. Распределитель 5 управляется потоком масла, проходящим через золотник 6 с электромагнитным уп - и реверсирование движения поршней осуществляется за доли секунды, поэтому в гидросистему включен гидроаккумулятор 4, сглаживающий броски давления. Предохранительный клапан 3 защищает систему от перегрузок. Между гидроцилиндрами 11 и бетонотранспортными цилиндрами 9 установлена промывочная камера 10, заполненная водой для очистки внутренних поверхностей бетонотранспортных поверхностей цилиндров и смазки пары «поршень — цилиндр».
Равлическим приводом равлением. Переключение клапанов |
Бетонотранспортный цилиндр — один из ответственных элементов насоса — изготовляется из высококачественной стали с хромированной внутренней полостью. Бетонотранспортные поршни выполняются обычно составными из металлических дисков, между
Которыми помещены уплотнительные шайбы из износостойкой резины или специальных пластиков.
В бетононасосах с водогидроприводом (рис. 15.6) отсутствуют приводные гидроцилиндры. Вода из бака 21 через обратный клапан 20 центробежным насосом 18 через распределитель 19 попеременно нагнетается в правую часть одного из двух цилиндров 6. Поршни соединены стальными канатами 3, наматываемыми на барабаны 1. Под напором воды свободно плавающий поршень 5
----- ;----------- ,Ю
Т Рис. 15.6. Схема бетоно - - іЩ насоса с водогидравли - ческим приводом бето - нотранспортиых поршней
Перемещается вправо, вытесняя смесь в бетоновод, а второй засасывает смесь в другой цилиндр. Управление клапаном 7 и привод во вращение смесителя 9, помещенного в приемном бункере 8, осуществляются от второй маслогидравлической сети, состоящей из маслобака 14, насоса 15, гидроаккумулятора 16 и предохранительного клапана 13. Гидромотор 10 привода смесителя работает постоянно при включенном насосе 15. Распределитель 12, управляемый механическим путем от цепного привода 2, через упор 4 подает масло в гидроцилиндр 11 для управления клапаном 7 и золотник, управляющий распределителем 19, который осуществляет реверсирование поршней 5. Привод водяного 18 и масляного насосов 15 осуществляется от одного двигателя 17.
Водогидравлические насосы отличаются повышенным объемом (до 80 л) засасываемой в цилиндр смеси, что позволяет уменьшить число двойных ходов поршней и износ трущихся деталей. Однако они имеют невысокое давление в транспортных цилиндрах (3,5 ...
... 4 МПа); водяной центробежный насос не обладает жесткой характеристикой, что приводит к значительному уменьшению производительности при повышении давления. Поэтому водогидравли - ческие бетононасосы получили меньшее распространение, чем мас - логидравлические. Для расширения сферы применения бетононасосов, быстрого их перебазирования и повышения коэффициента ис
Пользования они устанавливаются на буксируемых прицепах или автомобилях. Компоновка агрегатов бетононасоса с распределительной стрелой на шасси автомобиля показана на рис. 15.7,а.
Бетонная смесь из автобетоносмесителя загружается в приемный бункер 3 и, побуждаемая смесителем 4, поступает через распределительную коробку 2 в цилиндры гидравлического насоса 5. Поршни бетононасоса нагнетают смесь в выходной патрубок 1, из которого она jjo бетоноводу 6 подается к месту укладки. Бето- новод, состоящий из участков труб и гибких элементов, закреплен на распределительной стреле 7. Трехзвенная распределительная стрела обладает большой маневренностью, поскольку она может поворачиваться на колонке 9 с помощью механизма 10 и изменять положение звеньев с помощью гидроцилиндров 8. Все агрегаты насоса и гидропривод-12 смонтированы на шасси автомобиля 11.
На рис. 15.7,6 приведена диаграмма, иллюстрирующая зону подачи смеси на объекте бетонирования.
Для перекачивания смесей на небольшие расстояния при выполнении различных стяжек, армоцементных и других конструкций применяют шланговые бетононасосы (рис. 15.8). В них вместо транспортных цилиндров применяют гибкий резиновый, армированный стальным кордом шланг 5 в форме полукольца и обре - зиненные ролики 2, свободно установленные на осях вращающе
S |
1 I |
Рис. 15.8. Принципиальная схема шлангового бетононасоса |
Гося ротора 4. Шланг и ротор помещены в цилиндрический корпус, с двух сторон закрытый торцовыми крышками 1. При вращении ротора ролики, перекатываясь по шлангу, выдавливают из него смесь в бетоновод 3, создавая в нем давление, а во всасывающем участке 5—разрежение, за счет чего под действием гидростатического и атмосферного давления смесь поступает в насос. Для улучшения условий всасывания в приемном бункере устанавливается лопастный смеситель 6. Привод ротора осуществляется от высокомоментного гидромотора, закрепленного на корпусе редуктора. Шланговые насосы просты по конструкции и в эксплуатации, подают смесь непрерывным потоком-с равномерным давлением и расходуют меньше энергии. Но все же они не получили широкого применения из-за жестких требований к составу смесей, незначительного давления (до 2,1 МПа), развиваемого насосом, и небольшого срока службы (до 2000 ... 3000 м3 перекачиваемой смеси) шлангов.