Советская система производства
Русская система образования
Научно-техническое образование и кадровые резервы СССР
Хороший документ 1959 года, где в приготовленной для внутреннего использования НАТО аналитической записке, доктор Мэндерс живописует достоинства русской системы образования в сопоставление с западными странами.
Аналитическая записка НАТО об образовании в СССР 1959 г.
В мае 1959 года д-р Ц.Р.С. Мэндэрс подготовил для комитета по вопросам науки НАТО доклад на тему "Научно техническое образование и кадровые резервы в СССР". С ним мы и предлагаем вам ознакомиться
СОВЕТ СЕВЕРОАТЛАНТИЧЕСКОГО СОЮЗА
ЯЗЫК ОРИГИНАЛА: Британский
13 мая 1959 г.
ДОКУМЕНТ НАТО БЕЗ ГРИФА «СЕКРЕТНО»
AC/ 137-D/ 40
КОМИТЕТ ПО ВОПРОСАМ НАУКИ
НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И КАДРОВЫЕ РЕЗЕРВЫ В СССР
Записка Секретаря
Напоминаем членам Комитета, что на заседании 22 и 23 апреля 1959 г. они заслушали доклад доктора Ц.Р.С.Мэндерса на вышеназванную тему. Было принято предложение о публикации текста этого доклада раздельно от протокола заседания. Согласно этому, доктор Мэндерс разлюбезно предоставил текст доклада вкупе с надлежащими графиками и таблицами, которые приложены к истинному документу для рассмотрения и использования Комитетом.
(Подписано) Х.УЭСТ-БЕРХЭМ
Дворец Шайо,
Париж, 16-ый округ.
I. Вступление.
II. Некие причины, способствовавшие резвому улучшению образования при русском режиме.
III. Ступени образования и конфигурации.
IV. Мастерски приготовленные кадровые резервы СССР и темпы производства.
V. Трудности и недочеты.
VI. Дисциплины, представляющие энтузиазм для обороны.
VII. Выводы.
VIII. Приложения.
I. ВСТУПЛЕНИЕ
1. Когда Русский Альянс был образован немногим более 40 годов назад, государству пришлось столкнуться с большущими трудностями. Сбор русского юга был уничтожен нашествием саранчи, в итоге чего отмечался недостаток продовольствия и маленький моральный дух населения. Обороне не содействовало ничего, не считая оптимального использования территориальных и погодных критерий. Правительство отставало в образовании и других соц сферах, неграмотность была обширно всераспространена, и спустя практически 10 лет русские журнальчики и печатные издания как и раньше докладывали о том же уровне грамотности. 40 годов назад безвыходно не хватало обученных кадров, чтоб вывести русский люд из трудной ситуации, а сейчас СССР оспаривает право США на мировое господство. Это достижение, которое не знает равных в современной истории.
II. Некие Причины, СПОСОБСТВОВАВШИЕ Резвому УЛУЧШЕНИЮ ОБРАЗОВАНИЯ ПРИ Русском РЕЖИМЕ
2. Естественным образом, целый ряд причин содействовал русскому прогрессу последних сорока лет, и те, что упоминаются тут, представляют только малую часть того, что имело значение. Невзирая на то, что реальный документ был написан в отношении научно-технического образования, большая часть произнесенного может быть отнесена к хоть какой другой сфере людской мысли. Русская практика почти во всем отличается от практики западных государств, и данная работа уделяет нужное внимание этим различиям.
(i) Руководители, получившие научно-техническое образование
С самого начала русские руководители ясно понимали, что наука и техника – важные средства заслуги военных и экономических целей коммунизма. Научно-технические дисциплины, на которые более сорока лет делался акцент, отлично представлены в главном образовании действующих русских управляющих. Президент Академии СССР в силу занимаемой должности является членом Президиума, который можно сопоставить с кабинетом Премьер-министра Англии либо кабинетом Председателя Правления Франции. 39 из 67 членов этого органа власти получили научно-техническое образование. К тому же, 1-ый заместитель председателя и 9 из 13 заместителей председателя Совета Министров получили научно-техническое образование. У научно-технологических проектов в СССР больше шансов быть принятыми на высшем административном уровне, ежели в западных странах.
(ii) Централизованный контроль и планирование
Эти причины предоставляют тривиальные достоинства для заслуги наибольшей эффективности программ проф подготовки. Можно установить единый образовательный эталон для всей страны, упростить систему обучения и убрать большая часть обстоятельств, вносящих неурядицу в западных странах, где система стала раздробленной. Если планирование и создание согласованы, то отсутствует безработица, а на всех рабочих местах, нужных государству, оказываются люди с подходящей квалификацией. В централизованной системе, очевидно, существует возможность быть или искрометно правым, или чертовски заблуждаться. Сущность русского способа такая: министерства предсказывают свои потребности в материалах и человеческих ресурсах на 5 (сейчас 7) -летний план в согласовании с общей директивой от партийного управления. Изложенные министерствами требования, которые каждый год малость меняются на основании опыта, сопоставляются, и Муниципальный плановый комитет разрабатывает планы. Части плана, касающиеся научно-технических вопросов, утверждаются Академией.
(iii) Вновь обученные кадры в распоряжении страны
Практически все, кто учится сверх образовательного минимума, установленного законодательством Русского Союза, получают государственное финансирование. Правительство просит, чтоб выпускники высших либо средне-специальных учебных заведений отработали три года по рассредотачиванию после окончания обучения. Из числа юных людей, не обремененных другими обязанностями, около 750 тыщ получили высшее образование и 1,2 миллиона – средне-специальное образование. Эти кадровые резервы в хоть какой момент могут быть подключены к решению приоритетных задач страны, таких как превосходные планы развития, преподавание и других. Эти 2 миллиона профессионалов не являются низкооплачиваемыми сотрудниками, они получают достойную заработную плату и, более того, не должны служить в армии.
(iv) «Малые» дисциплины
СССР – огромное правительство, потому оно способно организовать настоящие группы по исследованию таких предметов, как создание и устройство гироскопов и паровых котлов. В то же время западные страны могут предложить только эпизодические курсы не самого высочайшего свойства из-за малого количества студентов и педагогов.
(v) Тщательное исследование западных ресурсов
Западные публикации обычно доступны в переводе в главных русских учреждениях не позже 2 месяцев после уникальной публикации. Академический Институт научной инфы располагает наилучшей и самой полной службой реферирования в мире. Если этого требуют происшествия, Советы готовы получать информацию методом шпионажа.
(vi) Возвращение в систему образования
В протяжении многих лет значимая толика обученных кадров ворачивается назад в систему образования, чтоб приготовить еще более профессионалов. Преподавание – отлично оплачиваемое и престижное занятие. Незапятнанный каждогодний прирост обученных кадров составляет 7% в СССР (для сопоставления, в США 3,5%, в Англии 2,5 – 3 %).
(vi) Усиленное исследование главных дисциплин
В последние годы, по последней мере, во всех учебных программках, предлагаемых в Русском Союзе, делается упор на усиленное исследование главных дисциплин. В каждом из 200 учебных планов технической направленности, действующих в высших учебных заведениях, 10% времени отведено высшей арифметике и столько же физике. Огромное количество обученных кадров и резвый технологический прогресс достигнуты никак не поверхностными усилиями.
(viii) Подготовка педагогов – первоочередная задачка
С каждым новым шагом научно-технического прогресса начинается соответственная программка подготовки педагогов. С 1955 года в Столичном муниципальном институте готовят педагогов программирования (Приложение 1).
(ix) Действенная пропаганда
На Западе советскую пропаганду и ересь нередко считают синонимами. Пропаганда удачно держит национальные цели в поле зрения русских людей, испытывающих удовлетворенное волнение по мере заслуги этих целей. В СССР есть должности, которые занимают без охоты, рабочие места, на которых трудятся без особенного желания. Пропаганда в учебных заведениях изображает работу на таких должностях и позициях как интересное испытание и принуждает юных людей (iii) c готовностью трудиться на благо собственной страны в не самых подходящих критериях.
III. Ступени русского образования
3. Диаграмма в Приложении 1 представляет положение дел во время последнего 5-летнего плана (от которого отказались), и хотя в исходном и среднем образовании грядут конфигурации, диаграмма указывает систему, которая будет применяться огромную часть времени текущей семилетки.
4. Обучение в учебных заведениях в Русском Союзе начинается с 7 лет. Изначальное образование продолжается 7 лет. К 1960 году последний 5-летний план ставил целью сделать 10-летнюю школу общедоступной. Там, где 10-летнее образование школьное образование доступно, местное законодательство делает его неотклонимым, в итоге чего число выпускников 10-летней школы подросло в течение последнего 5-летнего плана с 440 тыщ до 1,5 миллионов в год. Юноши и девицы учатся по схожей программке в 7- и 10-летней школах. На 2-ой стадии традиционного образования, другими словами в восьмом, девятом и десятом классах 10-летней школы, ученики проводят 42% времени за исследованием арифметики, физики и химии. Выпускники 10-летней школы не так отлично обучены, как выпускники шестого класса британской гимназии с научным уклоном либо юноши и девицы, окончившие вторую научную ступень французского лицея. Существенно более высочайший средний уровень в научных дисциплинах достигается, но, всеми, кто окончил курс 10-летней школы в СССР. Идет речь о еще большем числе учеников, чем на Западе (Приложение 3).
5. Другие способности по окончании 7-летнего обучения проиллюстрированы на диаграмме в Приложении 1. Для выпускников существует возможность трудоустроиться, но число тех, кто это делает, резко сократилось во время последней пятилетки. Школы трудового резерва работают вместе с индустрией и сельским хозяйством. Особые средние школы, в большей степени техникумы при соответственных министерствах, предоставляют особое образование по двум с излишним тыщам специальностей; курсы имеют ярко выраженную практическую направленность.
6. В последние годы около 40% выпускников 10-летней школы вместе с наименьшим процентом выпускников средне-профессиональных учебных заведений продолжают учиться в высших учебных заведениях (Приложение 2). Прогуливаются слухи об увеличении этого показателя до 70%. Институты готовят только 10% обученных кадров в Русском Союзе, а преподавание в их ведется только по главным дисциплинам. Курс педагогического института продолжается 4 года, обучение главным дисциплинам в институтах (не включая физику) продолжается 5 лет. Большая часть технических учебных программ (также по физике) рассчитано на 5,5 лет, а программка по медицине – на 6 лет. Студенты всех специальностей, не считая педагогики, в протяжении 6 месяцев работают над дипломным проектом; результаты исследования воплощаются в письменной дипломной работе, которая защищается на публике. Приблизительно 1 из 6 либо 7 выпускников высших учебных заведений продолжает образование. Студенты, аспиранты и докторанты должны владеть познанием 1-го, 2-ух и 3-х зарубежных языков соответственно.
7. На Меморандуме Хрущева в сентябре 1958 года был намечен переход от 7-летнего исходного образования к 8-летнему. За ним будет следовать среднее образование длительностью от 3 до 4 лет в одном из 5 типов школ, а конкретно:
(а) средней школе академической направленности, отличающейся от восьмого, девятого и десятого классов 10-летней школы наличием 4 классов и принимающей приблизительно 20% окончивших 8-летнюю ступень обучения;
(б) средней школе технической направленности;
(в) спец средней школе для нужд театра, балета, изобразительных искусств, военной службы и т.д.;
(г) средней школе с неполной нагрузкой, позволяющей кооперировать обучение с работой на фабриках и в сельском хозяйстве;
(д) вечерних школах трудового резерва.
Совсем разумеется, что конфигурации в системе не означают понижения эталонов. Более того, учебная база имеющихся средних школ без усилий может быть приспособлена для выполнения новых целей.
IV. КАДРОВЫЕ РЕЗЕРВЫ И ТЕМПЫ ПРОИЗВОДСТВА
8. Приложение 4 представляет обобщенную картину по этому пт. 1-ая таблица показывает сильный уклон в научно-технологическую сферу в СССР. Также можно узреть, что те, кто получил научно-техническое образование, склонны оставаться в этих областях. Престиж и заслуги в этих сферах деятельности высоки, в особенности для педагогов.
9. На уровне пост-дипломного образования СССР не испытывает нехватки в специалистах, способных управлять муниципальными проектами. В высшем и школьном образовании все показывает на то, что количество мастерски приготовленных выпускников не только лишь без усилий остается на прежнем уровне, но может быть увеличено.
10. Приложения 5 и 6 приводят процентные соотношения, последнее также коротко обрисовывает послевоенные заслуги. В этой таблице также видна приметная толика дам в числе обученных кадров СССР.
V. Трудности И Недочеты
11. Русская система образования, на разных уровнях которой учится около 35 миллионов человек, является огромной. Одно из ее выдающихся плюсов, вытекающих из централизованного контроля и планирования, – ее относительная простота. Будет любопытно узнать, как Русский Альянс удачно совладал с неуввязками, которые преследуют западные страны.
(i) Учебные помещения
В русских учебных заведениях хоть какого уровня нормой остается обучение в 2 смены, а обучение в 3 смены не является кое-чем невиданным. Обеспеченность учебными классами, лекционными залами и лабораториями, вне сомнения, самая непростая неувязка, с которой приходится управляться русскому образованию. Недовыполнение программки строительства послужило одним из причин, способствовавших отказу от плана последней пятилетки. С высочайшей толикой убежденности можно утверждать, что этот фактор ускорил конфигурации в системе образования на уровне средней школы. Прогуливаются слухи, что все кандидаты на получение высшего образования должны будут отработать два года в производственно-технической сфере перед поступлением. Два года передышки позволят программке строительства нагнать упущенное. Приложение 1 указывает, что нехватка помещений – не новенькая неувязка для СССР.
(ii) Оборудование
Западные специалисты, обычно, завидуют количеству и качеству оборудования в русских учебных заведениях.
(iii) Коэффициент учащихся на 1-го педагога
Как упоминалось ранее, в Русском Союзе нет задачи с педагогами, в то время как в большинстве западных государств ситуация оставляет вожделеть наилучшего.
[прим. statehistory - в этой таблице, видимо, речь идёт о том, сколько учащихся приходится на 1-го преподавателя]
СССР США Англия
Высшие учебные заведения 1 – 12,6 1 – 14,1 1 – 9
Школы 1 – 17,6 1 – 21 (средняя)
1 – 30 (начальн.) 1 – 18,1 (сред. гимназия)
1 – 22,3 (сред. школа)
1 – 30,5 (исходная)
(iv) Военная служба
В силу называвшихся ранее обстоятельств в СССР не представляет никакой трудности.
(v) Соотношение выпускников высших и средне-специальных учебных заведений
Западный опыт показывает на то, что на рабочих местах на 1-го выпускника высшего учебного заведения приходится три выпускника средне-специальных учебных заведений. В большинстве русских учреждений, которые посетили западные специалисты, эта пропорция, похоже, везде применяется. Коэффициент 3 к 1 не характерен для системы образования, потому можно представить, что кое-где в СССР существует нехватка выпускников средне-специальных учебных заведений, которая тянет определенные трудности. То, что эти трудности не явны, значит, что в СССР выпускники высших учебных заведений могут быть задействованы в сферах деятельности, которые на западе числятся некоммерческими.
VI. ДИСЦИПЛИНЫ, ПРЕДСТАВЛЯЮЩИЕ Энтузиазм ДЛЯ ОБОРОНЫ
(i) Математика
12. Этот предмет в СССР считается самым престижным. В стране существует высококлассная математическая традиция, а современный уровень арифметики в Русском Союзе уступает только уровню в Соединенных Штатах. При исследовании огромного количества русских научных работ, в особенности по физике, естественным наукам и машиностроению, становится приметным, с каким наслаждением русские ученые делают отступления в область арифметики. Научные работы в Англии нередко состоят из 2-ух частей: 1-ая часть излагает теорию, а 2-ая – доказательство этой теории, приобретенное опытным методом. Русские научные работы нередко состоят только из теории.
Высококлассные русские арифметики играют еще огромную роль, чем их западные коллеги, на инженерных конференциях, которые отличаются довольно неформальным нравом. Схожий научный подход к решению инженерных заморочек, может быть, отчасти разъясняет резвый прогресс в этой области. Русские арифметики готовы использовать математическую теорию в достаточно мелкомасштабных опытнейших исследовательских работах. Они с умопомрачительной легкостью работают в областях, где западным ученым потребовались бы дополнительные экспериментальные данные. Там, где русский способ оказывается удачным, становится вероятным обойтись без промежных стадий исследовательской разработки. Вне сомнения, недавнешний русский прогресс в аэродинамике и хим машиностроении многим должен советам математиков.
Занятие арифметикой безотступно поощряется в школах. Олимпиады и математические конкурсы для учеников 8, 9 и 10 классов 10-летней школы проводятся на городском, региональном, республиканском и государственном уровнях. Особо даровитых учеников выделяют на очень ранешней стадии и в следующем содействуют их обучению.
В большинстве государств существует очевидная вертикальная структура научных дисциплин и вертикальная иерархия посреди ученых. Это мешает междисциплинарному обмену научными мыслями. В СССР математика является активнодействующим компонентом во обоюдном обогащении дисциплин. Достойным упоминания примером служит Лаборатория вибраций Физического института им. Лебедева Академии СССР. Лаборатория является исследовательской организацией; сотрудники этой столичной лаборатории, которые работают тут один либо два месяца в году, также трудятся в учреждениях по всему Союзу. Они занимают фаворитные позиции в целом ряде дисциплин: астрономии, радиоастрономии, спектроскопии, акустике, теоретической физике, приборостроении, морской гидрологии, электротехнике и многих других отраслях. Единственное, что их соединяет воединыжды, - это энтузиазм к волновым движениям. Способности для обмена научными мыслями в Лаборатории вибраций громадны.
В Приложении 8 приводится подробный институтский учебный план по прикладной арифметике, а в Приложении 7 – по незапятанной арифметике. Обозначено количество часов отраслевой практики, также перспективы автоматизации в пт 19 и 20 Приложения 7.
(ii) Физика
Фактически по всем вопросам этой дисциплины русские ученые находятся вровень с мировой наукой. Теоретическая физика достигнула больших высот, а в последние 5 лет выдающиеся успехи показывают русские исследования в области полупроводников. В Приложении 9 представлен учебный план по физике, включая существенное количество часов, отводимых на высшую арифметику и отраслевую практику.
(iii) Химия
Состояние этой дисциплины в СССР обрисовывают как довоенное, но не надо считать это утверждение настоящим. Русский Альянс отстает в хим машиностроении, но находится ясное осознание данной ситуации и движение в сторону улучшения в этой области. Учебный план по химии в Приложении 10 снова же выделяет огромное количество часов занятиям высшей арифметикой и отраслевой практике.
(iv) Машиностроение
Приложение 11 обычным образом показывает, что огромное количество времени выделено для занятий высшей арифметикой и физикой. Также заведены часы для отраслевой практики. В критериях возрастающей экономики, потребности который удовлетворяются за счет развития индустриализации, машиностроение заходит в число ценностей Русского Союза. В 1958-59 годах планируется выпустить в 3 раза больше инженеров, чем в Соединенных Штатах. Полностью может быть, что признаки насыщенности спецами инженерного профиля скоро станут явны.
VII. ВЫВОДЫ
На Западе существует значимая тенденция придерживаться последних взглядов в отношении Русского Союза. Его граждане, но, не супермены и не второсортный материал. По сути, это люди с такими же возможностями и чувствами, как и все другие. Если 210 миллионов человек на Западе будут слаженно работать с такими же ценностями и таким же рвением, как их коллеги в Русском Союзе, они добьются схожих результатов. Страны, без помощи других соревнующиеся с СССР, впустую тратят свои силы и ресурсы в попытках, обреченных на провал. Если нереально повсевременно изобретать способы, превосходящие способы СССР, стоит серьезно задуматься над заимствованием и адаптацией русских способов. Это может включать, кроме остального:
(i) отказ от почитаемых, обычных взглядов в отношении роли дам;
(ii) выполнение нужной государству работы теми, чье обучение сверх образовательного минимума, установленного законодательством, было профинансировано за счет экономных средств;
(iii) упразднение «свободного рынка» обученных трудовых ресурсов; принятие и, может быть, усиление мер по его муниципальному регулированию.
14. Что бы ни случилось, хоть какое правительство, испытывающее нехватку преподавательского состава, должно решать эту делему в срочном, внеочередном порядке.
(Подписано) Ц.Р.С.МЭНДЕРС
http://statehistory.ru/4316/Analiticheskaya-zapiska-NATO-ob-obrazovanii-v-SSSR-1959-g-/
PS. Вот так оценивалась та система образования, которая была сотворена при Сталине и которая так поражала современников в СССР и за его пределами. Отказ от сталинского курса развития естественным образом привел эту систему к торможению, стагнации и краху. Стоит удивляться, что на фоне сегодняшней возмутительной деградации как раз в тех областях, о которых так экзальтированно в 1959 году пишет Мэндерс, вырастает популярность Сталина. Сегодняшние власть предержащие способны только слепо копировать западный опыт, который еще 50 годов назад проигрывал по большинству характеристик сделанной во времена Сталина системе. Естественно, что с прогрессом и развитием появляются суровые препядствия. И потому даже на данный момент, те люди, которые успели получить еще русское образование, как отмечается в недрах самой власти, обычно превосходят по квалификации выпускников подобных специальностей в пост-советской Рф. В этом плане, тем кто успел приобщится к русскому образованию, тем подфартило, как фактически и стране, которая до сего времени продолжает использовать это наследство Русского Союза, ибо в обозримом будущем приготовить столько кадров высочайшей квалификации сегоднящая система образования будет тривиально не в состоянии.Кадры как понятно решают все. Без подготовки соответственных кадров, невозможны ни форсированное развитие, ни резкие скачки, ни сколь нибудь важные темпы роста НТП. Без приготовленных кадров, даже самовыживание имеющейся системы находится тривиально под вопросом.