Строительные машины и оборудование
Машины для доставки бетонных и растворных смесей на строительные объекты
Автобетоновозы предназначены для доставки бетонной смеси на строительные объекты при температуре окружающего воздуха от —30 до +40 °С. Автобетоновоз (рис. 15.1) состоит из специального кузова 4, установленного на шасси автомобиля 1. Кузов закрывается с помощью гидроцилиндра 2 выдвижной крышкой 3. Для сохранения температуры смеси при низких температурах между двойными стенками кузова пропускают выхлопные газы от двигателя автомобиля. Разгрузка смеси производится путем наклона кузова телескопи-
ческим гидравлическим подъемником 6, приводимым в движение гидронасосом, работающим от коробки отбора мощности автомобиля. Для предупреждения опрокидывания кузова при разгрузке предусмотрен упор 5. Строительные растворы транспортируются на объекты в вышеописанных бетоновозах или в специальных авторастворовозах, представляющих собой емкость
В виде цистерны, установленную на шасси автомобиля, внутри которой помещен лопастный вал — побудитель, приводимый во вращение гидравлическим приводом. Выгрузка смеси производится ленточным питателем через затвор в днище цистерны. В последние годы чаще стали применять более универсальные машины — автобетоносмесители, которые могут доставлять на объект как готовые смеси, так и приготавливать их в пути следования из отдозирован - ных компонентов, полученных на центральном смесительном узле.
Автобетоносмесители представляют собой мобильные гравита-
І
Ционные смесители, установленные на базе автомобиля или полуприцепах, снабженные собственной силовой установкой, емкостью для воды и насосом.
На рис. 15.2,а представлена схема автобетоносмесителя с емкостью барабана 5 м3. Сухие компоненты смеси загружаются из дозаторов через воронку 5 в смесительный барабан 4, установленный правым концом на опорных роликах, а левым — на центральной цапфе. Вращение барабана осуществляется двигателем внутреннего сгорания 11 через редуктор 10 и цепную передачу 9. Вода из бака 3 центробежным насосом 2 подается в смесительный барабан по системе трубопроводов через турбинный дозатор 8. Все агрегаты смонтированы на переходной раме 7, закрепленной стремянками к шасси автомобиля 1. Перемешивание компонентов осуществляется при «прямом» вращении барабана с частотой 6... ... 9 об/мин с помощью винтовых лопастей, прикрепленных к внутренним стенкам барабана. Выгрузка готовой смеси производится при «обратном» вращении барабана с частотой 5 ... 13 об/мин. Выходящая постепенно из барабана смесь поступает в разгрузочное устройство 6 и направляется им в бункера (бадьи) или в приемник бетононасоса. Отечественной промышленностью выпускаются автобетоносмесители с объемом готового замеса 2,6; 4,0 (5,0) м3 и осваивается выпуск машин емкостью 8 и 10 м3. Освоен также выпуск автобетоносмесителей с более прогрессивным гидравлическим приводом вращения смесительного барабана (СБ-127 на базе автомобиля КрАЗ-6505 и СБ-159 на базе автомобиля КамАЗ-5511).
На рис. 15.2,6 представлена принципиальная схема унифицированного гидропривода смесительного барабана. Крутящий момент от специального дизеля Д-144 (смеситель СБ-127) или от двигателя автомобиля через устройство отбора мощности (смес, итель СБ-159) передается основному регулируемому насосу 12, а через дополнительную ременную передачу — подпиточному насосу 13. Рабочая жидкость из основного насоса через клапанную коробку 16 поступает в реверсивный радиально-поршневой гидромотор 17, который через редуктор и цепную передачу вращает смесительный барабан. В системе гидропривода имеются фильтр 14 и охладитель жидкости 15. Для вращения барабана при ремонтных работах предусмотрен ручной насос 18. Плавное регулирование частоты и изменения направления вращения барабана выполняет регулируемый насос.