Современные БЫТОВЫЕ ЭЛЕКТРОПРИБОРЫ И МАШИНЫ
Рекомендации по проектированию гладильных машин
В бытовых гладильных машинах в качестве нагревателя может использоваться трубчатый электрический нагреватель — ТЭН (ГОСТ 13268—83Е) или плоский нагреватель на основе композиционных резестивных материалов. ТЭН представляет собой металлическую трубку с вмонтированным внутри нагревательным элементом в виде токопроводящей спирали, запрессованной в специальном наполнителе— плавленной окиси магния (переклаз), кварцевом песке или корунде. ТЭНы выполняют любой формы. Они характеризуются большой удельной мощностью, выдерживают большие нагрузки и сравнительно просты в изготовлении. Однако у них существенный недостаток:
139
Безопасность их обеспечивается только при условии заземления внешней трубки т. е. их можно применять только в приборах класса I [ГОСТ 14087—70 (СТ СЭВ 1110—78)]. Поэтому возникает необходи мость применять в приборах дополнительную изоляцию, что не всегда возможно. В последнее время при проектировании бытовых приборов все больше используют плоские нагреватели в виде напыленных проводников из фольговых материалов, а также тканевые элементы. В этих нагревательных элементах в качестве токопроводящей среды использованы специальные сплавы. Наиболее известными сплавами являются сплавы никеля с хромом (нихромы) и сплавы хрома, никеля и железа (ферронихромы): например нихром Х20НВО (работающий при температуре 1050—1100 °С), феррохром Х15Н60 (работающий при температуре 950—1000 °С и имеющий удельное сопротивление 1,0— 1,2 Ом-мм2/м).
При проектировании бытовых гладильных машин выбирать нагревательные элементы необходимо с учетом следующих требований:
1) токопроводящий материал должен быть термоустойчивым к температурам 1000—1100°С, иметь большое удельное сопротивление, малый температурный коэффициент электрического сопротивления;
2) токопроводящий материал должен быть максимально приближен к внутренней стороне металлической подошвы башмака;
3) теплопроводность электроизоляционного слоя между подошвой гладильного башмака и токопроводящим материалом должна быть высокой;
4) между токопроводящим материалом и защитным кожухом башмака должна быть необходимая теплоизоляция;
5) после выдержки в среде влажностью 95 %. в течение 48 ч [приборы класса II изоляции по ГОСТ 14087—80 (СТ СЭВ 1110—78)] электроизоляции должна выдерживать без пробоя и поверхностного разряда в течение 1 мин напряжение 3750 В частотой 50 Гц.
Приведенным требованиям наиболее полно отвечают напыленные или фольговые нагреватели.
В качестве электроизоляции в трубчатых нагревателях используют окись магния и слюдопласт ИФ-12, в спиральных нагревателях — слюду, миканит, в плазменно-напыленных — окись алюминия, нанесенную на промежуточную пластину, и слюдопласт, а также применяют асбест или базальновый картон ТК.-5. Влияние материалов нагревательного элемента и теплоизоляции на характеристики гладильного башмака показано на рис. 3.37. В первых образцах гладильной машины «Калинка» применяли асбест толщиной 4 мм [теплопроводность Х = = 0,11 Вт/(м-К)]. В гладильных машинах параметрического ряда применен базальтовый картон, который дешевле асбеста и обладает меньшей теплопроводностью [Х = 0,32 Вт/(м-К)]. Если сравнить базальтовый картон и асбест примерно равной толщины (соответственно 5 мм и 4 мм), то при применении базальтового картона температура кожуха будет меньше, потери теплоты снижаются и КПД нагревателя повышается.
Рис. 3.37. Влияние материалов нагревательного элемента и теплоизоляции на характеристики гладильного башмака: А — потребляемую мощность; 6 — температуру кожуха; /— ТЭН; 2 — проволока; 3— фольга; 4 — асбест (4 мм); 5 — базальтовый картон толщиной 5 мм; 6 — базальтовый картон толщиной 10 мм; 7 — базальтовый картон толщиной 15 мм |
Гладильные машины параметрического ряда с базальтовым картоном в качестве теплоизоляции примерно на 40 % меньше потребляют энергии по сравнению с первыми образцами машин «Калинка». Это объясняется меньшей теплопроводностью базальтового картона, в результате чего при режиме глаженья 200 °С температура поверхности защитного кожуха 78 °С (при температуре 180 °С у машины «Калинка»); более низкой (на 150—200°С) рабочей температурой нагревательных элементов; меньшим временем выхода на режим (на 1,5—2 мин).
В качестве теплоизоляции для напыления токопроводящих материалов можно применять окись алюминия с последующей пятикратной пропиткой окисью кремния. Электрическая прочность этих образцов после воздействия влаги составляет 1400—1500 В, что позволяет применять напыленные нагреватели в машинах и приборах класса I изоляции.
Возможно также использование органосиликатных покрытий толщиной 0,2—0,3 мм. Требования к усиленной изоляции (испытательное напряжение 3750 В) выдерживают покрытия ОС-92-04 (4500 В) и ОС-92-02 (4000 В). Однако следует помнить, что для нагревателей с кремниевыми и органосиликатными покрытиями требуется дополнительная электроизоляция на 1250 В. Для этого можно рекомендовать слюдопласты, которые обладают требуемыми электрическими свойствами, надежностью и технологичностью.
При испытаниях гладильных машин необходимо пользоваться токопроволочными термопарами диаметром не более 0,3 мм, которые припаивают к центру медного диска диаметром 10±0,5 мм и толщиной не более 1 мм. В процессе измерения необходимо обеспечить надежный контакт между поверхностью и диском. Методы испытаний гладильных машин изложены в ОСТ 27-560-190—81.
Рекомендации по расчету рабочих органов и частоты вращения валка приведены в работах И. В. Орлова и В. А. Дубовного, а также в работе [28].
Замена неисправных узлов и деталей и устранение Основных неисправностей производится в соответствии с инструкцией По ремонту гладильных машин. При сборке машин особое внимание необходимо обратить на подключение вводных концов электродвигателей, так как неправильное подсоединение может привести к перегоранию обмоток. После ремонта гладильной машины необходимо проверить ее в следующем порядке:
1) измерить сопротивление изоляции в холодном состоянии между токоведущими узлами и корпусом машины;
3.16. Перечень возможных неисправностей гладильных машин и способы их устранения
Неисправность |
Способ устранения |
Возможная причина
Не светится сигнальный индикатор включения машины
Не светится сигнальный индикатор электродвигателя
Перегревается подошва башмака (свыше 240 °С)
Работа привода башмака сопровождается резким шумом
При нажатии на педаль башмак неподвижен
Вращение валка сопровождается резким шумом При вращении валка слышен стук или звуки трения
При нажатии педали валок неподвижен (переключатель режимов работы в положении I)
Не регулируется частота вращения валка
1. Индикатор перегорел
2. Поврежден шнур или штепсельная вилка
1. Перегорел индикатор
2. Неисправен терморегулятор
3. Перегорел электродвигатель
Неисправен терморегулятор и термовыключатель
Неисправен редуктор прижима
1. Неисправен микровыключатель педали
2. Неисправен двигатель КД 40-2/45
Неисправен редуктор привода валка Сместилась или погнулась крыльчатка на валу двигатели КД40-2/45
1. Неисправен микровыключатель педали
2. Неисправна плата питания
3. Неисправен трансформатор
4. Неисправен двигатель КД 40-2/45
5. Неисправен регулятор частоты вращения валка
1. Неисправен преобразователь положения ПИЩ 6-1
2. Неисправен трансформатор
3. Неисправен регулятор частоты вращения валка
Заменить индикатор Заменить армированный шнур со штепсельной вилкой Заменить индикатор Заменить терморегулятор
Заменить электродвигатель
Заменить терморегулятор и термовыключатель
Заменить редуктор прижима
Заменить микровыключа - тель педали Заменить двигатель
Заменить редуктор
Отрегулировать крыльчатку или заменить ее
Заменить микровыключатель
Заменить плату Заменить трансформатор Заменить двигатель Заменить регулятор Заменить преобразователь
Заменить трансформатор Заменить регулятор
2) проверить электрическую прочность изоляции в холодном состоянии без увлажнения;
3) проверить функционирование машины — вращение валка от себя (вручную), синхронность работы индикатора при включении и выключении машины, прилегание подошвы башмака к валку в зависимости от нажима на педаль и вращения валка, повышение частоты вращения валка при перемещении ручки регулятора;
4) проверить потребляемую мощность и силу тока при номинальном напряжении питания и предельном положении лимба терморегулятора;
5) измерить силу потребляемого тока при одновременной работе нагревателя и электродвигателей валка и прижима.
Перечень возможных неисправностей гладильных машин и способы их устранения приведены в табл. 3.16.