СПРАВОЧНИК ФОТОЛЮБИТЕЛЯ

ПРИМЕНЕНИЕ СВЕТОФИЛЬТРОВ В ЦВЕТНОЙ ФОТОГРАФИИ

Дневной и искусственный свет имеет различные цве­товые характеристики. Вследствие цветовой адаптации человеческий глаз воспринимает одинаково окружаю­щий мир — как при дневном, так и при искусственном свете. Поэтому белый предмет кажется нам в момент включения электрического света желтым, затем стано­вится белым. Пленка регистрирует эти различия фи­зически точно. Дневной свет в течение времени меняет свой спектральный состав, и если при одних и тех же условиях, но в разное время сделать фотоснимки, то, рассматривая их, можно сделать вывод, что спектраль­ный состав дневного света подвержен колебаниям в красной и синей областях спектра. Если в составе ос­вещения доминируют определенные цвета или световые лучи определенной длины волны, то зрительно они не воспринимаются — восприятие физиологически вырав­нивается, и поэтому состав освещения соответствует норме. Ведь свет и цвет — исключительно внутреннее свойство субъективного восприятия. На фотопленке же появляются синие или красные цветоискажающие от­тенки, объясняемые преобладанием соответственно си­него коротковолнового и красного длинноволнового из­лучений в съемочном освещении.

Итак:

1. Преобладание красного или синего излучений в атмосфере, как и в излучении фотоламп, можно коррек­тировать: при съемке на обращаемую цветную пленку или негативную цветную — с помощью светофильтров. Кроме того, на негативной пленке с помощью коррек­тирующих светофильтров искажения можно исправить при печати фотоснимка.

2. Любой процесс измерения сложен, поэтому лучше пользоваться понятием цветовой температуры.

3. По сравнению с красными и синими цветоиска­жающими оттенками преобладание других оттенков на снимке менее важно.

Цветные светофильтры — единственное средство кор­рекции красных и синих цветоискажающих оттенков при съемке на обращаемую цветную пленку. Промышлен­ность выпускает три типа фотопленок:

1. Фотопленка, сбалансированная под дневной свет, т, е. нормой для нее является освещение объектов сум­
марным светом солнца и неба, покрытого белыми об­лаками.

2. Фотопленка, сбалансированная под искусственный свет (лампы накаливания), т. к. существующие источ­ники искусственного света отличаются друг от друга по спектру, то данный тип пленки рассчитан только на цвет излучения фотолампы.

3. Негативная пленка, для которой нормой является излучение, среднее по спектральному составу между дневным и искусственным светом.

Взаимосвязь между температурой и цветом. Извест­но, что тела при нагревании раскаляются и становятся самосветящимися — цвет их зависит не от наружных условий освещения, он является их собственным. Бы­ло установлено, что собственный цвет с повышением температуры не только становится светлее, но и пере­мещается по цветовой шкале от темно-красного к свет­ло-красному, оранжевому, желтому — до голубовато-бе­лого. Температура самосветящихся тел соответствует цвету их излучения, и, наоборот, цвет можно опреде­лить по заданной температуре. Соотношения между цве­том объекта и его температурой выглядят так:

Темпера­тура, К

Цвет самосветящихся предметов

3000—3500

3500—4000

5000—6000

6000—7500

8000—10000

15000—25000

Красный

Оранжевый

Желтый

Желтовато-белый Белый, зеленовато-белый Г олубовато-белый

Приведем несколько примеров.

Преобладание доли голубого в излучении — высокая цветовая температура; 5800 К — балансная норма для фотопленки дневного света (ДС); 3200 К — балансная норма для фотопленки искусственного света (ЛН); пре­обладание доли красного в излучении — низкая'цвето­вая температура.

На основании выше приведенных данных о соотноше­нии цвета объекта с его температурой можно выде­лить три типовых случая цветовой коррекции.

1. Если цветовая температура выше балансной нор­мы, необходимо устранить преобладание синего в осве­щении, для чего применяют красный светофильтр.

2. Если цветовая температура соответствует баланс­ной норме пленки, светофильтры не нужны.

3. Если цветовая температура освещения ниже нор - мы, следует устранить преобладание в нем красного цвета с помощью синего цветного светофильтра.

Применение конверсионных светофильтров для прев­ращения цветности излучения одной цветовой темпера­туры в другую. Основное назначение фильтров — изме­нение цветовой температуры с 3200 на 5500 К и об­ратно. Выпускаются светофильтры в наборе из несколь­ких штук, допускают отклонения от указанных вели­чин.

Цветовая температура дает представление о распре­делении энергии в спектре источника, освещающего фо­тографируемый объект. Как уже говорилось, чем боль­ше в излучении голубых лучей, тем цветовая темпе­ратура выше, чем больше красных и оранжевых лучей, тем она ниже.

На фотопленку с цветовым балансом 5500 К лучше всего снимать солнечным днем при легкой облачности, с 9 до 15 часов. Если же условия съемки, а значит, и цветовая температура источника отличаются от стан­дартных, нужно воспользоваться светофильтром.

Избыток голубых лучей гасится с помощью бледно - розового или желтого светофильтра, избыток оранжевых лучей следует нейтрализовать голубым фильтром.

В горах, на высоте более 200 м над уровнем моря, где сильно ультрафиолетовое излучение, необходим бес­цветный фильтр УФ-1 (ЖС-10), он пригоден и при фотографировании на водной глади. Яркое освещение можно ослабить нейтральным светофильтром Н-4* (НС-8). Для того чтобы устранить блики от стеклян­ных предметов, необходимо применить поляризационный светофильтр.

Светофильтры могут выручить и в других случаях. Например, нужно сделать кадр при искусственном ос­вещении, а фотоаппарат заряжен пленкой для дневного освещения. Спасти положение можно с помощью синего светофильтра В-15. И наоборот, если днем придется фотографировать на пленку для искусственного осве­щения, можно воспользоваться светофильтром Р-12.

СПРАВОЧНИК ФОТОЛЮБИТЕЛЯ

ФОТОМАТЕРИАЛЫ И ИХ ХИМИЧЕСКАЯ ОБРАБОТКА

Раздел I. Физико-химическая сущность фотогра­фического процесса Состав и строение светочувствительных мате­риалов... Сенситометрия. Измерение основных фотографи­ческих свойств Структурометрия Изменение свойств фотоматериалов при хранении Качество фотографического изображения Раздел II. Светочувствительные фотоматериалы общего …

Цветокорректировка и расчет выдержки при цвет­ной печати

Цветовую настройку осуществляют пробной печатью. С цветного негатива на одном или нескольких кусках цветной бумаги без корректирующих светофиль­тров изготовляют несколько пробных цветных фотоот­печатков с разными экспозициями. После химической обработки из …

ТЕХНИКА ЦВЕТНОЙ ПРОЕКЦИОННОЙ ФОТОПЕЧАТИ

Балансные фильтры цветографической бумаги. Сте­пень разбалансировки цветной бумаги по степени свето­чувствительности выражается величиной балансных фильтров (БФ). Балансные фильтры характеризуют цве­товой баланс фотобумаги через те значения корректи­рующих светофильтров, которые требуются, чтобы …

Как с нами связаться:

Украина:
г.Александрия
тел./факс +38 05235  77193 Бухгалтерия

+38 050 457 13 30 — Рашид - продажи новинок
e-mail: msd@msd.com.ua
Схема проезда к производственному офису:
Схема проезда к МСД

Партнеры МСД

Контакты для заказов оборудования:

Внимание! На этом сайте большинство материалов - техническая литература в помощь предпринимателю. Так же большинство производственного оборудования сегодня не актуально. Уточнить можно по почте: Эл. почта: msd@msd.com.ua

+38 050 512 1194 Александр
- телефон для консультаций и заказов спец.оборудования, дробилок, уловителей, дражираторов, гереторных насосов и инженерных решений.