ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ОТРАЖЕНИЕ
ПРОПУСКАНИЕ И ПОГЛОЩЕНИЕ СВЕТА
Все видимые тела в природе разделяются на само - светящиеся и несамосветящиеся. Яркость отражающей поверхности зависит от ее освещения и отражательных свойств. Окраска несамосветящихся предметов определяется их оптическими свойствами: спектральным отражением, спектральным пропусканием и рассеянием света. Избирательное спектральное отражение объясняется тем, что от поверхности окрашенного предмета монохроматические излучения, поглощаемые этим окрашенным веществом, отражаются в меньшей мере, чем от абсолютно белой поверхности, полностью отражающей падающий на нее свет.
Спектральный коэффициент отражения определяется отношением энергии отраженного монохроматического излучения к энергии излучения, отраженного от идеально белой поверхности. В табл. 4 указаны спектральные коэффициенты отражения некоторых объектов.
Таблица 4. Спектральные коэффициенты отражения некоторых объектов съемки, %
|
При работе с цветными фотопленками необходимо учитывать разницу в спектральных коэффициентах отражения, отличающихся часто один от другого во много раз.
Разница в отражательной способности разноокра - шенных деталей в объектах съемки определяет интервал их яркостей — он имеет в. ид отношения между яркостью самой темной и самой светлой деталей объекта. В табл. 5 приведены интервалы спектрозональных яркостей применительно к съемкам пейзажа на цветной фотопленке.
Таблица 5. Интервалы цветозональных яркостей при цветной съемке пейзажа
|
Спектральное отражение, как и спектральное про* пускание, обусловлено тем, что красящее вещество по- разному поглощает монохроматические излучения.
Избирательное рассеяние света — дисперсия — выражается в том, что различные монохроматические излучения рассеиваются по-разному. Избирательное рассеяние зависит от размеров мельчайших частиц отражающей свет поверхности. Определенное монохроматическое излучение отражается от частицы только в том случае, когда длина его волны меньше диаметра частицы. Если мельчайшие частицы малы, чтобы рассеивать длинноволновое излучение, но достаточно велики, чтобы отражать коротковолновое, рассеяние будет избирательным. Красные и оранжевые спектральные излучения станут проходить беспрепятственно, а синие и фиолетовые будут рассеиваться. По этим причинам небо в средней полосе имеет не сине-фиолетовый цвет, как в горах, а голубой. Повышение влажности приводит к большему рассеянию коротковолновых излучений, чем длинноволновых, что вызывает появление дымки. Для ее устранения при съемке на черно-белые фотопленки пользуются оранжевым светофильтром. В цветной же фотографии оранжевым светофильтром пользоваться нельзя, поэто-. му воздушная дымка не устраняется. Л
При цветной съемке свет, отраженный от окрашенных предметов, может вызвать значительные искажения цветопередачи сюжетно важных деталей, которые невозможно исправить в процессе печати. Если съемка велась при безоблачном синем небе, то все фотографируемые объекты приобретают дополнительный синий оттенок. Влияние отраженного света более всего заметно на светлых предметах и теневых участках.
Особенно сильное искажение цветопередачи возникает при использовании во время съемки смешанного света. Например, если съемка проводится при дневном свете и для подсветки теневого участка объекта используется лампа накаливания, то цветной снимок будет иметь резко отличающиеся друг от друга цветовые тона: часть, освещенная дневным светом, будет синеватого оттенка, а освещенная лампой накаливания — желтооранжевого.
На качество цветопередачи влияют многие факторы, управлять которыми фотолюбитель не может, т. к. они закладываются в процессе изготовления фотоматериалов. Их можно изменить и свести цветоискажения к минимуму в процессе цветной съемки и при последующей обработке — при печати. Но есть и такие факторы, которые невозможно устранить, т. к. они органически присущи цветному процессу на многослойных материалах при современном развитии техники.
Градационные цветовые искажения. В каждом отдельном слое цветных фотоматериалов градационная стадия в принципе такая же, как у черно-белых. Все закономерности остаются верными и для цветных материалов, причем все отклонения в тоновоспроизведении при цветном процессе приводят к искажениям цветопередачи.
Фотографическая широта у цветных материалов, как правило, меньше, чем у черно-белых. Следовательно, хорошее цветовоспроизведение возможно только при фотографировании сюжета с не слишком большим интервалом яркостей и при точном выборе экспозиций, т. к. ошибки в ее определении приводят не только к ухудшению тоновоспроизведения, но и к заметному искажению цветопередачи.