СПРАВОЧНИК ФОТОЛЮБИТЕЛЯ

ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ОТРАЖЕНИЕ

ПРОПУСКАНИЕ И ПОГЛОЩЕНИЕ СВЕТА

Все видимые тела в природе разделяются на само - светящиеся и несамосветящиеся. Яркость отражающей поверхности зависит от ее освещения и отражательных свойств. Окраска несамосветящихся предметов опреде­ляется их оптическими свойствами: спектральным отра­жением, спектральным пропусканием и рассеянием све­та. Избирательное спектральное отражение объясняется тем, что от поверхности окрашенного предмета монохро­матические излучения, поглощаемые этим окрашенным веществом, отражаются в меньшей мере, чем от абсо­лютно белой поверхности, полностью отражающей па­дающий на нее свет.

Спектральный коэффициент отражения определяется отношением энергии отраженного монохроматического излучения к энергии излучения, отраженного от идеаль­но белой поверхности. В табл. 4 указаны спектральные коэффициенты отражения некоторых объектов.

Таблица 4. Спектральные коэффициенты отражения некоторых объектов съемки, %

При излучении

Объекты съемки

Визуально

синем

зеленом

красном

Лицо блондина

25

39

61

40

брюнета

21

35

58

36

Хвойный лес зимой

1,7

3,0'

2,7

3,0

летом

3,6

7,4

7,8

7,5

Лиственный лес летом

4,2

11

9,4

11

Трава весной

5,4

16

10

16

летом

1,4

9,5

3,1

9,5

Песок

12

22

28

22

При работе с цветными фотопленками необходимо учитывать разницу в спектральных коэффициентах отра­жения, отличающихся часто один от другого во много раз.

Разница в отражательной способности разноокра - шенных деталей в объектах съемки определяет интервал их яркостей — он имеет в. ид отношения между яркостью самой темной и самой светлой деталей объекта. В табл. 5 приведены интервалы спектрозональных яркостей при­менительно к съемкам пейзажа на цветной фотопленке.

Таблица 5. Интервалы цветозональных яркостей при цветной съемке пейзажа

При

излучении

Объект съемки

Условия освещения

синем

зеле­

ном

крас­

ном

Визу­

альна

Пейзаж без перед­него плана

Солнце и рассеянный свет от неба, легкая дымка

1 : 129

1 : 58

1 :63

1 :59

Полянка на опуш­ке леса

То же, безоблачно

1 : 230

1 : 90

1 : 100

1 : 100

Группа берез на открытой полянке

То же, кучевые обла­ка

1 : 110

1 : 66

1 :67

1 : 78

То же

Рассеянный свет от неба, кучевые обла­ка

1 : 170

1 : 145

1 : 160

1 : 156

Спектральное отражение, как и спектральное про* пускание, обусловлено тем, что красящее вещество по- разному поглощает монохроматические излучения.

Избирательное рассеяние света — дисперсия — выра­жается в том, что различные монохроматические излу­чения рассеиваются по-разному. Избирательное рассея­ние зависит от размеров мельчайших частиц отражаю­щей свет поверхности. Определенное монохроматическое излучение отражается от частицы только в том случае, когда длина его волны меньше диаметра частицы. Если мельчайшие частицы малы, чтобы рассеивать длинно­волновое излучение, но достаточно велики, чтобы отра­жать коротковолновое, рассеяние будет избирательным. Красные и оранжевые спектральные излучения станут проходить беспрепятственно, а синие и фиолетовые бу­дут рассеиваться. По этим причинам небо в средней полосе имеет не сине-фиолетовый цвет, как в горах, а голубой. Повышение влажности приводит к большему рассеянию коротковолновых излучений, чем длинновол­новых, что вызывает появление дымки. Для ее устране­ния при съемке на черно-белые фотопленки пользуются оранжевым светофильтром. В цветной же фотографии оранжевым светофильтром пользоваться нельзя, поэто-. му воздушная дымка не устраняется. Л

При цветной съемке свет, отраженный от окрашен­ных предметов, может вызвать значительные искажения цветопередачи сюжетно важных деталей, которые не­возможно исправить в процессе печати. Если съемка велась при безоблачном синем небе, то все фотогра­фируемые объекты приобретают дополнительный синий оттенок. Влияние отраженного света более всего замет­но на светлых предметах и теневых участках.

Особенно сильное искажение цветопередачи возника­ет при использовании во время съемки смешанного света. Например, если съемка проводится при дневном свете и для подсветки теневого участка объекта исполь­зуется лампа накаливания, то цветной снимок будет иметь резко отличающиеся друг от друга цветовые тона: часть, освещенная дневным светом, будет синеватого оттенка, а освещенная лампой накаливания — желто­оранжевого.

На качество цветопередачи влияют многие факторы, управлять которыми фотолюбитель не может, т. к. они закладываются в процессе изготовления фотоматериа­лов. Их можно изменить и свести цветоискажения к минимуму в процессе цветной съемки и при последую­щей обработке — при печати. Но есть и такие факторы, которые невозможно устранить, т. к. они органически присущи цветному процессу на многослойных материа­лах при современном развитии техники.

Градационные цветовые искажения. В каждом от­дельном слое цветных фотоматериалов градационная стадия в принципе такая же, как у черно-белых. Все закономерности остаются верными и для цветных мате­риалов, причем все отклонения в тоновоспроизведении при цветном процессе приводят к искажениям цвето­передачи.

Фотографическая широта у цветных материалов, как правило, меньше, чем у черно-белых. Следовательно, хорошее цветовоспроизведение возможно только при фотографировании сюжета с не слишком большим ин­тервалом яркостей и при точном выборе экспозиций, т. к. ошибки в ее определении приводят не только к ухудшению тоновоспроизведения, но и к заметному ис­кажению цветопередачи.

СПРАВОЧНИК ФОТОЛЮБИТЕЛЯ

ФОТОМАТЕРИАЛЫ И ИХ ХИМИЧЕСКАЯ ОБРАБОТКА

Раздел I. Физико-химическая сущность фотогра­фического процесса Состав и строение светочувствительных мате­риалов... Сенситометрия. Измерение основных фотографи­ческих свойств Структурометрия Изменение свойств фотоматериалов при хранении Качество фотографического изображения Раздел II. Светочувствительные фотоматериалы общего …

Цветокорректировка и расчет выдержки при цвет­ной печати

Цветовую настройку осуществляют пробной печатью. С цветного негатива на одном или нескольких кусках цветной бумаги без корректирующих светофиль­тров изготовляют несколько пробных цветных фотоот­печатков с разными экспозициями. После химической обработки из …

ТЕХНИКА ЦВЕТНОЙ ПРОЕКЦИОННОЙ ФОТОПЕЧАТИ

Балансные фильтры цветографической бумаги. Сте­пень разбалансировки цветной бумаги по степени свето­чувствительности выражается величиной балансных фильтров (БФ). Балансные фильтры характеризуют цве­товой баланс фотобумаги через те значения корректи­рующих светофильтров, которые требуются, чтобы …

Как с нами связаться:

Украина:
г.Александрия
тел./факс +38 05235  77193 Бухгалтерия

+38 050 457 13 30 — Рашид - продажи новинок
e-mail: msd@msd.com.ua
Схема проезда к производственному офису:
Схема проезда к МСД

Партнеры МСД

Контакты для заказов оборудования:

Внимание! На этом сайте большинство материалов - техническая литература в помощь предпринимателю. Так же большинство производственного оборудования сегодня не актуально. Уточнить можно по почте: Эл. почта: msd@msd.com.ua

+38 050 512 1194 Александр
- телефон для консультаций и заказов спец.оборудования, дробилок, уловителей, дражираторов, гереторных насосов и инженерных решений.