Советская система производства
Русская исправительно-трудовая система 1917-1930 годов: становление русской исправительно-трудовой системы — страничка 2
Значительные конфигурации в реализации карательной политики Русского страны связаны с принятием декрета ВЦИК от 15 апреля 1919 г. «О лагерях принудительных работ», на основании которого в системе НКВД при отделах Управления губернских исполнительных комитетов стали создаваться такие лагеря.
Начальная их организация и управление их деятельностью возлагались на губернские чрезвычайные комиссии, которые в предстоящем, по извещению из Центра, предавали их отделам Управления губернских исполнительных комитетов. Таким макаром, вместе с местами заключения, находящимися в ведении Наркомата юстиции, стала формироваться новенькая система выполнения уголовных наказаний в виде лишения свободы — лагеря принудительных работ.
В эти лагеря подлежали направлению лица, в отношении которых выносились постановления отделов Управления чрезвычайных комиссий, революционных трибуналов, народных судов и других русских органов, которым предоставлялось это право декретами и распоряжениями.
Порядок открытия лагерей принудительных работ, управления их деятельностью и организации охраны, условия содержания заключенных были установлены постановлением ВЦИК от 17 апреля 1919 г. «О лагерях принудительных работ», в согласовании с которым организация лагеря принудительных работ возлагалась на губернские чрезвычайные комиссии; жилищные отделы местных исполнительных комитетов обязывались выделять для этих целей надлежащие помещения. По организации лагеря такой подлежал передаче в ведение Отдела соответственного исполнительного комитета. С разрешения Отдела принудительных работ НКВД такие лагеря должны быть открыты во всех губернских городках с расчетом, чтоб в каждом из их содержалось более 300 человек.
Общее управление всеми лагерями принудительных работ на местности РСФСР возлагалось на Отдел (с 9 сентября 1919 г. — Центральный отдел) НКВД во главе с заведующим — членом Коллегии НКВД. В структуру Отдела входили подотделы:
- административный — общее управление лагерями, их личным составом, обобщение статистических данных;
- организационно-инструкторский — организация лагерей, инструктирование администрации лагерей, надзор за их деятельностью;
- хозяйственный — хозяйственная часть лагерей, принудительные работы, ремонт и строительство в лагерях.
Конкретное управление деятельность лагеря принудительных работ производил комендант лагеря, выбираемый на эту должность местным Исполнительным комитетом и утверждаемый Центральным отделом принудительных работ НКВД. Развитие системы лагерей принудительных работ вызвало необходимость предстоящего совершенствования управленческих структур: в 1921 г. Центральный отдел был реорганизован в Главное управление лагерей принудительных работ, в структуре которого создаются отделы административный и денежный. Общая численность аппарата управления составила 47 служащих.
В системе лагерей принудительных работ к декабрю 1921 г. было сотворено 120 концентрационных лагерей, численность заключенных в каких составляла 30 913 человек. В течение месяца в лагеря поступило 11 398, а освободилось 11 412 человек, бежало 815 заключенных, умерло 676.
По происхождению 65% заключенных относились к крестьянам, 21,1% — к мещанам, 5,5% — к дворянам и 7,6% — к иным сословиям.
Наличие 2-ух систем выполнения уголовных наказаний в виде лишения свободы с разным правовым статусом для страны явление очевидно ненормальное. На это событие было обращено повышенное внимание участников V Всероссийского съезда заведующих отделами губернских (областных) управлений (1922 г.), в резолюции которого подчеркивалось, что потому что «идеология пролетарской власти на задачки карательной политики одна, то совсем непоследовательным и вредным для дела является раздельное управление местами лишения свободы в 2-ух разных ведомствах.
Интересы цельности, согласованности и экономии требуют соединения карательных учреждений в одном муниципальном органе». Съезд, основываясь на том, что применение карательных мер в отношении преступников заходит в задачки внутреннего управления, и что «постановка пенитенциарного дела в лагерях принудительных работ находится на правильном пути, и что НКВД имеет более сильную административную систему, чем ведомство НКЮ», высказался за передачу мест лишения свободы в подчинение Народного Комиссариата внутренних дел.
В согласовании с постановлением Совета народных комиссаров от 25 июля 1922 г. все места лишения свободы были сосредоточены в одном ведомстве — НКВД. Создание единой системы выполнения уголовных наказаний в виде лишения свободы в ведении НКВД было связано с суровой реорганизацией мест заключения, ранее находившихся в руководстве Минюста, также лагерей принудительных работ, многие из которых в связи с малочисленностью в их заключенных были закрыты. После реорганизации система лишения свободы НКВД смотрелась последующим образом.
В процессе реорганизации системы мест заключения реформировались и органы ее управления. В структуре Центрального органа управления — ГУМЗ, согласно Временному о нем положению 1922 г., были предусмотрены службы секретариата и конвойной охраны республики; отдел административно-пенитенциарный; отдел работ и эксплуатации компаний ГУМЗ; отдел хозяйства и снабжения.
Не считая того, Главное управление производило конкретное управление местами заключения г. Москвы и некими другими местами заключения республики, которые оно оставило в собственном ведении. Штат главка составлял 113 служащих. При очередной реорганизации в первой половине 1923 г. в структуре ГУМЗ были образованы распределительная комиссия, бюро принудительных работ по Столичной губернии, денежный отдел. Штат аппарата управления возрос до 126 человек.
Сложившаяся в 1-ые годы Русской власти практика ведомственного регулирования выполнения уголовных наказаний в критериях функционирования единой системы выполнения наказаний в виде лишения свободы вызывала потребность разработки законодательных актов в этой сфере на уровне союзных республик. В РСФСР первым таким нормативным актом стал исправительно-трудовой кодекс, утвержденный постановлением ВЦИК, принятым на 2-ой сессии XI созыва 16 октября 1924 г.
В Кодексе в первый раз на законодательном уровне закреплены задачки и цели уголовного наказания в виде лишения свободы, также органов, его исполняющих. «Исправительно-трудовой кодекс, — говорилось в статье первой, — имеет задачей установление правил по осуществлению на местности РСФСР начал уголовной политики методом соответственной организации лишения свободы».
Лишение свободы, согласно Кодексу, имеет целью «как общее предупреждение злодеяния со стороны неуравновешенных частей общества, так и предупреждение последующих посягательств правонарушителя и непременно соединяется с мерами исправительно-трудового воздействия».
Законодательно закрепляется положение о единой системе исправительно-трудовых учреждений с разными видами режима. В базу деления мест заключения на разные виды режима положены последующие требования: учет особых и психологических особенностей личности заключенных и индивидуализация мер социальной защиты зависимо от обстоятельств злодеяния.
В этой связи места заключения делились на нижеследующие:
Учреждения для внедрения мер социальной защиты исправительного нрава: дома заключения, в которые направлялись лица: состоящие под следствием, приговоренные к лишению свободы, пока приговор о их не вступил в легитимную силу и лишенные свободы на срок до 6 месяцев;
исправительно-трудовые дома, созданные для содержания заключенных к лишению свободы на срок выше 6 месяцев;
трудовые сельскохозяйственные колонии, ремесленные и фабричные. В трудовые колонии направлялись лица, приговоренные к лишению свободы без серьезной изоляции на срок не выше 5 лет, если приговором суда установлено, что, являясь трудящимися, они несознательно сделали грех впервой случаем либо вследствие томных вещественных критерий. В эти колонии были бы переведены трудящиеся, приговоренные и на больший срок, если до отбытия ими срока лишения свободы вполне оставалось не выше 5 лет;
изоляторы специального предназначения для содержания лиц, приговоренных к лишению свободы со серьезной изоляцией, не принадлежащих к классу трудящихся и совершивших грех в силу классовых привычек, взглядов и интересов. В обозначенные учреждения подлежали направлению также лица, хотя и принадлежащие к трудящимся, но признаваемые особо небезопасными для республики, также в порядке дисциплинарного взыскания;
переходные исправительно-трудовые дома предназначались для содержания заключенных, которые по отбытии части срока лишения свободы в других местах заключения нашли приспособленность к трудовой жизни и признаны распределительной комиссией подлежащими переводу в обстановку полусвободного режима.
Учреждения для внедрения мер социальной защиты медико-педагогического нрава:
трудовые дома для несовершеннолетних правонарушителей, в которые направлялись несовершеннолетние от 14 до 16 лет, приговоренные к лишению свободы;
трудовые дома для правонарушителей из рабоче-крестьянской молодежи. Эти дома рассчитаны были на содержание правонарушителей рабоче-крестьянского происхождения от 16 до 20 лет.
Учреждения для внедрения мер социальной защиты мед нрава:
колонии для на психическом уровне неустойчивых, туберкулезных и других нездоровых заключенных;
университеты психиатрической экспертизы, поликлиники и т.п. В эти учреждения направлялись заключенные, которые в установленном порядке признавались подлежащими помещению в одно из таких учреждений.
Кодекс закрепляет одно из важных принципных положений русской исправительно-трудовой политики — ее человечную суть. Режим в местах заключения должен быть лишен всяких признаков мучительства; в отношении заключенных исключалось применение физического воздействия: оков, наручников, карцера, строго одиночного заключения, лишения еды, свиданий заключенных с их посетителями через решетку.
В местах заключения устанавливается обязательность труда для всех способных к нему заключенных. Занятие заключенных работами обязано иметь воспитательно-исправительное значение, целью которого является приучение их труду, обучение профессии, которая после отбытия наказания дает им возможность жить трудовой жизнью.
Кодекс содержит очень принципиальные нормы, имеющие принципное значение для перспектив развития мест заключения: все работы в местах заключения организуются по принципу хозрасчета и освобождаются от всех общегосударственных и местных налогов и сборов. Все поступающие от работ суммы принадлежат месту заключения, хранятся на его текущем счету и могут расходоваться на последующие цели:
- оборудование производства;
- приобретение материалов;
- зарплату техническому персоналу;
- вознаграждение заключенным за работу.
Незапятнанная прибыль, получаемая местом заключения от работ заключенных, распределялась последующим образом:
- 40% — на расширение производства места заключения;
- 12,5% — на улучшение еды заключенных;
- 15% — в фонд помощи освобожденным заключенным;
- 20% — в пенитенциарный фонд Головного управления местами заключения РСФСР;
- 12,5% — в фонд инспекции мест заключения на выдачу премиального вознаграждения сотрудникам, занятым организацией и управлением производства.
Реализация исправительно-трудовой политики страны, организационно-структурные конфигурации в системе мест заключения, содержание работы посреди заключенных, специальные условия выполнения уголовного наказания в виде лишения свободы добивались особенного внимания к подбору кадров мест заключения, обеспечению порядка прохождения службы работниками этих учреждений.