СПРАВОЧНИК ФОТОЛЮБИТЕЛЯ

ОСОБЕННОСТИ ЦВЕТОВОГО ВОСПРИЯТИЯ И ЕГО ХАРАКТЕРИСТИКИ

Ощущение цвета предмета при одинаковых условиях рассматривания может изменяться в зависимости от со­стояния наблюдателя и его отношения к предмету. При разработке систем воспроизведения цвета за основу берется нормальное зрение, определяемое как средне­статическое восприятие цвета большинством людей, не имеющих сильных аномалий в оценке цветов. Известно, что ощущения одного и того же цвета могут быть вы­званы смешением различных излучений. Такое же ощу­щение может быть вызвано и при смешении как моно­хроматических излучений, так и излучений с достаточно широким спектром частот. Важно, что человек не рас­познает, какие составляющие лежат в основе суммарно­го цветового восприятия. Поэтому и возможно воспро­изведение исходного цвета смешением различных по цвету световых потоков — аддитивный синтез цвета — или последовательным вычитанием из белого цвета — субтрактивный синтез.

Цвет — это субъективное ощущение, вызываемое в глазах и в мозгу человека светом различных длин волн и интенсивности. Цвет возникает в органах зрения че­ловека, не существуя независимо от них и не являясь

ІЗ

объективной физической величиной, для его описания применимы не объективные, а субъективные оценки его основных характеристик. Цветовые ощущения рожда­ются в результате излучения света, поэтому естественно связать объективные характеристики излучения (длину волны, яркость и чистоту света) с субъективными: цве­товым тоном (ощущением света с определенной длиной волны), насыщенностью (ощущением чистоты цвета), светлотой (ощущением яркости). Отметим, что цветовой тон и насыщенность — качественные характеристики цве­та и составляют цветовую насыщенность, а светлота — количественная характеристика.

Цветовым тоном (оттенком) обладают все хромати­ческие излучения: желтый, зеленый, синий, красный и их всевозможные сочетания. Белый, черный и серый цве­та не имеют цветового тона и называются ахромати­ческими.

Насыщенность — степень выражения цветового то­на— указывает на концентрацию красителя. Является субъективной характеристикой (поэтому говорят: «силь­ный цвет» или «блеклый цвет») и количественно выра­жается объективной характеристикой излучения — чис­тотой цвета, характеризуется степенью разбавления основного цвета белым. Можно считать, что насыщен­ность есть ощущение чистоты цвета, а чистота цвета — количественное выражение насыщенности. Если обозна­чить яркость белого цвета а яркость однородного цвета, визуально отождествленного с хроматическим, Вс, то чистота цвета Р определяется по формуле Р = = Bcl{Вс -j - Bw]. Значение чистоты цвета изменяет­ся от 1 до 0. Ахроматические цвета меньше насыщен­ные, Р = 0, а для чистого спектра Р=. У цветов одного цветового тона человек способен различать до двадцати пяти градаций по насыщенности. Для определения цве­товой насыщенности пользуются равноконтрастными цветовыми таблицами атласа цветов.

Светлота — признак, позволяющий сопоставить вся­кий хроматический цвет с одним из серых тонов, раз­личаемых только по светлоте и ассоциирующихся в на­шем сознании с количеством белой и черной красок в их сочетании. Светлотой пользуются для характерис­тики освещенности различных деталей. .Она тоже субъ­ективный признак цвета, характеризующий вызываемое цветом ощущение яркости. Яркость же определяется интенсивностью воздействующего на глаз излучения, от

которого зависит сила светового йосприятия. Мера та­кого восприятия— светлота: чем больше яркость, тем больше светлота.

Яркость, а значит, и светлота зависят от освещенно­сти и отражательной способности поверхности. Светло­та, кроме этого, зависит от цветового тона насыщенно­сти. Существует четкая зависимость между светлотой и насыщенностью: с увеличением насыщенности умень­шается светлота. Светлота — единственный признак, которым обладают и хроматические, и ахроматические цвета. В пределах некоторого диапазона изменения освещенности светлота цвета остается постоянной (слу­чай цветовой адаптации), при сильном изменении — она изменяется. От уровня освещенности зависит число градаций по светлоте: так, при малой освещенности человек может различать до 20 градаций, при повышен­ной до 64.

СПРАВОЧНИК ФОТОЛЮБИТЕЛЯ

ФОТОМАТЕРИАЛЫ И ИХ ХИМИЧЕСКАЯ ОБРАБОТКА

Раздел I. Физико-химическая сущность фотогра­фического процесса Состав и строение светочувствительных мате­риалов... Сенситометрия. Измерение основных фотографи­ческих свойств Структурометрия Изменение свойств фотоматериалов при хранении Качество фотографического изображения Раздел II. Светочувствительные фотоматериалы общего …

Цветокорректировка и расчет выдержки при цвет­ной печати

Цветовую настройку осуществляют пробной печатью. С цветного негатива на одном или нескольких кусках цветной бумаги без корректирующих светофиль­тров изготовляют несколько пробных цветных фотоот­печатков с разными экспозициями. После химической обработки из …

ТЕХНИКА ЦВЕТНОЙ ПРОЕКЦИОННОЙ ФОТОПЕЧАТИ

Балансные фильтры цветографической бумаги. Сте­пень разбалансировки цветной бумаги по степени свето­чувствительности выражается величиной балансных фильтров (БФ). Балансные фильтры характеризуют цве­товой баланс фотобумаги через те значения корректи­рующих светофильтров, которые требуются, чтобы …

Как с нами связаться:

Украина:
г.Александрия
тел./факс +38 05235  77193 Бухгалтерия

+38 050 457 13 30 — Рашид - продажи новинок
e-mail: msd@msd.com.ua
Схема проезда к производственному офису:
Схема проезда к МСД

Партнеры МСД

Контакты для заказов оборудования:

Внимание! На этом сайте большинство материалов - техническая литература в помощь предпринимателю. Так же большинство производственного оборудования сегодня не актуально. Уточнить можно по почте: Эл. почта: msd@msd.com.ua

+38 050 512 1194 Александр
- телефон для консультаций и заказов спец.оборудования, дробилок, уловителей, дражираторов, гереторных насосов и инженерных решений.