Совместное предпринимательство
Финансовые аспекты франчайзинга
Соглашение о франшизе содержит все специфические треПоианп',: к предпринимателю и включает его обязательства. Финансовые взаимоотношения сторон соглашения о франшизе неоднозначны и основаны на сложной системе компенсаций, которая включает целый ряд как обязательных, так и оговариваемых компонентов. Наиболее распространенным из обязательных платежей является едыноразовая оплата непосредственно франшизы, как первоначальный взнос франшизополучателя при заключении договора франчайзинга.
Второй основной компонент финансовых взаимоотношений сторон — роялти — оплата управленческих и прочих услуг франшизодате - ля по содержанию франчайзинговой системы. В отличие от оплаты франшизы, эти отчисления производятся на регулярной основе и являются текущими платежами, составляющими основу дохода франши - зодателя. Выплата роялти строится по одной из установленных схем:
♦ определенный процент от объема продаж, отчисляемый еженедельно (ежемесячно);
♦ конкретная фиксированная сумма ежемесячных (ежегодных) платежей;
♦ наценка, начисляемая франшизодателем на закупочную стоимость сырья при продаже франшизополучателю.
Из указанных способов более всего распространены еженедельные или ежемесячные процентные отчисления. Эта схема, возможно, и не предполагает максимальной выгоды для каждой из сторон, зато справедливо уравновешивает финансовые обязательства одного и риск другого партнера.
Зарубежные специалисты настоятельно рекомендуют понедельные расчеты, так как в этом случае приток денежных средств в компанию распределяется более равномерно, тем более что у франшизодателей нет оснований предоставлять владельцам франшиз регулярные краткосрочные кредиты, как это происходит при ежемесячних платежах. К тому же такой порядок позволяет франшизодателю постоянно быть в курсе хозяйственной деятельности франшизного предприятия и быстро реагировать на малейшие признаки неблагополучия.
Предварительное обучение, которое в большинстве случаев входит в стоимость франшизы, предусмотрено только для франшизополучателя и не включает других лиц, имеющих отношение к функционированию будущего франшизного предприятия, в том числе наемных работников. При необходимости их обучение производится за дополнительную плату.
Дополнительный доход франшизодателю может приносить и плата за присутствие и помощь инструктора при открытии франшизного предприятия в начальный период. Эта услуга может быть предусмотрена договором франчайзинга и ее оплата полностью или частично включается в стоимость франшизы.
Можно выделить еще целый ряд услуг, позволяющих франшизодателю получать доход от деятельности франшизных предприятий: арендная плата; доход от поставок запчастей при необходимости гарантийного обслуживания; оплата кредитно-финансовых услуг при предоставлении кредита или передачи в рассрочку дорогостоящего товара (например, автомобилей); оплата посреднических услуг; комиссионный сбор при передаче прав на франшизу или ее продаже; плата за возобновление договора по окончании срока его действия.
В отношении последнего следует иметь в виду, что договоры франчайзинга заключаются на срок от 5 до 50 лет в зависимости от вида деятельности. Условия продления договора обычно оговариваются при его заключении.
Начальные расходы франшизополучателя по организации бизнеса не ограничиваются приобретением франшизы и включают еще целый ряд расходов: регулярные отчисления в централизованный рекламный фонд; расходы на комплексное обучение, в том числе на транспорт, проживание и питание в период обучения; расходы на ремонт и переоборудование помещений в соответствии с дизайном компании-фран - чайзера; оплата технического оснащения предприятия; расходы на страхование, а также на оплату всевозможных сборов и лицензий.
Стоимость франшизы в разных отраслях варьируется в пределах от нуля до 100 тыс. долл. и выше и зависит, прежде всего, от престижности торгового знака, конкурентоспособности бизнеса и его рейтинга. Естественно, что франшиза «Макдональдс» обойдется в несколько раз дороже, чем франшиза небольшой сети ресторанов местного значения. Стоимость определяется и размером эксклюзивной территории, расположением франшизного предприятия и результатами исследования местного рынка маркетологами компании, субъективной оценкой франшизодателя ценности своего бизнеса.
Размер текущих платежей (роялти), определяется теми же факторами, что и стоимость франшизы. При наиболее распространенном способе оплаты — ежемесячных отчислениях процентов — они рассчитываются в процентах от валового объема продаж.
Во франчайзинговой системе «МакДональдс» минимальная цифра составляет 12,5%. Вотдельных случаях величина роялти может достигать 35—40%. Правда, тогда можно рассчитывать, что компания-фран
чайзер окажет всевозможную финансовую поддержку при приобретении франшизы и создании предприятия.
ФРАНЧАЙЗЕР Франчайзи Рис. 1. Схема организации классического франчайзинга |
Франчайзи |
Франчайзи |
Товарный франчайзинг — договор о в сфере торговли, при котором франчайзер передает, а франчайзи получает эксклюзивное право, ограниченное конкретной территорией, на реализацию под торговым знаком франчайзера выпускаемой им продукции. Следует подчеркнуть, что при товарном франчайзинге происходит не продажа, а передача товарного знака в пользование (или владение) на определенных условиях. Конечно, если очень хочется внести что-то свое в известную торговую марку, при наличии достаточных средств можно купить не только ее, но и целиком компанию — исходного носителя этой марки; такое случалось в западной практике. Однако никому еще не приходило в голову менять устоявшийся десятилетиями имидж, который доказал свою жизнеспособность на рынке. Всем знакомо выражение «все можно купить, кроме доброго имени». Товарный франчайзинг позволяет купить доброе имя. Но, прода- |
Отчисления в централизованный рекламный фонд, компенсирующие расходы франшизодателя на рекламу и маркетинг, обычно составляют 1—5% (в среднем 1,2—1,4%) от общего объема продаж, оплата посреднических услуг — от 5 до 10%, а комиссионный сбор при передаче прав на франшизу — 500-5000 долл. или 5—15% от объема продаж.