Совместное предпринимательство
Выбор иностранного партнера
В каких бы формах ни осуществлялось совместное предпринимательство — создания совместного предприятия, заключения соглашений о сотрудничестве (лицензионных, управленческих, франчайзин - говых и т. д.) — во всех этих случаях для налаживания эффективного совместного предпринимательства необходима систематическая маркетинговая работа, которая в силу различных исторических причин до недавнего времени была практически неизвестна российским предпринимателям. Составной частью маркетинговой подготовки совместного предпринимательства является процесс оценки и выбора партнера — наиболее ответственный этап совместного предпринимательства, предполагающий тщательный отбор и изучение информации о потенциальных зарубежных партнерах.
В настоящее время источники экономической информации столь многообразны, что на Западе существует разветвленная сеть информационных, маркетинговых и консалтинговых фирм, занятых сбором информации и ее изучением, а также готовящих по заказу клиентов справки о положении дел на тех или иных рынках или отраслях, об отдельных фирмах, банках, группах и т. д.
Самым доступным источником информации являются публикации официальных справочников, различные средства массовой информации, в том числе специальные экономические издания, периодические доклады и обзоры экономической конъюнктуры и т. д. В настоящее время в мире насчитывается не менее 2000 крупных баз данных по экономике, большая часть которых доступна через Интернет.
При поиске информации о конкретных фирмах используют справочники, которые условно можно разделить на следующие группы:
♦ адресные справочники, содержащие адреса, телефоны, факсы и т. д. фирм;
♦ товарно-фирменные справочники, содержащие перечень фирм, выпускающих определенный вид продукции;
♦ общефирменные справочники, содержащие информацию, например, о 500 крупнейших компаниях мира, США или Европы;
♦ отраслевые справочники.
Большую помощь в подборе партнеров могут оказывать национальные и региональные торгово-промышленные палаты (ТПП), имеющие центры документации и предоставляющие предприятиям (а в большинстве стран членство предприятий в ТПП обязательно) широкий набор услуг, в том числе информацию о необходимых документах, подготовку досье по определенным темам, абонементное обслуживание предприятий с целью их постоянного информирования о положении в отдельных отраслях и на отдельных рынках, содействие предприятиям в осуществлении внешнеэкономических операций и в налаживании сотрудничества с иностранными партнерами. Российская ТПП оказывает подобные услуги российским предприятиям; она имеет соглашения о сотрудничестве с ведущими ТПП зарубежных стран и многими международными экономическими организациями.
Содействие в поисках партнеров и в налаживании необходимых контактов могут оказать торговые представительства России за рубежом, внешнеторговые объединения и посреднические фирмы, атакже торговые представительства других стран, иностранных фирм и банков, действующие в России.
Еще один канал завязывания связей — участие в различных международных и национальных выставках и ярмарках, конференциях, научно - технических встречах, симпозиумах и т. д., позволяющих установить личные контакты с представителями научных и деловых кругов разных стран. Немаловажное значение имеет знакомство с проспектами и каталогами зарубежных фирм, а также подготовка соответствующих материалов для российских фирм.
Внимания заслуживают и публикации с предложениями об участии в различных проектах и конкурсах, помещаемые в газетах, журналах и специальных изданиях.
Анализ деятельности фирм — потенциальных партнеров обычно включает следующие последовательные шаги:
1. Составление списка фирм, действующих на данном рынке, с учетом потенциальных конкурентов, а также фирм — производителей заменителей (субститутов) продукции, фирм-клиентов и фирм-постав - щиков.
2. Анализ основных статистических показателей их деятельности: объем производства за последние 3—5 лет, обороты по продажам, производственные мощности и степень их использования, численность занятых, объем капиталовложений и расходов на НИОКР, валовые и чистые прибыли.
3. Анализ осуществляемых стратегий завоевания рынков, особенно международ н ых.
4. Выявление сильных и слабых сторон деятельности основных конкурентов и потенциальных партнеров, их участия в различных соглашениях, в том числе по межфирменному сотрудничеству.
По мере анализа крут фирм - потенциальных партнеров постепенно сужается, пока не останется одна или несколько фирм — кандидатов, о которой уже многое известно. Одной из причин провала многих совместных предприятий в России в начале 90-х годов было то, что российские предприятия зачастую останавливали свой выбор на первой оказавшейся в их поле зрения зарубежной компании, не проводя необходимых информационно-аналитических исследований. В результате их партнерами часто оказывались мелкие посреднические фирмы с минимальным размером капитала, достаточным для регистрации в Торговом реестре страны их происхождения. Чтобы избежать подобных неудач, у будущего партнера следует запросить следующие документальные свидетельства:
1. Выписка из Торгового реестра страны происхождения о регистрации фирмы.
2. Данные о правовом статусе и справка от обслуживающего банка о финансовом положении фирмы.
3. Сведения от фирм или организаций, специализирующихся на проверке и оценке кредитоспособности частных компаний и лиц.
Если дело дошло до заключения контракта, то нужно иметь в виду, что заключаемый контракт должен быть:
А) юридически корректным, — здесь необходима помощь квалифицированного юриста;
Б) содержать статьи о взаимных расчетах и платежах, гарантиях, сроках и валюте расчетов, возможных санкциях и процедуре расторжения договора.
О том, какое значение придают ведущие западные фирмы подбору партнеров среди российских предприятий, свидетельствуют рекомен - дации крупнейшей американской консалтинговой фирмы «Эрнст и Янг», имеющей представительство в России. Фирма рекомендует получить ответы на следующие вопросы:
♦ Обладает ли потенциальный партнер необходимыми ресурсами, инфраструктурой и квалифицированными кадрами для реализации совместного проекта?
♦ Имеет ли он право распоряжаться этими ресурсами, каковы его финансовое положение и репутация в стране и за рубежом?
♦ Основные факты о профессиональной деятельности и личной жизни ключевых (руководящих) фигур в организации партнера, каковы их личные мотивы для вступления в партнерские отношения с вашей фирмой?
♦ Каково влияние потенциального партнера на региональном и местном уровне?
♦ Как отразятся на его деятельности действующие и вновь принимаемые законы и постановления; как повлияют на структуру и функции организации осуществляемые и ожидаемые меры экономической реформы; какие санкции потребуются для начала деятельности совместного предприятия?
♦ Какими были предыдущие деловые контакты партнера, не вызовут ли эти контакты столкновения интересов или других угроз для успеха проекта; не ведет ли ваш партнер в данное время переговоры с другими фирмами?
Все эти рекомендации с некоторыми коррективами, связанными с российской спецификой, могут учитываться и отечественными предпринимателями, стремящимися к налаживанию совместного предпринимательства с зарубежными партнерами.
Одновременно с выбором партнера и получением возможно более подробной информации о нем следует внимательно изучить и содержание предстоящей сделки, особенно если ее предлагает зарубежная фирма. Здесь важно установить, что получит партнер от такого сотрудничества, каковы его интересы (текущие и стратегические) и как они увязываются с интересами российских участников.
Следующий важный этап — подготовка переговоров и разработка стратегии их проведения. Заранее следует определить:
♦ максимальный выигрыш, на который вы можете рассчитывать;
♦ минимально допустимый результат переговоров;
♦ каковы средства достижения поставленных целей;
♦ какими могут быть возможные компромиссы.
К переговорам следует подготовить необходимую документацию - каталоги, рекламные проспекты, буклеты и др. на языке принимающей стороны.
Наиболее важным этапом подготовки к переговорам является разработка бизнес-плана, что позволит преодолеть при составлении совместного проекта ориентацию на решение чисто производственных вопросов в ущерб вопросам, касающимся рынков сбыта планируемой к производству продукции.
В бизнес-плане должны быть представлены оценки параметров будущего проекта:
♦ масштабы рынков сбыта предлагаемой к производству продукции;
♦ уровень цен на продукцию и возможные тенденции их изменения;
♦ уровень издержек производства, возможность использования местных поставок сырья и компонентов;
♦ создание новых рабочих мест;
♦ объем и структура собственного и заемного капитала.
В работе американского исследователя-экономиста П. Фишера российским предпринимателям предлагается следующая схема реализации проекта привлечения иностранных инвестиций, включающая следующие фазы[1]:
I. ПРЕДПРОЕКТНАЯ ФАЗА, реализуемая в стране происхождения инвестиций:
1. Исследование и отбор компаний для потенциальных прямых иностранных инвестиций в Россию.
2. Представление иностранным компаниям бизнес-потенциала России.
3. Формирование концепции и план работ на первый год.
II. ПРОЕКТНАЯ ФАЗА, осуществляемая в России:
1. Бизнес-разведка: сбор и анализ стратегически важной информации по секторам и ключевым игрокам с использованием базы данных и прочих источников; консультации с соответствующими организациями и прогнозы развития соответствующих отраслей и секторов.
2. Поиск фактов и налаживание контактов: интервью с потенциальными партнерами и формулирование стратегических рекомендаций.
3. Взаимные визиты и предварительные переговоры.
4. Инструктирование и поддержка потенциального партнера, изучение места размещения инвестиций, разрешение финансовых, правовых и налоговых вопросов и гарантии политической поддержки (на федеральном и региональном уровнях).