Совместное предпринимательство
Совместное производство на базе прямого инвестирования
Обычно прямое инвестирование осуществляется в форме вложения денег в создание нового предприятия (покупке старого) или в расширении уже действующего. Часто инвестиции вкладываются в создание сборочных предприятий, т. е. предприятий, не имеющих полного производственного цикла. Это наиболее рискованный метод выхода на иностранный рынок. Обычно компания решается на этот шаг, уже приобретя достаточный опыт работы на данном рынке. Прямое инвестирование связано с высокими рисками — политическими и экономическими.
Прямые инвестиции могут осуществляться предприятием самостоятельно или же совместно с хозяйственными субъектами страны, в которую ввозится капитал. В последнем случае речь идет о создании совместного предприятия. При самостоятельном вложении капитала за рубежом фирма принимает предприятие под свою полную ответственность.
Можно выделить две основные формы трансферта капитала за рубеж, при которых иностранные фирмы принимают преимущественно на себя все риски: сборочное производство и полное производство продукта. Различия между ними касаются в основном числа производственных фаз, которые предполагается осуществлять вне своей страны.
Сборочное производство в зарубежных филиалах характеризуется трансфертом капитала, средств производства, персонала и ноу-хау в страну присутствия с целью основания и эксплуатации собственных производств для осуществления монтажа конечного продукта из единичных узлов и деталей. Следовательно, зарубежные предприятия с технологической точки зрения представляют собой организацию производственного процесса на его последней фазе.
Эта форма прямого инвестирования представляет собой нечто среднее между экспортом и созданием собственного зарубежного предприятия с полным производственным циклом.
При начальном рассмотрении эта форма близка прямому экспорту и в то же время отлична от него. Это отличие можно проследить на примере немецкой фирмы «Сименс». Фирмой было поставлено все электронное оснащение для строительства тепловой электростанции в Непале. Это был прямой экспорт или торговля товарами своей фирмы. Монтаж поставленного оборудования фирма произвела с привлечением субподрядных организаций. В этом случае услуги по сборке являются составной частью услуг по предложению и по сбыту своей продукции. Это подряд на выполнение заказа из материалов изготовителя, который имеет разовый характер и выполняется обычно отечественными фирмами.
Организация сборочных работ за рубежом целесообразна в случаях, когда в целевой стране имеются ограничения для зарубежных экспортеров. В каждой стране такие ограничения могут иметь различный характер. В частности, весьма типичным является ущемление интересов иностранных оферентов путем объявления открытого конкурса на размещение правительственных заказов, выполнение крупных проектов и т. п., в которых имеют право принимать участие лишь зарегистрированные и функционирующие в стране предприятия.
Большой набор факторов, определяющих экономический смысл создания собственного сборочного производства за рубежом, связан с издержками. Прежде всего, это относится к прямым затратам: заработной плате, сырью, вспомогательным материалам, материалам производственного назначения, поставкам комплектующих деталей от фирмы страны присутствия и соседних государств. Учитывается, что тарифы и другие сборы на ввоз в соответствующие страны деталей и комплектующих для сборки ниже, чем на экспорт готовых изделий. Принимаются во внимание также аспекты, связанные с коммуникациями, потребителями в стране присутствия и приграничных государствах, ремонтом, сервисом, гарантийным обслуживанием, транспортом, налогами, страхованием, финансированием и другими сферами.
Наряду с соображениями общеэкономического характера при выборе организационной формы совместного предпринимательства на
Передний план выдвигаются собственные цели материнской компании. Если решение мотивируется потребностью опробования новейшей технологии сборки и использования местных условий для снижения издержек, тогда учреждается сборочный завод, который в технологическом плане «удлиняет» цепочку отечественных и прочих производственных подразделений. Новое подразделение становится как бы расположенным за рубежом «конечным звеном» изготовления конкретного конечного продукта со сравнительно небольшой степенью самостоятельности. При доминировании задач сбыта необходим статус со значительной автономией.
Производство продукта на собственных зарубежных филиалах представляет собой обобщающее понятие, характеризующее формы производственной деятельности на рынках чужих стран, обеспечивающие изготовление составных частей продукта и их сборку в конечный продукт. Выделяются четыре вида такого производства: производство исходного продукта (изготовление деталей), сборка, переработка давал ь - ческого сырья, комплектное зарубежное изготовление.
Производство исходного продукта (изготовление деталей) представляет собой перенесение на зарубежный филиал (предприятие-суб - подрядчик) одной или нескольких ступеней производства изделия или же изготовление некоторой части деталей и узлов конечного продукта. Предприятие-субпоставщик может снабжать как головное предприятие, так и чужие предприятия страны присутствия и третьих стран. Возможно также снабжение сборочных фирм приграничных стран.
Положительное решение относительно организации производства исходного продукта за рубежом принимается при условии снижения издержек производства; наличии возможностей использования льгот для иностранного капитала и перехода к организации производства продукта в целом; приближении к месту расположения фирм—покупателей продукции, для которых одновременно можно выполнять заказы по завозу товаров.
При включении остальных производственных фаз и сборки в систему возникает дополнительно в большем или меньшем объеме необходимость приспособления товара к вкусам местных потребителей. В особенности это касается цветовой гаммы продукции, ее формы, вкусовых добавок, отделки и т. п.
Деятельность зарубежных филиалов с функциями сборки связана с относительно высокой ролью функции сбыта. Это обусловливает потребность в сильной службе маркетинга. Особое внимание при этом должно быть уделено связям с клиентами, сервисному обслуживанию, изучению и формированию спроса на продукцию.
Рассматривая проблему комплектного зарубежного изготовления, необходимо учитывать, что при организации собственного производства за рубежом будут выполняться все или, по меньшей мере, важнейшие ступени изготовления продукта в стране присутствия. Это не исключает поставки промежуточной продукции головной фирмой."На зарубежном рынке создается своего рода цепочка, завершающаяся на фазе выхода готовой продукции, имеющей конечный характер.
Существуют разные стратегические варианты организации комплектного изготовления продукции за рубежом. Так, японские фирмы выработали свою стратегию «поведения» на зарубежном рынке, при которой отечественные фирмы-смежники следуют за головными предприятиями на их новый рынок. Для этого партнерами создается совместное предприятие или же учреждается фирма-поставщик в стране присутствия. Эта стратегия просматривается в деятельности японских производителей в США.