СПРАВОЧНИК ФОТОЛЮБИТЕЛЯ

ТИПЫ ОБЪЕКТИВОВ

При рассмотрении важнейших ошибок изображений мы уже познакомились с рядом основных типов объек­тивов. Отдельная линза в форме мениска едва ли при­меняется еще в настоящее время, даже ахромат имеет лишь некоторое (небольшое) распространение, например как объектив с большим фокусным расстоянием, с входным отверстием при наибольшем k = 8. Столь люби­мый ранее апланат должен был расчистить дорогу ана­стигмату. Прежде всего это были анастигматы несим­метричной конструкции, которые ввиду своего простого строения состояли лишь из трех единичных линз. Это

Таблица 9. Различные типы объективов

№ п. п.

Число линз

Тип объектива

Максималь­ная свето­сила

1

1

Собирающая линза («мениск») с передней диафрагмой — неболь­шое поле изображения

1 : 11

2

2

Ахромат — свободно от цветовых

(с замаз­кой)

ошибок

1 :8

3

2

Перископ — искажение устра­нено

1 : 11

,4

4

Апланат — отсутствие искаже­ния, отсутствие цветовой ошибки

1 : 7

5

6

Двойной анастигмат — все ошиб­ки в дальнейшем устраняются

1 : 6,3

6

3

Анастигмат — триплет-тип — все ошибки в дальнейшем устраня­ются

1 : 3,5

1 : 2,8ч

7

4

Анастигмат: триплет с замазан­ной задней линзой (TESSAR-тип)

1:2,8'

8

6

Светосильный объектив с ма­леньким изображением типа «Г аусс»

1 : 1,4».

ТИПЫ ОБЪЕКТИВОВ

ТИПЫ ОБЪЕКТИВОВ

Рис. 13. Различные типы объективов. 1—8 — см. в табл. 9

исполнение, известное как триплет-тип, содержит две собирающие линзы, которые включают одну рассеиваю­щую линзу. Поэтому можно достичь светосилы до 1:3,5 — иногда даже до 1:2,8 (рис. 13,6). Особое ис­полнение этого типа объективов представляют объекти­вы с фронтальной установкой линз. Для установки расстояния в этом случае смещается не весь объектив относительно пленки, а лишь расстояние первой, фрон­тальной, линзы, измененной на незначительные величины относительно следующих. Для конструктора именно этим достигается значительная простота при монтаже каме­ры. Изменение расстояния линзы неблагоприятно влия­ет на состояние корректировки объектива, если измене­ние расстояния первой линзы простирается слишком далеко. Поэтому диапазон установки расстояний подоб­ных объективов завершается на расстоянии 1,5 м.

Мощность простого триплета улучшалась за счет; того, что одну из единичных линз исполняли в виде по­крытой замазкой детали. Особенно действенно это проявлялось у задней линзы. Первый подобный объек­тив был «Цейс Тессар», который изготовляется в на­стоящее время со светосилой до 2,8.

Если для лучшей корректировки ошибки, которую прежде всего требует формат с маленьким изображени­ем, хотят достичь более высокого значения светосилы, то увеличивают число линз. Подобные объективы монтируются из шести и более линз. Стандартная светосила для обычного объектива находится в преде­лах 1 :2. Можно далее увеличить светосилу, теоретиче­ски до 1 :0,5. Но эти наиболее высокие значения свето­силы не имеют успеха вследствие высокой цены и чрезвычайно незначительной глубины резкости, что прак­тически ограничивает возможности применения. Кроме того, для неблагоприятных световых соотношений име­ются в распоряжении высокочувствительные съемоч­ные фотоматериалы и аппараты со встроенной вспыш­кой.

Если увеличить фокусное расстояние относительно фокусного расстояния объектива (обычного), которое почти соответствует форматной диагонали, то возраста­ет масштаб изображения в одинаковом отношении к увеличению фокусного расстояния. С той же точки зре­ния объектив с фокусным расстоянием, например, 200 мм образует предмет съемки по сравнению со стандартным объективом 50 мм в четырехкратном увеличении.

Во избежание требуемых больших монтажных длин, особенно у телеобъективов с большим фокусным рас­стоянием, оптик-конструктор применяет, как правило, синтетическую ручку и устанавливает на большом рас­стоянии за передним, собирающим, элементом линзы второй, рассеивающий. Ход луча такого объектива уста­навливается напротив луча стандартного сконструиро­ванного (с таким же фокусным расстоянием) объекти­ва. Известно, что у такой «настоящей телесистемы» через рассеивающий элемент происходит изменение хо­да луча таким образом, что расстояние головки задней линзы от плоскости изображения (рабочий отрезок) значительно короче, а вместе с этим сокращается также вся оптическая конструкция. Исходная точка для фокус­ного расстояния, задняя основная точка, находится при этом, в отличие от стандартного объектива, не во внутренней части оптической системы, а перед передней линзой.

Если фокусное расстояние объектива меньше фокус­ного расстояния стандартного объектива, то подобный объектив называют в соответствии с его большим угло­вым полем зрения широкоугольным объективом, угол которого обычно составляет от 60 до 80°. У специальных объективов с отказом от большой светосилы можно достичь 140°. У однообъективной зеркальной фотокаме­ры ввиду занимаемого пространства было первоначаль­но невозможно применять для откидного зеркала фо­кусное расстояние менее 40 мм. Однако удалось скон­струировать специальные объективы, рабочий отрезок которых больше фокусного расстояния, так что послед­ний можно было уменьшить на 25 мм. Задняя основная точка находится за задней линзой. У всех этих объекти­вов бросается в глаза большой, стоящий на переднем месте негативный элемент.

Во избежание затемнения хода луча у камер со смен­ным объективом и центральным затвором задняя линза должна располагаться по возможности вплотную к от­носительно небольшому диаметру отверстия затвора, т. е. рабочий отрезок объектива должен быть практи­чески одинаков. С помощью широкоугольной конструк­ции для зеркальной фотокамеры с большим рабочим отрезком или телеконструкции с коротким рабочим от­резком удалось изготовить объективы с фокусным рас­стоянием от 0,6- до 2,7-кратного фокусного расстояния стандартного объектива.

Наконец, следует указать на объективы с непрерыв­но изменяющимся фокусным расстоянием, на так назы­ваемые вариообъективы, или «резиновые линзы». Их фокусное расстояние может варьироваться в зависимо­сти от диапазона фокусного расстояния в отношении 1 :3 и больше за счет постоянного изменения расстоя­ния между линзами. Чаще всего они применяются в кинокамерах.

СПРАВОЧНИК ФОТОЛЮБИТЕЛЯ

ФОТОМАТЕРИАЛЫ И ИХ ХИМИЧЕСКАЯ ОБРАБОТКА

Раздел I. Физико-химическая сущность фотогра­фического процесса Состав и строение светочувствительных мате­риалов... Сенситометрия. Измерение основных фотографи­ческих свойств Структурометрия Изменение свойств фотоматериалов при хранении Качество фотографического изображения Раздел II. Светочувствительные фотоматериалы общего …

Цветокорректировка и расчет выдержки при цвет­ной печати

Цветовую настройку осуществляют пробной печатью. С цветного негатива на одном или нескольких кусках цветной бумаги без корректирующих светофиль­тров изготовляют несколько пробных цветных фотоот­печатков с разными экспозициями. После химической обработки из …

ТЕХНИКА ЦВЕТНОЙ ПРОЕКЦИОННОЙ ФОТОПЕЧАТИ

Балансные фильтры цветографической бумаги. Сте­пень разбалансировки цветной бумаги по степени свето­чувствительности выражается величиной балансных фильтров (БФ). Балансные фильтры характеризуют цве­товой баланс фотобумаги через те значения корректи­рующих светофильтров, которые требуются, чтобы …

Как с нами связаться:

Украина:
г.Александрия
тел./факс +38 05235  77193 Бухгалтерия

+38 050 457 13 30 — Рашид - продажи новинок
e-mail: msd@msd.com.ua
Схема проезда к производственному офису:
Схема проезда к МСД

Партнеры МСД

Контакты для заказов оборудования:

Внимание! На этом сайте большинство материалов - техническая литература в помощь предпринимателю. Так же большинство производственного оборудования сегодня не актуально. Уточнить можно по почте: Эл. почта: msd@msd.com.ua

+38 050 512 1194 Александр
- телефон для консультаций и заказов спец.оборудования, дробилок, уловителей, дражираторов, гереторных насосов и инженерных решений.