СПЕЦИАЛЬНЫЕ СПОСОБЫ СВАРКИ И РЕЗКИ

Оборудование для сварки трением

В зависимости от способа СТ машины подразделяют на обыч­ные, инерционные и ротационные. Основные конструктивные и компоновочные схемы машин подобны. Общими конструктивны­ми узлами и системами в них являются:

• привод осевого сжатия;

• привод вращения шпинделя;

• передняя бабка со шпинделем и зажимом для вращающейся детали;

• задняя бабка с зажимом для неподвижной детали;

• тормозная система шпинделя;

• станина машины;

• система управления процессом сварки и машиной.

В машинах для ИСТ имеется маховик для аккумулирования кинетической энергии.

Привод осевого усилия предназначен для сближения деталей перед сваркой и обеспечения осевого усилия по заданной программе нагрев—проковка.

Оборудование для сварки трением

Рис. 7.7. Кинематическая схема двухшпиндельной машины для инерци­онной сварки трением:

1 — приводной двигатель; 2 — ременная передача; 3 — муфта сцепления; 4, 8 — подшипниковые узлы; 5, 7 — вращающиеся зажимы; 6 — свариваемые детали;

9 — маховик; 10 — привод сжатия деталей

В машинах для СТ применяют пневматические, пневмогидрав - лические, гидравлические и электромагнитные приводы сжатия.

Пневматические приводы сжатия отличаются простотой, их применяют в машинах малой мощности.

Пневмогидравлические приводы нашли применение в маши­нах малой и средней мощности. Большая инерционность пневма­тических систем (длительное заполнение цилиндров воздухом и их опорожнение) не позволяет обеспечивать обратную связь по контролю давления.

Гидравлический привод сжатия применяют на машинах сред­ней мощности (более 300 кН) и во всех машинах большой мощ­ности (до 3 ООО кН). Такой привод легко обеспечивает нарастание усилия при нагреве и проковке, а также позволяет осуществлять активный контроль давления (до 30 мПа).

Гидроаппаратура размещена в отдельном шкафу. В нижней час­ти шкафа размещен бак с рабочей жидкостью, в котором нахо­дится охлаждающий змеевик с проточной водой.

Силовой электромагнитный привод сжатия (рис. 7.8) отлича­ется высокими динамическими характеристиками и позволяет использовать магнитопровод в качестве основной маховой массы и тем самым исключить упорный подшипник.

Передняя бабка машины служит для приведения во вращение одной из свариваемых деталей, а также для восприятия осевых

усилий, создаваемых приводом сжатия на этапе нагрева и про­ковки. На передней бабке расположен шпиндель, свободно вра­щающийся в подшипниках. На одном конце шпинделя закреплен зажим для свариваемой детали, а на другом — элемент системы, связывающий шпиндель с приводом вращения. Подшипники шпинделя (радиальные и упорные) работают в весьма неблаго­приятных условиях (как на этапе нагрева деталей, так и на этапе проковки и торможения). В связи с тяжелыми условиями их рабо­ты в машинах для сварки трением особое внимание уделяют их своевременной смазке и охлаждению.

В качестве привода вращения шпинделя используют трехфазный асинхронный электрический двигатель, клиноременную переда­чу с зубчатым ремнем, муфту сцепления и тормозное устройство. Во многих мощных машинах используют гидравлические двигате­ли. Такой привод обеспечивает бесступенчатое регулирование час­тоты вращения шпинделя и расширяет технологические возмож­ности машины. Часто в этих машинах гидравлические двигатели вращения подключают к единой гидравлической системе машины.

В машинах для микросварки трением с очень большой часто­той вращения (80...650 с-1) в качестве привода используют пнев­матические турбинки, которые нечувствительны к мгновенным перегрузкам и способны длительно работать в режиме частых пус­ков и торможений. Они обходятся без передач благодаря непо­средственному сочленению вала со шпинделем машины.

Муфты сцепления обеспечивают надежную и долговечную ра­боту машины при минимальном времени срабатывания. Этим тре-

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Оборудование для сварки трением

Рис. 7.8. Кинематическая схема машины для инерционной сварки трени­ем с электромагнитным силовым приводом:

бованиям удовлетворяют электромагнитные многодисковые, а также гидравлические и пневматические фрикционные муфты. Наиболее широкое применение нашли электромагнитные фрик­ционные сухие муфты, отличающиеся высокой нагрузочной спо­собностью и хорошей теплоотдачей.

Тормозные системы при сварке трением основаны на двух прак­тических способах прекращения быстрого вращения сваренных деталей:

• за счет искусственного торможения всей системы привода вместе с вращающейся деталью (реверсированием двигателя, при помощи фрикционных электромагнитных или гидравлических, а также дисковых тормозов или муфт);

• путем использования момента трения в стыке свариваемых деталей и свободного выбега вращающихся масс машины на эта­пе естественного самоторможения.

Первый способ используют при обычной СТ на маломощных машинах для сварки стержневых деталей диаметром 0,7... 15 мм при частоте вращения 60...633 с-1 и окружной скорости 1... 1,2 м/с.

Оборудование для сварки трением

Шлиц

Рис. 7.9. Конструктивные элементы (отверстия, шлицы на валу, шпоноч­ный паз на валу), 'позволяющие упростить закрепление их в зажимах

сварочной машины

Второй способ используют в машинах для обычной СТ и ИСТ, рассчитанных для сварки деталей диаметром свыше 20 мм.

Для универсальных машин предусматривают использование обоих способов торможения, что обеспечивает гарантированное качество сварки деталей из разнородных металлов при разнообра­зии их диаметров.

Зажимы для подвижных и неподвижных деталей предназначены для обеспечения взаимного центрирования свариваемых деталей и надежного их закрепления для предотвращения проскальзыва­ния под воздействием осевого усилия и прокручивания от враща­ющего момента.

Установку и закрепление простых деталей, изготовленных из прутков, толстостенных труб (свыше 4 мм), а также некоторых поковок и штамповок производят в типовых зажимах общего при­менения (кулачковых патронах).

Для закрепления деталей сложной формы применяют специ­альные зажимные устройства. Эти устройства упрощают, исполь­зуя для закрепления деталей имеющиеся в них отверстия, углуб­ления, выступы (рис. 7.9) или специально предусмотренные тех­нологические отверстия.

Крупные машины для сварки трением оснащают специальны­ми зажимами, которые позволяют воспринимать большие осевые нагрузки и передавать большие вращающие моменты (рис. 7.10). Принцип действия такого зажима следующий. Втулка 2, несущая

Оборудование для сварки трением

Рис. 7.10. Специальный зажим передней бабки машины для сварки тре­нием крупногабаритных деталей:

1 — свариваемая деталь; 2 — сменная втулка с тремя кулачками; 3 — сменная насадка; 4 — шпиндель; 5 — тарельчатые пружины; 6 — тяга; 7 — поршень

гидроцилиндра

на себе три кулачка со сменными насадками 3, находится на кон­це шпинделя 4 и соединена с ним болтами. С помощью тяги 6 втулка вместе с кулачками может перемещаться вдоль оси шпин­деля, сжимая набор тарельчатых пружин 5. При этом кулачки сколь­зят по внутренней конической поверхности насадки 3 и зажима­ют вставленную деталь 1. Обратное перемещение всей этой систе­мы происходит под действием гидроцилиндра, разжимающего тарельчатые пружины 5. Происходит освобождение детали.

Для зажатия неподвижной детали используются устройства, уси­лие зажатия которых пропорционально осевому усилию (рис. 7.11). Принцип работы этой двухкулачковой самоцентрирующейся сис­темы заключается в том, что призматические кулачки, зажимаю­щие деталь, имеют скошенные под углом 15° затылочные поверх­ности, которые передвигаются по соответствующим клиновым поверхностям корпуса зажима. При поступательном перемещении кулачков вдоль оси неподвижной детали они сближаются в ради­альных направлениях и зажимают заготовку.

Аппаратура для управления машиной размещена в отдельном шка­фу, что гарантирует устранение влияния вибраций, тряски и тол­чков, возникающих в процессе сварки.

Оборудование для сварки трением

Оборудование для сварки трением

Рис. 7.11. Схема зажима невра - щающихся деталей:

Современные машины для СТ оборудованы средствами управ­ления продолжительностью нагрева соприкасающихся поверхно­стей и обеспечения окончания формирования соединения одно­временно с прекращением подво­да теплоты. Эти средства включа­ют в себя тахометр для замера ско­рости вращения патрона с заготов­кой и клапан регулирования дав­ления для контроля усилия сжатия заготовок силовыми цилиндрами. С помощью перечисленной изме­рительной и регулирующей аппа­ратуры приводят в соответствие осевое усилие с накопленной энер­гией во вращающихся инерцион­ных массах.

1 — поршень; 2 — пневмоцилиндр; 3 — вилка; 4 — клиновый ползун со сменными кулачками; 5 — сварива­емая деталь; 6 — подача воздуха

Все современные машины для сварки прением выполняют про­цесс сварки автоматически. Они прекращают тепловыделение по заранее заданной программе. Про­грамма может быть задана либо по времени нагрева, либо по значе­нию осадки нагрева. Некоторые виды оборудования позволяют пе­

реходить от одного из этих способов управления к другому с по­мощью простого переключения схемы управления машиной.

Для ротационной сварки трением применяют специальные ус­тановки, по компоновке близкие сверлильным станкам. Одна из таких установок показана на рис. 7.12. В процессе сварки шпин-

Оборудование для сварки трением

Рис. 7.12. Схема установки для ротационной сварки трением:

дельную головку с рабочим инструментом, выполненным из ста­ли Р6М5, прижимают к свариваемым листам и приводят во вра­щение. Одновременно включают привод перемещения сваривае­мых листов. При подходе к концу листов конечный выключатель прекращает процесс, а шпиндельная головка отводится в исход­ное положение.

Для освоения техники ротационной сварки трением разрабо­таны экономичные установки модульной конструкции. Новая се­рия установок может сваривать данным методом материал тол­щиной 1,4... 100 мм. Мощность привода шпинделя инструмента —

1,5.. . 100 кВт. Серия состоит из двух основных типов: установки типа S для прямолинейных швов и установки типа U для прямо­линейных швов по осям X или Y, а также швов в форме окружно­сти, прямоугольника и т. п. Каждый тип установок изготавливают двух видов:

• напольная установка с вертикальной стойкой для крепления крупногабаритных приспособлений и устройством сварки коль­цевых швов;

• установка с низко расположенной шпиндельной головкой для двухсторонней сварки со столом для монтажа малогабаритных приспособлений.

Таблица 7.3 Машины общего применения для обычной сварки трением

Модель

Мощность,

кВт

Частота вращения шпинделя, с"[1]

Осевое

усилие,

кН

Масса,

кг

Диаметр

стержней,

мм

МФ-362

10

25

50

1900

10...22

МСТ-20.01

22

100

100

6600

16...36

СТ-107

55,0

18

500

8100

25... 70

СТ-102

37

16,5

100

4500

16...50

Таблица 7.4 Машины для инерционной сварки трением (США)

Модель

Мощность,

кВт

Частота вращения шпинделя, с-1

Осевое

усилие,

Момент

инерции

маховика,

Нм

Диаметр

стержней,

мм

Dual-60

11,2

12000

36,3

0,97

6... 19

Ml 20

18,5

8000

113,4

10,5

10...30

М220

55,0

5000

540

84,3

20...60

М2 50В

93,25

4000

800

500

25... 70

М400В

93,25

2000

2720

4800

50... 108

Машины для сварки трением (Германия)

Модель

Мощность,

кВт

Частота

вращения

шпинделя,

с'1

Осевое

усилие,

кН

Длина

заготовок,

мм

Масса,

кг

RS 6001

12

16,6...25

60

1 000

3400

RS 15003

32

150

100

5 500

RS 15004

30

300

4500

RS 15005

40

1000

5000

Установка PCT3UT (универсальная установка со столом, при­водом шпинделя мощностью 11 кВт) предназначена для сварки листов из алюминиевых сплавов максимальной толщиной до 10 мм.

Технические характеристики отечественных машин общего при­менения для обычной СТ представлены в табл. 7.3.

Технические данные некоторых машин для ИСТ, выпускае­мых фирмой Caterpillar Industrial Division (США), приведены в табл. 7.4.

В Германии фирмой KUKA освоено изготовление специализи­рованных машин для сварки трением типа RS (см. рис. 4.16—4.20, табл. 7.5).

Требования безопасности при сварке трением. Сварка трением в отличие от других видов сварки не сопровождается выделением токсичных газов и аэрозолей, ультрафиолетовым излучением и разбрызгиванием расплавленного металла, поэтому является более гигиеничным и безвредным процессом как для сварщика, так и для окружающих. Однако оборудование для сварки трением, как и многие металлообрабатывающие станки, небезопасно. Неосторож­ный контакт с вращающимися и поступательно перемещающимся частями машины в процессе сварки может повлечь за собой травму. Процесс сварки обеспечивает разного рода электрическая аппара­тура, неосторожное обращение с которой или ее неисправность могут повлечь за собой поражение электрическим током.

При проектировании оборудования для сварки трением долж­ны быть соблюдены Правила устройства металлообрабатывающих станков и Правила устройства и эксплуатации электроустановок.

СПЕЦИАЛЬНЫЕ СПОСОБЫ СВАРКИ И РЕЗКИ

Установки для магнитно-импульсной сварки

На рис. 13.3 представлена одна из наиболее распространенных функциональных схем магнитно-импульсных установок. Установ­ка состоит из накопителя энергии /, зарядного устройства 2, за­датчика напряжений 3, блока поджига 4, коммутирующего уст­ройства 5, …

Инструмент и оснастка

Установки для МИС аналогичны и отличаются только конст­рукцией рабочего органа — индуктора. Индуктор — это основной инструмент при МИС, который со­стоит из токопроводящей спирали, токоподводов, изоляции и элементов механического усиления. …

Технология магнитно-импульсной сварки

Подготовка поверхностей под сварку включает в себя механи­ческую обработку металлическими щетками или наждачной шкур­кой, химическую очистку свариваемых поверхностей — обезжи­ривание. С увеличением шероховатости поверхности прочность сварного соединения возрастает, но появдяется …

Как с нами связаться:

Украина:
г.Александрия
тел./факс +38 05235  77193 Бухгалтерия

+38 050 457 13 30 — Рашид - продажи новинок
e-mail: msd@msd.com.ua
Схема проезда к производственному офису:
Схема проезда к МСД

Партнеры МСД

Контакты для заказов оборудования:

Внимание! На этом сайте большинство материалов - техническая литература в помощь предпринимателю. Так же большинство производственного оборудования сегодня не актуально. Уточнить можно по почте: Эл. почта: msd@msd.com.ua

+38 050 512 1194 Александр
- телефон для консультаций и заказов спец.оборудования, дробилок, уловителей, дражираторов, гереторных насосов и инженерных решений.