СПЕЦИАЛЬНЫЕ СПОСОБЫ СВАРКИ И РЕЗКИ
Технология сварка трением
Этапы сварки трением. Внешне простой процесс сварки трением в действительности весьма сложен. Он представляет собой целый комплекс взаимосвязанных явлений:
• интенсивное локальное тепловыделение на поверхностях трения;
• образование металлических связей между этими поверхностями и их разрушение вследствие тангенциального движения этих поверхностей;
• нагрев и упругопластическая деформация микронеровностей;
• наклеп и рекристаллизация;
• разрушение оксидных пленок и удаление их из стыка вместе с нагретым до пластического состояния металлом;
• интенсивное образование и перемещение дислокаций и активация поверхностей контакта.
В процессе классической сварки трением просматриваются шесть этапов (см. рис. 7.2) образования соединения.
На первом этапе (т,) происходит притирка поверхностей трения. По мере увеличения частоты вращения момент трения покоя снижается и переходит в граничное трение (по пленкам), происходит удаление жировых пленок и образование очагов схватывания.
На втором этапе (т2) наступает сухое (чистое) трение (в отсутствие пленок), интенсивное увеличение фактической площади контакта и быстрый рост температуры со снижением предела текучести металла. Момент трения сначала быстро нарастает и достигает максимума. В роли смазочного материала появляется тонкий слой металла в сверхпластичном состоянии, трение из сухого становится полусухим.
Третий этап (т3) отличается постепенным подъемом температуры металла и, как следствие, спадом момента трения. Начинается вытеснение из стыка нагретого до пластического состояния металла с образованием наружного грата. К концу третьего этапа температура в стыке достигает максимального значения, а момент трения, мощность тепловыделения и скорость осадки стабилизируются.
На четвертом установившемся этапе (т4) завершается подготовка стыка к образованию сварного соединения: поверхности трения активированы, остатки оксидов и инородных включений удалены в грат.
Пятый этап (х5) — торможение с завершением сварки и образованием металлических связей по площади всего стыка.
Шестой этап (т6) — осадка (проковка), термомеханическая обработка сварного соединения, способствующая повышению прочности и вязкости металла. Проковка длится 1,5...3 с, после чего сваренная деталь освобождается из зажимов машины и охлаждается на воздухе.
Выбор режимов сварки. Основными параметрами сварки трением являются п — скорость относительной частоты вращения детали (мин-1 или с-1); р — удельное давление при нагреве, МПа; R — радиус свариваемой детали, мм; /— коэффициент трения.
Если учесть что коэффициент трения при сварке — величина неопределенная и зависит от многих факторов (материала и пленок на нем, скорости относительного движения поверхностей трения, значения и скорости нарастания нормального давления, жесткости и упругости узла трения), то оптимальные параметры процесса сварки конкретных деталей можно определить только опытным путем.
От скорости относительной частоты вращения в значительной степени зависят потребляемая мощность и производительность сварочного процесса, размер теплогенерирующего слоя, температур - . ное поле в стыке свариваемых деталей.
Это вызвано зависимостью характера износа поверхностей трения от скорости их относительного движения. В диапазоне сравнительно малых скоростей происходит глубинное вырывание частиц металла, а при больших скоростях — эффект полирования (износ лишь тончайших приповерхностных слоев металла) и изменение свойств поверхностей трения сварных соединений.
Чрезмерно малые скорости относительной частоты вращения приводят к доминирующей роли 1-го и 2-го этапов нагрева в об - щем балансе машинного времени сварки. Если учесть, что суммарная длительность этих этапов в значительной мере зависит от начального состояния поверхностей, то малые скорости относительной частоты вращения приводят к сварным соединениям с резко различными механическими свойствами металла стыка и зоны термического влияния.
При малых скоростях относительной частоты вращения до состояния повышенной пластичности нагревается сравнительно толстый слой металла, который выдавливается в грат широким слоем. Это может быть причиной появления в стыке пустот. К тому же, при малых скоростях (по сравнению с умеренными) потребляемая мощность увеличивается, а производительность снижается.
С увеличением скорости относительной частоты вращения сокращается машинное время процесса сварки, так как установившееся значение момента сил и мощности наступает раньше, чем при низких скоростях. При этом значительно уменьшаются осадка и количество металла, вытесняемого в грат.
При повышенных скоростях относительной частоты вращения сокращаются затраты потребляемой мощности. Однако подшипниковые упорные узлы машины попадают в значительно более тяжелые условия работы, нежели при умеренных скоростях.
Что же касается основного показателя — прочности соединения, то при сварке низкоуглеродистой стали она не зависит от скорости относительной частоты вращения в достаточно широких пределах ее изменения.
При этом для каждого сочетания металлов существует некоторый оптимум этой скорости. Рекомендуемые линейные значения скорости вращения находятся в пределах 0,6...3 м/с. Произведение скорости вращения (л, мин-1) на наружный диаметр свариваемой детали (d„, мм) находится также в определенных пределах: для черных металлов рекомендуют ndH = (0,3...0,6)-103 мм • с-1; линейная скорость скольжения v ~ 1...2 м/с; для сварки красной меди ndH = (0,6... 7,5) -103 мм с-1; v ~ 2 м/с; для сварки титана ndH = (8... 10) • 103 мм • с-1; v ~ 2,0...2,5 м/с).
При повышенных скоростях относительной частоты вращения сокращается время нагрева и уменьшается осадка, а также объем вытесняемого в грат металла; снижается время на последующую операцию удаления грата. Однако следует учесть, что при малой осадке требуется токарная подрезка торцов деталей перед сваркой. Таким образом, небольшое сокращение машинного времени собственно сварки и времени на операцию удаления грата перекрывается значительно большими затратами времени на подрезку торцов каждой из подлежащих сварке деталей, что экономически нецелесообразно. Поэтому наиболее рациональными являются умеренные режимы скорости вращения свариваемых деталей.
Сжатие при нагреве и осадке (проковке) оказывает значительное влияние на технико-экономические показатели сварочного процесса.
В общем случае давления при нагреве и проковке могут быть неодинаковыми, и тогда цикл подачи давления приобретает ступенчатый характер (см. рис. 7.2, а).
Момент увеличения давления при ступенчатом цикле должен совпадать с прекращением тешктьщеления (вращения). Однако практически он иногда упреждает прекращение тепловыделения, а иногда отстает, так как точного совпадения добиться трудно. В первом варианте повышение давления при еще продолжающемся вращении вызывает излишнее выделение теплоты, а вместе с ней увеличение осадки, расхода металла, а также дополнительную нагрузку на подшипники. Второй вариант предпочтительнее, так как за несколько долей секунды металл стыка еще не успевает остыть и эффект проковки не изменяется.
Применение ступенчатого цикла давления дает не только технологические преимущества, но и позволяет вести процесс нагрева при пониженном давлении. В этом случае можно применять оборудование малой мощности, правда с некоторым усложнением конструкции машины. Обычно ковочное давление задается в 2 — 3 раза выше, чем давление в процессе сварки.
Общая осадка при СТ (сумма значений осадки при нагреве и проковке) является важным технологическим параметром, по которому определяют длину заготовок с припусками, длину сваренного узла, расход материала и размеры грата, подлежащего обработке.
Оптимальные значения осадки и времени нагрева определяют экспериментальным путем по моменту, когда процесс тепловыделения достигнет установившегося состояния. Этот момент мож-
Табл и ца -7.1 Режимы сварки трением конструкционных сталей
|
но определить по показаниям амперметра, включенного в цепь питания двигателя машины.
Достижение установившегося значения мощности тепловыделения происходит за различное время, которое зависит от скорости вращения и диаметра свариваемых деталей. По мере их увеличения время осадки и нагрева сокращается. Примеры средних значений режимов и суммарной осадки для сварки трением конструкционных сталей представлены в табл. 7.1.
Подготовка деталей под сварку. Кроме перечисленных параметров необходимо учитывать характер состояния поверхностей трения деталей перед сваркой. Их загрязненность, шероховатость (чистота обработки), форма этих поверхностей — некоторые из основных параметров процесса сварки трением.
Эти параметры могут оказывать значительное влияние и на ход процесса, и на качество соединения, в особенности при сварке деталей из разнородных материалов.
Если степень загрязнения трущихся поверхностей изменяется от детали к детали, то изменяется и длительность первого этапа нагрева — время, необходимое ддя удаления (вытеснения, выжигания) смазки и загрязнений с поверхностей трения, а также время, необходимое для возбуждения первых очагов схватывания. При регламентации нагрева по времени различная длительность первого этапа процесса приводит к дефициту времени, остающегося для последующих этапов нагрева, и вызывает непостоянство их длительности. Это, в свою очередь, отражается на тепловыделении и приводит к снижению качества сварного соединения.
В этом случае лучше регламентация процесса нагрева по осадке вместо регламентации по времени. Если же это невозможно, то детали перед сваркой следует обязательно очищать от смазочных масел и других загрязнений.
Влияние загрязнений на дестабилизацию качества сварных соединений особенно проявляется при малых скоростях вращения, когда длительность 1 - го и 2-го этапов процесса нагрева является определяющей в общем балансе времени (см. рис. 7.2). Увеличение скорости относительной частоты вращения и давления при нагреве благоприятно отражается на стабильности качества сварных соединений деталей с плохой подготовкой свариваемых поверхностей.
Тонкие оксидные пленки на соединяемых поверхностях при сварке деталей из одноименных металлов не приносят вреда сварному соединению. Их наличие не влияет на течение процесса нагрева. Они быстро разрушаются при трении и их частицы выносятся из стыка вытесняемым в радиальных направлениях металлом.
На поверхностях трения недопустимо лишь присутствие окалины. На деталях, подвергавшихся до сварки ковке, штамповке или некоторым видам термической обработки, эти поверхности должны быть очищены от окалины любым доступным на данном предприятии способом, например дробеструйной обработкой.
Подготовка торцевых поверхностей под СТ может быть выполнена самыми различными способами: подрезкой на токарном станке, рубкой на механических ножницах и прессом, резкой механической пилой или обработкой наждачным кругом. В этом отношении процесс СТ одноименных металлов весьма непритязателен. При сварке одноименных металлов перпендикулярность торцов оси вращения не обязательна; отклонение может составлять 5...7° без заметного влияния на качество сварного соединения. При этом требуется вести процесс с регламентацией по времени. Неподре - занная центральная часть торцевой поверхности детали при ее токарной обработке, различного рода заусенцы, остающиеся на краю поверхности при резке заготовки ножовочным полотном, также не влияют на процесс СТ. Все эти небольшие по сечению выступы на торцевых поверхностях почти мгновенно стираются в самом начале сварки.
При соединении встык двух деталей одинакового диаметра из металлов, обладающих различной степенью пластичности при температурах сварки, требования к подготовке торцов несколько усложняются: деталь из более твердого и плохо деформирующегося металла требует более жестких допусков на обработку торца. Если одна из деталей в процессе сварки практически не деформируется вовсе (например, сталь при сварке с алюминием), требуется очень тщательная торцовка такой детали; биение не должно превышать 0,2 мм. В противном случае возможно получение недоброкачественного сварного соединения. Такую точную обработку следует выполнять в зажимном патроне сварочной машины со специальным резцовым суппортом.
Тщательная торцовка необходима также при выполнении сварки трением Т-образных соединений даже из однородных металлов. Если к развитой плоской поверхности приваривают деталь трубчатого сечения, то неперпендикулярность плоскости трения относительно оси вращения неизбежно приводит к неплотному (хотя иногда и прочному) соединению.
Качество сварки трением. Сварка трением обеспечивает высокое и стабильное качество сварного соединения при условии соблюдения требуемого качества исходного материала свариваемых заготовок и технологических параметров режима сварки. Несмотря на это, почти все промышленные предприятия осуществляют выборочный или 100%-ный контроль качества сварных изделий в зависимости от их назначения. Например, на Волжском автомобильном заводе (г. Тольятти) проводят 100%-ный контроль качества клапанов, изготовленных с применением ИСТ, методом изгиба в области упругой деформации, учитывая, что клапан должен обладать высокой гарантией надежности.
Таблица 7.2 Возможные виды н причины брака при инерционной сварке трением
|
В табл. 7.2 приведены возможные виды и причины брака при ИСТ.
Качество деталей, изготовленных ИСТ, оценивают по результатам визуального контроля, механических испытаний (растяжение, кручение, изгиб и др.), микроструктурного анализа, контроля сварных соединений без разрушения (магнитная и ультразвуковая дефектоскопия и др.), технической пробы в виде ручной отбойки. Одним из основных методов контроля является визуальный контроль с использованием оптических приборов. При внешнем осмотре выявляют смещение и кривизну сварной детали или узла, наружные трещины в шве и зоне термического влияния.
С помощью механических испытаний и последующего изучения изломов образцов выявляют непровар, перегрев, поры, расслоения и другие дефекты сварного соединения. Для механических испытаний изготовляют стандартные образцы со стыком в середине образца. Часто эти испытания проводят на образцах с кольцевой проточкой по линии сварного шва при уменьшении сечения до 30 %.
Эффективным методом контроля качества сварных соединений является микроструктурный анализ (рис. 7.6), позволяющий обнаружить внутренние и наружные трещины, непровары, газовые поры и неметаллические включения, дефекты структуры в зоне сварного соединения и зоне термического влияния.
В последнее время большое внимание уделяют неразрушающим методам контроля. Капиллярным методом обнаруживают поры, непровары и наружные трещины. Наружные и залегающие на глубине до 5 мм трещины, поры и непровары выявляют магнитопорошковым методом. Ультразвуковая дефектоскопия позволяет выявить непровары, трещины, различного вида включения. Несплошно - сти и включения определяют магнитографическим методом. С помощью радиационной дефектоскопии обнаруживают непровары, поры
а б Рис, 7.6. Характер стыка соединений, полученных сваркой трением: а — стали Р12 и 45; 6 — стали 10 и низколегированной стали (увеличение в 100 раз) |
и включения, трещины в шве и зоне термического влияния. Указанные методы обеспечивают высокую точность оценки качества сварных соединений и возможность рассортировки их по категориям годности: годные, исправимый и неисправимый брак. В основном оценку качества проводят в соответствии с техническими условиями на изготовление и приемку сварных узлов и изделий.
Несмотря на длительность, наиболее ценные результаты по качеству сварных соединений дают лабораторно-стендовые и производственные испытания готовых узлов и изделий.
В настоящее время разработаны средства пассивного и активного контроля процесса инерционной сварки трением, позволяющие обнаружить и даже предупредить появление перечисленных видов брака.
Система пассивного контроля позволяет с помощью датчиков и самопишущих приборов регистрировать отклонения наиболее важных параметров процесса сварки. Рассмотрение ленты с записью процесса сварки всей партии деталей дает возможность выбраковывать детали.
Одной из важнейших характеристик процесса инерционной сварки является число оборотов, совершаемых маховиком за один цикл сварки при заданных значениях других параметров. Применительно к установке для инерционной сварки трением разработана система регистрации числа оборотов, совершаемых маховиком за один цикл, которая обеспечивает получение сварных изделий с гарантированным качеством.