Механические и гидравлические опоры: преимущества и недостатки
Опорные лапы полуприцепа используются для обеспечения безопасной сцепки или расцепки тягача с прицепом на твёрдом дорожном покрытии. Исправность опорного механизма в целом обеспечивает безопасность во время работ по подъему и опусканию передней составляющей полуприцепа, а также в положении простоя.
Особенности конструкции
Опорное устройство включает в себя две лапы, передвигающиеся посредством воздействия винтовой пары. Усилие от рукоятки рычага подается через конические шестерёнки, а для синхронизации двух лап используются промежуточные валы. Для обеспечения надёжности крепления положения устройства применяется храповое колесо и определённый угол резьбы.
Храповый агрегат и промежуточный карданный вал позволяют ускорить поднятие или опускание кабины до соприкосновения с землёй. Также механизм обеспечивает возможность отдельного передвижения одной из лап (левой или правой) благодаря удалению штифта, предназначенного для подачи усилия на приводное устройство второй, незадействованной лапы. Это требуется в случае, если перепад высот на ширине прицепа составляет больше 5 см. Устройство зубчатых систем не нуждается в регулярном обслуживании и настройке, кроме смазки.
Механические или гидравлические системы?
Основное преимущество гидравлических систем состоит в удобстве эксплуатации и возможности изменения высоты при подъеме прицепа. Для управления используется отдельный модуль или устройство, в результате чего все ручные манипуляции исключаются.
Однако гидравлические системы имеют серьёзные недостатки:
- возможны частые поломки или сбои в работе в результате утечки масла;
- сложности эксплуатации в холодное время года, когда преобладают низкие отрицательные температуры, или в северных регионах, поскольку, опять же, рабочая смазка замерзает и теряет свою текучесть;
- для работы в ручном режиме потребуется дополнительно установить еще один насос;
- в приподнятом состоянии время нахождения прицепа ограничивается.
Основным достоинством механических опорных конструкций являются простота обслуживания и возможность самостоятельного определения неполадки визуальной диагностикой. Также водитель может зафиксировать стойки под необходимым углом. Это преимущество особенно ощущается на неровных дорожных поверхностях.
Минусы механических устройств заключаются в ограниченной грузоподъёмности и необходимости контроля крепления. В процессе ремонта опорные лапы могут разъехаться, что приведет к травмированию. Именно грузоподъёмность считается основной причиной того, что механические агрегаты не так востребованы по сравнению с гидравлическими. Поэтому они нашли широкое применение в железнодорожных составах с большой грузоподъёмностью.
Утечка масла
Одной из самых частых неисправностей в работе гидравлических систем является утечка масла. Если рабочей жидкости не хватает, нужно определить причину утечки и ликвидировать ее, выполнив ремонт или заменив сальники и другие детали. Работа системы без смазки приведет к ее более быстрому износу и выходу из строя отдельных конструктивных элементов.
Для определения места утечки можно использовать специальную люминесцентную краску, которая добавляется в масло. Визуальную проверку после добавления средства нужно выполнять не ранее чем через несколько часов, чтобы часть жидкости могла выйти из системы через поврежденное место. Для диагностики потребуется ультрафиолетовая лампа, которая позволит увидеть следы краски в масле.