Малярные работы
После проверки смонтированных систем водопровода, канализации и отопления, устройства скрытой электропроводки и заделки всех мест сопряжений приступают к малярным работам.
Различают три вида малярной окраски: простую, улучшенную и высококачественную. Разница между ними состоит в количестве операций, которые выполняют при окраске поверхностей. Для отделки жилых домов обычно применяют улучшенную окраску.
Для окраски различных поверхностей применяют водные (клеевые, известковые, казеиновые, водоэмульсионные) и масляные составы.
При выполнении малярных работ, как правило, производят грунтовку, подмазку, шпаклевку и окраску поверхностей. Иногда наносят также покровный слой, который защищает окрасочный-, придавая ему блеск. При грунтовке заполняют жидким раствором все мелкие поры в штукатурке или в другой окрашиваемой поверхности, а при подмазке заделывают большие углубления. С помощью шпаклевки выравнивают поверхность, подготавливая ее под окраску. Окрасочные слои обеспечивают цветовую отделку поверхностей.
Грунтовочный состав готовят жидкий, шпаклевочный — густой, а подмазочный — еще более густой.
Чем выше требования, предъявляемые к малярным работам, тем тщательнее надо подготовить поверхности под окраску. Их необходимо предварительно просушить (кроме тех случаев, когда используется известковая окраска), очистить от пыли и грязи.
В деревянных поверхностях вырубывают сучья и засмолы на глубину 2—3 мм, заделывают эти места шпаклевкой, а также устраняют другие дефекты. Поверхности металлических труб, радиаторов и других конструкций очищают от ржавчины и жировых пятен. Для этого используют металлические щетки.
Шпаклевку наносят двумя ровными тонкими слоями. После нанесения первого слоя ему дают высохнуть, а потом шлифуют пемзой. Второй слой после высыхания шлифуют мелкозернистой наждачной бумагой. Шпаклевку накладывают полосами или взаимноперпендикулярными движениями шпателя (рис. 56).
Клеевая окраска. Клеевые составы применяют только при отделке оштукатуренных и деревянных поверхностей в сухих помещениях.
Клеевые краски наносят на отделываемые поверхности как кистями, так н краскораспылителями. Для этой цели можно
Рис 56 Шпаклевка поверхности:
А — накладывание шпаклевки полосами; б, а — накладывание шпаклевки взаимно пегпендикілярньїми движениями шпэтеля
Рис. 57 Окраска верхней части стены с применением отводной линейкн |
Приспособить садовые опрыскиватели и пылесосы. В последнем случае окрасочный состав (колер) процеживают через густое сито или через два слоя марли.
Покраску следует начинать с потолков и верхних частей стен. Эту работу лучше выполнять вдвоем - один окрашивает, а другой выполняет вспомогательные операции
Распылять краски нужно равномерно, держа краскораспылитель на одинаковом расстоянии от окрашиваемой поверхности (250—300 мм) и строго перпендикулярно к ней
При покраске стен как кистью, так и опрыскивателем или пылесосом, на линии стыков с окрашенной поверхностью потолков применяют фанерный щиток, отводную линейку (рис 57) или другое приспособление для того, чтобы предохранить потолки от попадания на них окрасочных составов со стен
Ниже приводятся составы грунтовок, шпаклевок и окрасочных составов (колеров), предназначенных для клеевой окраски (табл. 20—22)
Квасцовую и меднокупоросную грунтовки приготовляют следующим образом Отдельно растворяют квасцы или медный купорос (в зависимости от вида приготовляемой грунтовки) в 1 л горячей воды; в подогретый клеевой раствор прн энергичном
Таблица 20. Составы грунтовок под клеевую окраску
|
Таблица 21 Составы шпаклевки под клеевую окраску (иа 10 л годы)
|
Таблица 22. Составы некоторых колеров для клеевой окраски (на 10 л воды)
Примечания: 1 Все колеры, кроме белого и палевого, требуют только купоросной грунтовки 2 Тона колера можно изменить за счет введения в краску большего или меньи. в« го количества мела. |
Помешивании вводят хозяйственное мыло, а затем олифу и быстро перемешивают. Затем вливают приготовленный ранее раствор квасцов или медного купороса, добавляют некоторое количество воды, вводят в состав мел и снова добавляют воду до объема 10 л.
Грунтовку-мыловар готовят из мела, животного клея и олифы. Мыло сначала мелко нарезают и растворяют в горячей воде в соотношении 1 :2,5. Отдельно растворяют в 10 частях воды клей. Затем растворы смешивают, добавляют олифу и воду до приобретения составом рабочей консистенции. Готовую смесь процеживают через густое сито.
Лучшими при клеевой окраске являются квасцовая и купоросная грунтовки, но их применяют только по достаточно просохшей штукатурке. Грунтовку-мыловар не используют под кодеры, в состав которых входят неустойчивые к щелочи пигменты. Однако эту грунтовку можно наносить на непросохшую штукатурку.
При приготовлении колеров для клеевой окраски важно правильно определить их густоту. Это можно сделать с помощью чисто остроганной палочки. Если колер хорошо, без пропусков окрашивает палку и стекает с нее тонкой ровной струей — густота достаточная. Если же на палке остаются просветы, в колер надо добавить мела и пигментов, если колер густой — воды.
Необходимо также проверить достаточно ли в красящем составе клея. Для этого делают пробную покраску. При избытке клея на поверхности после высыхания появятся трещины, а при недостатке — краска будет пачкать руки. В зависимости от этого в колер добавляют клея или воды.
Следует учитывать, что при добавлении клея колер сначала густеет, а затем снова разжижается и стекает с палки или кисти непрерывной струей. В большинстве случаев это свидетельствует о том, что колер готов.
Покрывать 'загрунтованную поверхность окрасочным составом надо не позднее чем через сутки, чтобы грунтовка не пересохла. Кодеры для клеевой окраски необходимо использовать в течение 1—2 дней. При более длительном хранении они портятся.
Потолок обычно окрашивают составом с уменьшенным количеством клея.
Клеевая краска требует быстрой сушки; чем быстрее она высохнет, тем чище получается ее тон. Однако сушить поверхности на сквозняке нельзя.
Если для приготовления колера применяют несколько пигментов, то сначала вливают основной, затем другие, пока не получится нужный по цвету колер.
При использовании для окраски маховых кистей или макло-
виц клеевой состав наносят легкими мазками, не прижимая сильно кисть к окрашиваемой поверхности. При нанесении краски кистью следует водить не более двух раз по одному месту. Краску набирают только на самый конец кисти. При излишке краски возможны ее подтеки, а при недостатке — приходится сильно втирать окрасочный состав в поверхность, в результате чего на ней появляются полосы.
Клеевую краску рекомендуется наносить на поверхность теплой, тогда она лучше сходит с кисти. Окрасочный состав для второго слоя должен быть холоднее, чем для первого.
Потолок красят так, чтобы мазки были направлены по ходу лучей света (от окон). Окраску помещений одним колером следует заканчивать за один день.
При окрашивании поверхности без последующей дополнительной отделки порядок нанесения слоев должен быть таким, чтобы окраска производилась от света. При окраске за один раз поверхность красят сверху вниз, а при окраске за два раза сначала в горизонтальном направлении (слева направо), а потом в вертикальном — сверху вниз.
При желании по окрашенной поверхности делают декоративную отделку. В частности, чтобы получить шероховатую поверхность, щеткой или кистью ударяют по свеженанесенному окрасочному слою. При этом волос щетки и кисти должен быть перпендикулярен к поверхности.
Многим нравится отделка иабрызгом. Этот способ заключается в том, что на окрашенную поверхность (фон) наносят в виде брызг состав другого цвета или того же цвета, но более насыщенный. При этом важно сочетать колер фона и набрызга. Для выполнения набрызга на кнсть набирают подготовленный окрасочный состав и, поднося ее к стене, ударяют о палку, которую держат в другой руке.
Иногда применяют отделку губкой. Для этого ее наклеивают иа дощечку с ручкой. Губку смачивают в окрасочном составе так, чтобы с нее не стекала краска, и слегка прижимают к окрашенной поверхности. При работе надо следить за получающимся узором и избегать образования неравномерных по окраске участков, выделяющихся в виде темных или светлых пятен.
Для нанесения на стены бордюров и рисунков можно использовать также специальные резиновые валики или трафареты. Последние не трудно сделать самому из плотной чертежной бумаги, вырезав на ней те или иные узоры. Для прочности трафареты с двух сторон окрашивают олифой.
<29 |
При отделке помещений важно подобрать подходящие цвета. Наиболее приемлемы неинтенсивные светлые тона: желтый, зеленый и голубой. При выборе цвета следует учитывать ориентацию Окон комнаты по странам света, ее размеры. Немаловажную
5 6-2624
Роль играет назначение помещения — столовая, спальня, детская и т. д., наличие и характер мебели, цвет занавесей.
Комнаты, ориентированные на юг, лучше окрашивать в голубой и зеленый цвета, со всеми их оттенками, которые создают впечатление прохлады. В комнатах, хорошо освещенных солнцем, допустимы разбеленные оттенки фиолетового и синего цветов. Для комнат, окна которых выходят на север, рекомендуются золотистый, светло-розовый, светло-желтый цвета, создающие иллюзию солнечного света и тепла.
Если квартира состоит из проходных комнат, то рекомендуется окрашивать их одним цветом. В этом случае квартира кажется просторнее. Раздельные комнаты лучше красить в разные цвета. Передние, коридоры и другие подсобные помещения, не имеющие естественного света, надо красить в более темные, по отношению к комнатам цвета. От этого жилые комнаты выглядят более светлыми и просторными.
Окраска казеиновыми составами. Является самой прочной из водных окрасок. Ее применяют для отделки механически прочных, хорошо высохших оштукатуренных поверхностей. Поэтому перед окраской необходимо проверить прочность штукатурки и устранить все дефекты. Крупные выбоины (диаметром более 50 мм и глубиной более 5 мм) заделывают известковым раствором, а небольшие трещины и мелкие выбоины — шпаклевкой, приготовленной на казеиновом клее.
Особые требования предъявляются к подготовке прежде окрашенных поверхностей. В этом случае старые набелы краски необходимо полностью удалить, промыть поверхности водой и исправить дефекты штукатурки.
Недостатками казеиновых красок являются образование при окраске очень твердой пленки, затрудняющей ремонт покрытий, а также непригодность их для наружных деревянных поверхностей. Составы грунтовок, шпаклевок и колеров под казеиновую окраску приведены в табл. 23—25.
Для приготовления шпаклевки из сухой казеиновой краски разведенную в воде краску подогревают до 60—70 °С и процеживают через сито с мелкими отверстиями. Затем при быстром помешивании вводят олифу и постепенно добавляют предварительно замоченный мел до получения состава рабочей консистенции.
При приготовлении шпаклевки из казеинового клея в его раствор при быстром помешивании вводят олифу, перемешивают до полного растворения клея и добавляют предварительно замоченный в воде мел.
Кодеры для казеиновой окраски также готовят на сухой казеиновой краске н на казеиновом клее.
Таблица 23. Составы грунтовок под казеиновую окраску
|
Примечание. Кроме грунтовок, указанных в таблице, под казенноаую окрас ку пригодна известковые грунтовки и известковое молоко. |
Таблица 24. Составы шпаклевок под казеиновую окраску Вид шпаклевки
|
Таблица 25. Составы колеров для казеиновой окраски
Вид колера
На сухой казеиновой краске
Краска сухая казеиновая, кг Олифа, кг
Материалы |
10 0,3 10 |
Паста красочная (мел и пигмент), кг Клей казеиновый (10 %-ный раствор), л
5* |
131 |
Вода, л
Примечание, С казеиновым клеем можно применять только щелочеустойчивые пигмейты.
Готовые казеиновые краски разводят холодной водой. Приготовленный раствор можно сохранять не более суток. Красят казеиновыми красками вручную или с помощью краскопульта.
Окраска известковыми составами. Применяется, как правило, в помещениях с влажным режимом эксплуатации (кухни, туалеты, кладовые), а также для фасадов домов, подвергающихся атмосферному воздействию.
Поверхности, окрашенные известковыми красками, имеют мелкие поры, которые впитывают водяные пары. Последние потом свободно испаряются и выходят через эти же поры. Кроме того, такое покрытие дезинфицирует поверхности, что очень важно, в частности, для кладовых.
Известковые краски бывают обычно бледных тонов. После высыхания на поверхности образуется прочная пленка, которая устойчива к истиранию, хорошо держится на штукатурке, кирпиче и камне.
Основание под известковую краску грунтуют одним из составов, указанных в табл. 26, которые можно приготовить самому.
Таблица 26. Составы грунтовок, кг, под известковую окраску
* Применяется под окраску колером о поваренной солью. ** Применяется под окраску колером с квасцами. |
При приготовлении известковой грунтовки с поваренной солью известковое тесто разводят в б л воды и вводят в этот раствор поваренную соль, растворенную в кипящей водей. При постоянном помешивании добавляют воды до 10 л. При подготовке известкового раствора с квасцами в 1 л кипящей воды растворяют 200 г квасцов и разбавляют 4 л воды. Полученный раствор вливают при постоянном помешивании в известковое тесто, разведенное в 5 л воды.
Грунтовку первого состава применяют для известковой окраски колером с поваренной солью, а второго — с квасцами. Загрунтованную поверхность шлифуют и перед окрашиванием смачивают водой.
Для окраски могут быть использованы различные виды колеров; е поваренной солью, с квасцами, на извести-кипелке (табл. 27). Следует учитывать, что при приготовлении колеров с поваренной солью и с квасцами известковое тесто разводят в 5 л воды и добавляют поваренную соль или квасцы, предварительно растворенные в горячей воде. Замоченные в воде пигменты вводят до получения заданного тона.
Таблица 27. Составы колеров, кг, для известковой окраски
|
Свои особенности имеет подготовка колера на извести-кипел - ке. Так, к загашенной перед приготовлением состава извести сначала добавляют раствор поваренной соли и пигмента до заданного тона, а затем остальное количество воды.
Для известковой краски применяют только устойчивые к щелочам пигменты (охра, сурик железный, окись хрома, перекись марганца, графит, сажа, ультрамарин, умбра, сиена).
Окрашивают поверхности известковой краской с помощью кисти или краскопульта. При окраске кистью краску наносят в два или три тонких слоя на еще влажный предыдущий слой.
Окраску стен известковой краской обычно выполняют горизонтальными движениями, а растушевку — вертикальными. Потолки окрашивают против света, а растушевывают вдоль.
Фасады домов рекомендуется окрашивать известковой краской в пасмурную погоду, когда краска не слишком быстро сохнет. В солнечную погоду можно окрашивать фасад с теневой стороны.
Окраска водоэмульсионными составами. В последнее время для малярных работ широко используют водоэмульсионные краски. Они имеют ряд преимуществ по сравнению с масляными: дешевле, высыхают при комнатной температуре за 1—2 ч, остатки краски легко снимаются с рабочего инструмента водой. Имеет значение и то, что при высыхании таких красок выделяются лишь пары воды и нет специфических запахов, токсичности. Эти краски, кроме того, обладают высоким сцеплением с различными поверхностями, что дает возможность легко красить и перекрашивать поверхности без особой подготовки, в том числе и влажные. Водоэмульсионные краски не горят, а покрытия из них пропускают пары воды, т. е. «дышат».
В продажу поступают водоэмульсионные краски марки ВА-27А для внутренних и ВС-17 для наружных работ. Они готовы к употреблению. В случае загустения их можно разводить водой.
Перед применением эти краски необходимо тщательно перемешивать. Их легко наносить на поверхность кистью, валиком и краскопультом. При правильном применении водоэмульсионных красок можно получить долговечные и прочные покрытия.
Краску рекомендуется наносить на поверхность в два слоя. Можно смешивать краски разного цвета. При необходимости используют для подколеровки органический пигмент, который предварительно замачивают в воде, а затем добавляют в белую краску, тщательно ее перемешивая.
Чтобы снизить расход водоэмульсионной краски ВА-27А, в нее добавляют немного (не более 5 г на 1 кг краски) 60%-ного водного силиката натрия. Но можно использовать и обычный канцелярский силикатный клей, который значительно улучшает качество окрашиваемой поверхности. Введение добавки в краску позволяет окрасить в 1,5 раза большую поверхность, чем тем же количеством краски без добавки.
Возможны различные варианты отделки стен описанными окрасочными составами. Потолок и стены лучше окрашивать в два цвета: потолок и карниз — в белый, стены — в другой цвет. Различные цвета на стыке обычно отделяют узкой полоской — филенкой шириной от 5 до 20 мм другого цвета, которая подчеркивая цвет стены, резко не выделяется на ней. Вместо филенки можно делать бордюр — полоску шириной от 50 до 100 мм; полоска шириной от 250 до 500 мм называется фризом, а шириной от 600 до ЮОО мм — гобеленом. Часть стены ниже фриза н гобелена составляет панель, которая может быть высотой 1,5 м и более. Фрнзы, гобелены и панели отделяют филенками.
Окраска масляными составами. Применяется обычно для отделки помещений с повышенной влажностью (кухни, санузлы, ванны и т. д.). Некоторые застройщики производят сплошную масляную окраску таких помещений, считая, что такое покрытие долговечнее и практичнее, чем клеевое. С этим нельзя - не согласиться. Однако оно не в полной мере удовлетворяет гигиеническим требованиям. Если стены покрыты масляной краской, то потолкн обязательно должны быть окрашены клеевым составом, чтобы они пропускали влагу воздуха. Лучше же в кухнях, санузлах и ванных комнатах делать масляные панели, не доводя их до потолка на 0,5—0,6 м, а в коридорах устраивать их на 50 мм выше уровня плеч человека среднего роста (чтобы не пачкалась одежда).
Перед окраской поверхности нужно хорошо просушить, расшить трещины, подмазать и зашпаклевать, а затем огрунтовать, зашлифовать и покрыть олифой. В отличие от грунтовок, применяемых под клеевые краски, масляная грунтовка готовится из расчета 50 г густотертой масляной краски на 1 кг олифы. Для шпаклевок применяют составы, в которые входят в определенной пропорции олифа, сиккатив, растворитель, 10%-ный раствор животного клея, хозяйственное МЫЛО и мел.
Самую простую шпаклевку можно приготовить из 1 л олифы и 1 л 10%-ного клеевого раствора, на смеси которых затворяют мел. Высыхает она за сутки.
Масляные окрасочные составы готовят из олифы и тертой масляной краски. Масляные краски бывают готовые к употреблению и густотертые, которые надо разводить олифой. По густоте краски должны быть как жидкая сметана и свободно стекать с лопатки.
Готовые краски по цвету не всегда подходят и их приходится смешивать. В табл. 28 приведены составы некоторых колеров для глянцевой масляной окраски.
Таблица 28. Составы некоторых колеров для глянцевой окраски (на 10 л воды)
Примечания: I. Приведенные составы рассчитаны на окраску (за 2 раза) 15—20 м' поверхности. 2. Для окраски первый раз (по грунтовке) норма олнфы в колере увеличивается на 30 %. Расход краски остается без изменения. |
Для получения какого-либо оттенка каждую краску надо разводить в отдельной посуде и только после этого сливать. При приготовлении масляных колеров применяют тертые на олифе пигменты. За основу берут белила (для светлых тонов) или краску такого тона, который преобладает в колере. Приготовленные краски процеживают через густое сито. Их наносят на поверхности за два раза тонкими слоями. При этом повторно красят только после высыхания первого слоя. Для ускорения высыхания окрашиваемой поверхности к составу добавляют сиккатив (не более 3—4 % от общей массы краски).
При окраске вручную масляную краску наносят широкими мазками тонким ровным слоем, держа кисть перпендикулярно к окрашиваемой поверхности, а затем растушевывают ее горизонтальными и вертикальными штрихами. Если краска плохо покрыла поверхность, ее наносят два или даже три раза, просушивая каждый нанесенный слой и шлифуя пемзой или мелкозернистой наждачной бумагой. При окончательной окраске вертикальные плоскости растушевывают сверху вниз. По дереву штрихи всегда кладут вдоль волокон.
При окраске панелей масляной краской, а верхних частей стен клеевым составом, филенки вытягивают тоже клеевым составом, причем наносят его по клеевой поверхности так, чтобы он немного перекрывал панель.
Окраска столярных изделий оконных переплетов, дверей, наличников и сантехнических приборов. Перед окраской столярных изделий их необходимо очистить от грязи и протереть, а лучше — промыть и просушить. Если на иих имеются щели, царапины, трещины и другие неровности, их шпаклюют и после просушки шлифуют, затем грунтуют олифой.
Красить столярные изделия можно масляными или эмалевыми красками. В частности, для этой цели пригодна эмалевая краска ПФ-115. Ее наносят кистью, предназначенной для масляных красок, за два раза. Каждый слой просыхает за 25—48 ч.
При отделке оконных переплетов особенно тщательно окрашивают углы переплетов. Для этого пользуются небольшими кистями типа филеночных.
Чтобы не запачкать стекло краской во время работы, к фальцам плотно прижимают картонные или фанерные щитки (рис. 58). Можно также наклеить по всему периметру стекол полоски бумаги, а после покраски удалить их.
Окна после окрашивания оставляют открытыми до тех пор, пока краска полностью высохнет в местах притвора.
Тщательно готовят под окраску и двери. Их можно красить кистью или валиком. Краску наносят вначале поперек двери, а затем тщательно растушевывают по высоте.
При закрывании окон и дверей, на которых еще не высохла краска, между соприкасающимися поверхностями можно положить полоски оберточной фольги. Это предохранит окрашенные поверхности от слипания.
На наличниках краску растушевывают по длине. Чтобы случайно не закрасить не предназначенные для этого поверхности, также пользуются щитками.
Канализационные трубы и другие части санитарно-техничес - ких приборов, покрытые битумными лаками, окрашивают только
после изоляции битума нитрокраской. Вез достаточной изоляции битум пройдет сквозь краску и испортит ее. Радиаторы следует окрашивать составами, разведенными на простом канифольном лаке (раствор канифоля в скипидаре 1 : 1,5) или алюминиевым порошком, разведенным на тинктуре. Применять для окраски радиаторов масляную краску не рекомендуется, так как она долгое время дает угар и, кроме того, быстро темнеет.
И еще один совет: чтобы во время работы на руку не стекала краска, для защиты ее можно воспользоваться половинкой старого резинового мяча, прикрепив его к ручке малярной кисти Рис 58 0краска окопно- полой частью вниз. го переплета
В Для отделки потолков и стен жилых помещений рекомендуется применять меловой побелочный состав. Чтобы побелка не осыпалась, следует правильно подготовить поверхность под окраску. Поверхности потолка и стен необходимо тщательно очистить от красочных наслоений с помощью скребка, одновременно смачивая поверхности водой. Меловой состав (3 кг мела и 7 л воды) надо тщательно перемешать и профильтровать через два слоя марли. Белить следует не до конца просохшие поверхности с помощью краскопульта или маховой кисти.
В Чтобы побелка и'е стекала со стен, к извести следует добавить казеин или синтетический клей. 250—400 г сухого казеина заливают 3—5 л воды, добавляют примерно 20 г буры и перемешивают массу до тех пор, пока она не станет клееобразной. Ее вливают в известковое тесто, доведенное до сметаиообразного состояния, а затем смесь разбавляют водой. Побелка ие будет стекать со стен и тогда, когда в нее вмеето казеинового клея ввести синтетический столярный клей или клей ПВА (ПВА-Э). При отсутствии указанных клеев в побелку можно добавлять средства для подкрахмаливания белья — «Луч», «Альба», «Белая эмульсия» и др.
@ Подобрать краску точно в тон стены можно с помощью куска обычного стекла. Сделав мазок на стекле, его прикладывают к стене. И тогда сразу видно, совпадают цвета или нет.
В Чтобы отбить филенку на покрашенной поверхности, не обязательно иметь трафарет. Для этого можно использовать две полоски клейкой ленты, например, изоляционной. Их наклеивают параллельно друг другу и на определенном расстоянии. Получится тот же трафарет.
В Чтобы поверхность, окрашенная эмалевой краской, была блестящей, краску нужно предварительно подогреть. Для этого посуду с краской помещают в горячую воду, после чего краску тщательно перемешивают, чтобы она была однородной по составу и температуре. Нагревать краску нужно до 70—80°.
В Признаками хорошего качества олифы являются ее прозрачность, светлый цвет, небольшой осадок при отстое. Наиболее надежный способ определения качества олифы — проба на высыхание. Полное высыхание олифы должно наступать не позже 24 ч с момента ее нанесения,
ф Стойкость известковых наружных покрытий увеличится, если в окрасочный состав ввести 50—100 г поваренной соли или алюмокалиевых квасцов из расчета на 10 л раствора. Такое покрытие будет особенно прочным и его не смоет дождь.
Ф При окраске стен и потолков водоэмульсиоииой краской марки В А — 27А трещины и неровности заделывают шпаклевкой, приготовленной из той же водоэмульсионной краски с добавлением просеянного мела. Мел насыпают в краску и размешивают до образования однородной вязкой массы. Шпаклевку наносят на сухие поверхности.
© Водоэмульсионная краска для окраски стен и потолков поступает в продажу в основном белого цвета. Придать ей различные цветовые оттенки можно с помощью анилиновых красителей для тканей.
Ф Перед употреблением лакокрасочных материалов, купленных задолго до ремонта, нужно проверить их качество. При длительном хранении в них могут образоваться осадки, пленки, а некоторые могут свернуться и оказаться непригодными для применения. Пленку следует удалить, густой осадок размешать. Если краска сильно загустела, ее разводят соответствующим растворителем до рабочей консистенции, а затем фильтруют через два слоя марли. При этом растворителя добавляют не более 10 % массы краски.
© Для малярных и обойных работ можно использовать обычную одежную щетку. Для этого к ней с одной стороны прикрепляют кусок толстого резинового шланга, разрезав его на конце, а с другой стороны вставляют в него длинную палку. Благодаря гибкости шланга такой щеткой можно белить углы и труднодоступные места, а также разравнивать обон на потолке или наносить клей на стеиы.
© При окраске потолка, чтобы краска со щетки ие попадала на одежду, лицо и руки, иадо надеть на кисть обычную капроновую крышку от банки. При этом экономнее будет расходоваться и краска, поскольку скапливается она теперь в крышке, и по мере наполнения ее содержимое легко перелить обратно в банку.
Ф Перед побелкой или покраской помещения, чтобы легче было отмыть полы от краски или от извести, их покрывают мыльным раствором (20—30 г мыла на 1 л воды). Этим же раствором можно покрывать кафель, чугунные плиты, стекла перед покраской рам. Прежде чем красить оконные рамы масляной краской стекло можно смазать уксусом.
Ф Двери, подоконники и рамы, окрашенные масляной краской, надо мыть теплой водой, добавив в нее немного нашатырного спирта. Применять соду и мыло не рекомей5уется: они делают краску тусклой.
Вода с нашатырным спиртом хорошо удаляет грязь и придает краске блеск. После мытья рамы и двери насухо протирают — иначе на краске появятся желтые пятна.
Потускневшую краску полируют до блеска опилками, пропитанными уксусом. На литровую банку просеянных опнлок добавляют две столовые ложки уксуса.
Ф Трубу, которая лежит на земле или проходит в углу, кистью красить трудно (к ней не доберешься). В таких случаях можно сшить рукавичку из меха наружу. Рукавичку надевают на руку, погружают в краску, и, двигаясь вдоль трубы, легко красят ее со всех сторон.