СПЕЦИАЛЬНЫЕ СПОСОБЫ СВАРКИ И РЕЗКИ
СПЕЦИАЛЬНЫЕ СПОСОБЫ СВАРКИ ДАВЛЕНИЕМ. Сварка трением
Различают внутреннее трение, когда превращения механических видов энергии в теплоту происходят во всех точках некоторого объема (даже если оно имеет малую толщину), и внешнее, когда развитие теплоты происходит только вдоль поверхности раздела двух тел, в которой протекает процесс трения скольжения.
При трении скольжения выделяют понятие о чистом трении. Оно возникает на чистых ювенильных поверхностях (не имеющих адсорбированных и оксидных пленок). Чистое трение сопровождается «заеданием» и «схватыванием» трущихся поверхностей.
Поэтому сварку трением можно отнести к разновидности чистого трения с молекулярно-механическим изнашиванием трущихся пар за счет их межатомарного взаимодействия, в то же время это разновидность термомеханического способа сварки давлением, при котором детали очищаются от пленок загрязнений, оксидов, адсорбированных газов и нагреваются до пластического состояния в поверхностных слоях в результате трения и осадки сопрягаемых поверхностей.
Сила сопротивления, возникающая между двумя соприкасающимися телами при относительном их перемещении в плоскости касания, называется силой трения.
Силу сухого граничного трения выражают в виде закона Амонто- на—Крагельского:
F = aS + РР,
где аир — постоянные коэффициенты трения, характеризующие материал поверхностей трения; S — фактическая площадь касания соприкасающихся тел; Р — сила нормального давления, действующая на эти тела.
Основной особенностью сварки трением является исключительно рациональное генерирование теплоты, необходимой для образования сварного соединения непосредственно в тонких трущихся поверхностных слоях свариваемых деталей.
Практическое применение в основном имеют четыре способа сварки трением:
• сварка трением с торможением;
• инерционная сварка трением;
• сварка трением без маховика и искусственного торможения;
• ротационная сварка трением.
Сварка трением с торможением. Практическое использование трения для соединения деталей началось в России в 1956 г. с предложенной ленинградским токарем А. И. Чудиковым оригинальной схемы процесса, получившем в дальнейшем название сварки трением (СТ) (русской, обычной, с непрерывным приводом, с торможением).
Первым исследователем сварки трением был В. И. Билль. В 1956—1959 гг. им разработаны основы теории и технологии процесса СТ, дана классификация и описание используемого оборудования, отмечены достоинства способа сварки, что и обусловило его широкое распространение в промышленности.
Технологическая сущность СТ состоит в следующем (рис. 7.1): две детали соосно устанавливают в зажимах машины. Одну из них приводят во вращение и прижимают к неподвижной. На торцах деталей возникают силы трения и происходит нагрев металла до температуры пластического состояния. Нагретый материал вместе с поверхностными загрязнениями, оксидами, адсорбированными газами выдавливается из стыка в виде грата. В соприкосновение приходят ювенилизированные и активированные поверхности — происходит сварка двух деталей. В этот же момент производится
2 3 4 5 6 7 Рис. 7.1. Кинематическая схема машины для сварки трением: 1 — двигатель; 2 — муфта сцепления; 3 — тормоз; 4 — шпиндель; 5 — свариваемые детали; 6 — задняя бабка; 7 — привод сжатия деталей |
отключение двигателя вращения, резкое торможение (за четверть оборота) и осадка. Локальное выделение теплоты в тонком слое металла и создание активированного слоя возбужденных атомов за короткое время обеспечило сварке трением ряд неоспоримых тех - нико-экономических достоинств, таких как высокое и стабильное качество соединения, простота процесса, легкость автоматизации, дешевизна и высокие производительность и экологичность.
Инерционная сварка трением. Классическая СТ имеет некоторые недостатки — необходимость мгновенного торможения, большую установочную мощность двигателя, большое время сварки по сравнению с контактной стыковой сваркой аналогичных деталей.
Все эти недостатки обусловлены тем, что при классической СТ мощность двигателя привода вращения детали выбирают исходя из необходимости преодоления максимальной величины момента трения (тах-момента) в начале процесса (рис. 7.2). Но продолжительность действия шах-момента в общем балансе цикла сварки не превышает 10 %. Обеспечивать преодоление шах-момента за счет мощности привода вращения нетехнологично, как нетехнологично и достижение высоких температур за счет длительности времени трения, а не за счет сварочного давления.
Поэтому была разработана технология инерционной сварки трением (ИСТ) с использованием инерции маховика без торможения (патент ЧССР, 1959; патент США, 1964). Маховик накапливал энергию, необходимую для преодоления шах-момента сопротивления вращению в начале процесса трения.
По способу ИСТ (рис. 7.3) маховик 5 с выбранным моментом инерции вместе с подвижной деталью разгоняют с помощью небольшого приводного двигателя 1 до заданной скорости. Затем двигатель при помощи муфты сцепления 3 отсоединяют от вращающегося маховика с деталью, а неподвижную деталь привод сжатия 11 прижимает к вращающейся детали. Силы трения между вращающейся и неподвижной деталью тормозят и останавливают маховик с деталями. За короткое время торможения маховика происходит сварка деталей.
Достоинствами ИСТ считают отказ от узла принудительного торможения и сокращение числа основных параметров процесса сварки с пяти до трех:
• при классической ИСТ: со — угловая скорость шпинделя, / — момент инерции вращающейся массы; р — удельное сжатие деталей в процессе нагрева; Рк — усилие осадки (ковочное); t — время сварки или величина осадки;
• при ИСТ — только со, J, р, что позволяет снизить установочную мощность, уменьшить припуск на сварку и сократить сварочный цикл в 3 раза.
в Рис. 7.2. Циклограмма процесса сварки трением: а — изменение частоты вращения п и осевого усилия Р (сварки Рсв и ковки Рк); б — изменение во времени момента трения М и потребляемой мощности N; в — изменение во времени осадки А/ и температуры Т 7^ — температура плавления; Л/а — момент в начале процесса; Л/уст, NycT — установочные момент и мощность |
В качестве недостатка ИСТ отмечают необходимость более тщательной подготовки свариваемых торцов в целях обеспечения их
перпендикулярности относительно оси вращения и невозможность использования классического оборудования СТ, а также невозможность регулирования стационарного этапа сварки трением без замены маховика, необходимость в высокооборотных двигателях для разгона маховика до частоты (5...20)- 103мин"‘ (83...330 с-1).
Рис. 7.3. Схема машины для инерционной сварки трением фирмы Katerpillar Tractor&K°: 1 — приводной двигатель; 2 — ременная передача; 3, 7 — муфты сцепления; 4, 6 — подшипники; 5 — маховик; 8 — вращающийся зажим; 9 — свариваемые детали; 10 — задняя бабка с неподвижным зажимом (стрелками показано возможное перемещение бабки); 11 — привод сжатия деталей |
Кроме этого возникает необходимость в установке высоконагру - женных подшипников, способных выдерживать моменты инерции маховиков, превосходящие в 5 — 10 раз инерцию вращающихся масс машин, используемых для классической СТ.
Сварка трением без маховика и искусственного торможения. Для устранения указанных недостатков ИСТ в 1982 г. С. А. Серегиным был предложен новый принцип использования классического оборудования СТ без искусственного мгновенного торможения вращения шпинделя с деталью с одновременным укорочением стационарного этапа сварки трением. Он обнаружил, что самопроизвольная остановка вращения состыкованных деталей за счет свободного выбега вращающихся масс машины на этапе естественного самоторможения не приводит к нарушению качества сварки. Им же были обнаружены эффекты саморегулирования СТ и сверхвысокой скорости тангенциальной пластической деформации (сверхпластичности) в стыке шириной до 0,5 мм, которая на 5 порядков превышает скорость осевой пластической деформации.
Сварка металлов трением без искусственного торможения и без применения маховиков улучшает технико-экономические показатели процесса за счет экономии расходуемой энергии, сокращения цикла сварки, облегчения режима работы машины и упрощения ее конструкции.
На примере сварки стержней диаметром 8 мм из стали Р12 и 45 при рсв = 180 МПа на рис. 7.4 приведены циклограммы процессов СТ при искусственном мгновенном торможении в сопоставлении с СТ без искусственного торможения.
2 а |
т. с |
N, кВт 3 2 1 |
V |
|||
і |
х, с |
Рис. 7.4. Кинетика изменения основных параметров сварки трения деталей из стали Р12 и 45 с торможением (-------------------- )
и без торможения( ) в процессе сварки по циклограмме:
оо U) |
а — изменение частоты вращения и; б — эквивалентного напряжения трения оэ; в — коэффициента трения /, г — температуры Т
д — осадки Д/; е — мощности N
Из циклограмм видно, что при одинаковой длительности стационарного этапа (постоянной скорости вращения, примерно равной 2 с) и искусственном мгновенном торможении остановка вращения деталей в зависимости от массы деталей происходит за 0,2...0,5 с, без искусственного торможения — за 1,5...2,5 с.
Коэффициент трения/в обоих случаях имеет по два максимума. Один из них в начале процесса в обоих случаях/ = 0,7...0,8; второй максимум — в конце процесса торможения. При искусственном мгновенном торможении / = 0,9; при естественном / = = 1,2... 1,3, что в 2 раза больше первого максимума. На стационарном этапе в обоих случаях/ = 0,26.
Для оценки целесообразности СТ без искусственного торможения наибольший практический интерес представляет изменение мощности в стадии торможения. При классической СТ она падает практически сразу до нуля. Во втором случае после отключения двигателя треть мощности на свариваемом контакте еще остается в течение 0,3 с. Это способствует повышению температуры и скорости осадки в свариваемом контакте на всем этапе самоторможения. Непосредственной причиной возрастания температуры и скорости осадки в свариваемом контакте является повышение эквивалентного (суммарного) напряжения оэ вследствие роста на этапе торможения коэффициента трения / Из этого следует вывод, что при СТ условие мгновенного прекращения вращения на завершающем этапе сварки не является обязательным.
Ротационная сварка трением. Ротационная сварка трением (РСТ) — сравнительно новый технологический процесс, предложенный в 1991 г. Британским институтом сварки.
1 |
dr I |
3 |
Особенность ротационной сварки трением заключается в том, что процесс соединения металлов происходит за счет теплоты, возникающей в стыке деталей при вращении (ротации) пуансона (рис. 7.5), прижатого к поверхности стыка деталей и перемещающегося вдоль него. Вследствие высокой скорости вращения пуансона выделяется теплота, и на контактной поверхности стыкуемых деталей металл нагревается до температуры сверхпластичного состояния. Этому способствует выступающая центральная цилинд-
Рис. 7.5. Схема ротационной сварки трением:
1 — вращающийся пуансон; 2 — опорная часть пуансона; 3 — выступ (шип) пуансона; 4, 5 — свариваемые листы, закрепленные в оснастке; стрелками показано: а, b — фиксация деталей в приспособлении; с — поджатие пуансона к стыку деталей; d — вращение пуансона; е — направление движения пуансона
рическая часть пуансона меньшего диаметра, называемого шипом. При вращении пуансона создается тонкий слой металла в сверх - пластичном состоянии. Слой металла, смыкаясь за шипом по мере продвижения пуансона, образует монолитную структуру шва. Таким образом происходит процесс образования сварного соединения, при котором свариваемые кромки деталей за счет деформации и сверхпластичности металла образуют монолитную структуру, превышающую по своим прочностным и эксплуатационным характеристикам структуру, получаемую при сварке плавлением.
Другим достоинством РСТ является высокая производительность без какой-либо дополнительной обработки кромок изделия. Одним из основных достоинств сварных узлов и конструкций, сваренных ротационной сваркой трением, является их готовность к применению сразу же после сварки. Отпадает необходимость в трудоемких послесварочных работах, таких как зачистка от шлака и брызг, механическая обработка усиления шва, правка и рихтовка.
Для каждого материала и его толщины рассчитаны оптимальное соотношение частоты вращения пуансона и скорости перемещения по стыку.