СПЕЦИАЛЬНЫЕ СПОСОБЫ СВАРКИ И РЕЗКИ
Холодная сварка
Холодная сварка — это разновидность высокоинтенсивной сварки давлением без нагрева, при которой контактирование и активирование свариваемых поверхностей происходит за счет вынужденной пластический деформации с предварительной тщательной очисткой поверхностей от органических покрытий.
Холодная сварка появилась в 1947—1948 гг. в США. В СССР использование холодной сварки началось в 1949 г.
С позиций современного представления о трехстадийном механизме образования сварного соединения (контактирование, схватывание, релаксация) холодная сварка — это, как и при любом другом способе сварки, результат электронного взаимодействия возбужденных атомов соединяемых поверхностей.
Особенность механизма образования соединения при холодной сварке на каждой из трех стадий состоит в следующем.
Первая стадия — физическое контактирование, т. е. сближение поверхностей на параметр электронного взаимодействия соединяемых атомов путем пластического деформирования при механическом сжатии деталей в холодном состоянии до полного смятия макронеровностей, волнистостей, микрошероховатостей, субмикрошероховатостей. Так как все эти неровности и шероховатости в сумме не превышают 0,5 мм, то проблем со смятием и идеальным согласованием контакта на первый взгляд нет. Только необходимо убрать со свариваемых поверхностей адсорбированные газы и органические пленки (жиры, масла), которые имеют свойство экранировать электронное взаимодействие даже при толщине в один атомный слой. Таким образом, главная особенность холодной сварки — перед механическим контактированием деталей необходимо самым тщательным образом удалить органические пленки и любыми путями сохранить созданную чистоту. Это первая особенность холодной сварки.
Для физического контактирования чистых поверхностей используют механизм пластического деформирования. Пластичностью называют способность материала сохранять полностью или частично полученную под действием внешних сил деформацию по прекращению действия этих сил. Однако при пластическом деформировании происходит крайне нежелательное явление — упрочнение (наклеп) шероховатого приконтактного слоя. При этом
коэффициент упрочнения достигает Ку = 3...4 значений предела текучести для данного материала. При таком большом упрочнении для полного завершения контактирования за счет пластической деформации необходимо усилие сжатия довести до 4 пределов текучести при сдвиге (осж = 4тт) свариваемых материалов (или одного из них). Это вторая особенность холодной сварки.
Вторая стадия — активирование поверхностных атомов при холодной сварке происходит в процессе пластического контактирования шероховатых поверхностей автоматически. Это объясняется тем, что главные напряжения и главные пластические деформации совпадают и направлены перпендикулярно к плоскости контакта, куда и происходит сток свободных дислокаций. Такие дислокации несут с собой массу активированных (возбужденных) атомов. Взаимодействие встречных возбужденных атомов приводит к схватыванию поверхностей, т. е. к сварке соединяемых деталей.
Наконец, наступает третья стадия — релаксация (снятие) напряжений в объеме сварного соединения. В случае пластического контактирования релаксация происходит мгновенно после прекращения действия внешних сжимающих сил. Так как межатомное взаимодействие на три порядка выше сжимающих сил, разрыв межатомных связей и разрушение сварного соединения в момент релаксации не происходит. Соединение сохраняется. Это третья особенность холодной сварки.
Основным недостатком холодной сварки является большая вынужденная деформация свариваемых деталей, достигающая для пластичных материалов 60...70%. Возникновение деформации объясняется теорией вынужденного деформирования (см. формулу (9.3)).
В условиях холодной сварки металл сварного соединения деформационно упрочнен, а вынужденная пластическая деформация в зависимости от подготовки поверхностей находится в пределах 50... 80 %. Для снижения вынужденной деформации при холодной сварке используют несколько приемов:
• повышают класс точности сопрягаемых поверхностей и чистоту обработки вплоть до полировки;
• применяют предварительный подогрев деталей до 300 °С или нагрев сжимающих пуансонов до 400 °С ;
• повышают интенсивность сжатия вплоть до ударной нагрузки;
• применяют схемы предварительного обжатия детали вокруг силового пуансона по схеме И. Б. Баранова или по схеме, предложенной авторами, позволяющие довести вынужденную деформацию до 10 % (рис. 11.1);
• применяют промежуточные пластичные прослойки толщиной 2...5 мм, что позволяет сваривать непластичные материалы стыковой сваркой;
• производят сварку в вакууме.
IV |
Ill |
Рис. 11.1. Схема точечной сварки без предварительного зажатия при двустороннем (I) и одностороннем (II) деформировании; с предварительным зажатием в процессе сварки (III) и обжатием перед сваркой (IV):
а, б — положение до и после сварки соответственно; 1 — свариваемые детали; 2 — рабочий выступ; 3 — опора на рабочем пуансоне; 4 — прижимной или обжимной пуансон; 5 — удвоенная толщина детали; Рж (Рся) — усилие осадки; Рж — усилие зажатия; Р^ — усилие обжатия
При любом из этих приемов необходимо перед сборкой деталей под сварку самым тщательным образом подготовить поверхности, т. е. удалить органические пленки й любыми путями сохранить созданную чистоту на контактируемых поверхностях деталей.
Разновидности холодной сварки. Точечной сваркой соединяют детали внахлестку. Соединение, получающееся под действием приложенного усилия от вдавливания пуансонов в подготовленные к сварке детали, называют сварной точкой. Сварная точка образуется в результате значительной деформации металла под пуансона-
ми. В связи с этим сварная точка упрочнена по отношению к неде - формированному металлу. Площадь сварной точки, как правило, равна площади сечения вдавленной части пуансона или превышает ее, но при определенных условиях, рассматриваемых далее.
Общепринято характеризовать точечную холодную сварку вынужденной степенью деформации, выраженной отношением глубины вдавливания пуансонов к толщине соединяемых деталей, в процентах.
Минимальная вынужденная степень деформации eBmin, необходимая для точечной холодной сварки различных металлов и сплавов, представлена в табл. 11.1.
Точечная сварка может быть выполнена как с предварительным зажатием соединяемых деталей, так и без него.
Наиболее простыми являются схемы точечной сварки без предварительного зажатия деталей путем их двустороннего (рис. 11.1, /) или одностороннего (рис. 11.1, ІГ) деформирования. Пуансон имеет рабочий выступ 2 и опору 3 большего сечения. Под действием приложенного усилия осадки Рж рабочий выступ вдавливается полностью в детали 1 и образуется сварная точка. Усилие передается деталям не только через рабочие выступы, но и через опорные части.
Способ холодной сварки без предварительного зажатия соединяемых деталей может быть с успехом применен для соединения главным образом деталей малых толщин. Существенным его недостатком является то, что когда рабочие выступы вдавливаются в металл, вызывая его течение, происходит коробление деталей. В конце процесса опорные части пуансонов (заплечики) прижимают детали и выправляют их. Однако, вследствие коробления сварка каждой последующей точки ослабляет, а иногда и разрушает смежную, ранее выполненную точку. Это особенно затрудняет холодную сварку деталей больших толщин (свыше 4 мм) и деталей, изготовленных из материалов, обладающих сравнительно малой пластичностью (нагартованный алюминий, медь, дюралюминий). При сварке без предварительного зажатия деталей из
Таблица 11.1 Значения минимальной вынужденной степени деформации євші„
|
этих металлов в тех случаях, когда это возможно, необходимо пользоваться многоточечными пуансонами и осуществлять сварку всех точек соединения одновременно за один ход пресса.
Чтобы устранить разрушение или ослабление ранее выполненных сварных точек и получить прочные и надежные соединения при сварке одноточечными пуансонами, был разработан способ холодной сварки с предварительным зажатием деталей вокруг зоны приложения рабочего давления. Рабочий выступ пуансона изготавливают в виде отдельной детали, подвижной относительно опорной части (прижима), которая служит для зажатия деталей с начального момента сварки до его окончания. Схема этого способа сварки показана на рис. 11.1, ///. Зажатие деталей между прижимами начинается до вдавливания рабочих выступов пуансонов в металл или одновременно с ним. Благодаря этому коробление деталей в процессе сварки устраняют и увеличивают периферийную зону сварной точки, что приводит к увеличению прочности соединения.
Для уменьшения вмятины под рабочим выступом пуансона до полного ее устранения предлагают схему (рис. 11.1, IV) с предварительным обжатием материала детали вокруг последующей точки. Материал, выдавленный при обжатии, попадает в полость прижимного пуансона над выступом основного пуансона, создавая местное удвоенное утолщение детали. При вдавливании рабочих выступов по созданному утолщению образуется соединение практически без вмятины.
Холодная шовная сварка при выполнении сварного соединения внахлестку позволяет получать непрерывный шов неограниченной длины. В этом случае деформирование металла осуществляют вдавливанием в него рабочих выступов вращающихся роликов. Однако прямолинейный непрерывный шов вследствие значительного уменьшения сечения по всей длине соединяемых деталей сильно снижает прочность сварного соединения. Так, например, две полосы алюминия, сваренные внахлестку непрерывным продольным швом, могут легко по этому шву перегибаться.
Отмеченный недостаток шовной холодной сварки значительно меньше проявляется в кольцевых замкнутых швах, так как достаточная механическая прочность обеспечивается жесткостью самой кольцевой конструкции. Уменьшение сечения в месте шва у таких соединений может не иметь практического значения.
На рис. 11.2 показана схема шовной холодной сварки с односторонним и двусторонним деформированием.
Стыковая сварка — это способ холодной сварки, при котором детали соединяют по всей площади стыкуемых торцов хотя бы одной детали. При этом детали вначале зажимают в специальных губках, а затем сжимают и выдавливают металл в грат. Интенсивность деформации, необходимая для получения качественного
Рис. 11.2. Схема шовной (роликовой) холодной сварки:
а — с односторонним деформированием; б — с двухсторонним деформированием
соединения, зависит от свойств металла и наличия оксидной пленки на нем. Встык можно сваривать медь, алюминий, свинец, олово, кадмий, никель, титан и их сплавы.
Удовлетворительное качество соединения получают при величине осадки, примерно равной толщине (диаметру) свариваемых деталей. Прочность соединения при этом составляет 0,8 —0,9 прочности исходного металла.