Совместное предпринимательство
Особенности договора франчайзинга
При подготовке договора франчайзинга предприниматель должен оценить несколько вариантов франшиз с тем, чтобы решить, какой из них предпочтительнее. Ему также необходимо рассмотреть следующие вопросы.
1. Преимущества и недостатки опробованной и неопробованной франшизы. Неопробованная франшиза может быть менее дорогостоящим видом инвестирования. Однако меньшие вложения могут перекрываться значительностью риска. Не исключено, что владелец неопробованной франшизы может допустить ряд ошибок по мере расширения бизнеса, в результате которых все предприятие потерпит крах.
Опробованные франшизы предполагают меньший риск, но требуют существенных финансовых инвестиций. Однако не следует забывать, что определенная доля риска присутствует и во вполне устоявшихся франшизах.
2. Финансовая стабильность франшизы. При покупке франшизы предпринимателю следует оценить финансовое состояние организации - франчайзера или лица, ее представляющего. Соответствующие дан-
Ные могут быть получены из анализа отчетов о прибылях и убытках франшизной организации, из личных контактов с франчайзером. Если финансовой информации о франчайзере нет, данные о его финансовом рейтинге могут быть получены из внешних источников информации, которыми могут быть франшизная ассоциация, другие франчай - зи, правительство, бухгалтеры и юристы, СМИ, указатели франшиз и специальные журналы, промышленные выставки, различные информационные центры.
3. Состояние рыночного сегмента, на котором новая франшиза может приобрести клиентуру. Наиболее простым способом оценки рынка является обращение к карте выбранного населенного пункта или района и оценка на основе этой карты интенсивности транспортных потоков, хозяйственной инфраструктуры и демографических тенденций. Направление транспортных потоков и их интенсивность могут быть оценены посредством наблюдений, а демографическая ситуация — на основе данных переписи, содержащихся в местных организациях или городском управлении.
4. Сравнительный анализ платежей за полный цикл подготовки к началу деятельности, размеров роялти, расходов и т. д. по разным вариантам франшиз.
Приобретая франшизу, предприниматель не просто получает право на использование торговой марки франчайзера, включая конкретную продукцию, стандартную технологию или определенный бизнес, но и соглашается строго придерживаться всех правил, норм и ограничений, предписанных данному виду деятельности согласно концепции франчайзера. Эти правила могут касаться разнообразных аспектов: от распорядка рабочего дня и общения с клиентами до оформления торгового зала и внешнего вида служащих; от процедуры приготовления блюд до санитарных норм производственных помещений.
Уникальным примером является компания «Макдональдс», которая настолько педантично детализировала свои правила, что ее учебные инструкции по ведению бизнеса напоминают телефонный справочник: регламентирована не только температура жира во время жарки картошки, но и периодичность уборки туалетов.
В случае нарушений оговоренных правил франчайзер вправе не только разорвать договор франчайзинга без предварительного уведомления, но и привлечь провинившегося держателя франшизы к юридической ответственности. Впрочем, если дело доходит до судебного разбирательства, в проигрыше оказываются, как правило, обе стороны.