Введение в советскую оптику для начинающих фотографов
Принимая решение о покупке цифрового фотоаппарата, человеком движет вполне нормальное желание вывести качество своих фотографий на более высокий качественный уровень. Однако, после покупки нового аппарата и освоения и понимания нюансов приходит понимание того что все старания упираются в недостаточное качество оптики в соотношении к аппаратной части камеры. При покупке фотоаппарата подавляющее большинство не задумывается о качестве установленной на камере оптики, ориентируясь на количество мегапикселей или возможность съемки высококачественного видео. Ко всему фотоаппараты, особенно модели бюджетного ряда, при продаже комплектуются так называемым Kit (китовый объектив) – дешевыми объективами. Далее человек понимает что ему нужен хороший объектив, а поскольку цена на хорошие современные объективы является непомерно высокой для подавляющего большинства фотолюбителей (даже Б/У объективы стоят очень дорого) то все мечты о качественно новом уровне фотографий разбиваются о суровые камни ценовой политики производителей современной оптики для фотоаппаратов.
Несмотря на то что на рынках и в интернете в продаже находится огромное количество оптики производства Советского союза, обычно фотографы не задумываются о возможности использовать такую оптику на современной камере. Очень зря, поскольку можно найти вполне достойную замену современным японским и китайским объективам, по качеству не уступающую (а иногда и превосходящую) при цене на порядок ниже импортных аналогов.
Основные моменты, на которые нужно обратит внимание фотограф, задавшийся целью приобрести для своей камеры оптику советского производства.
- Все советские объективы попадают под категорию «Мануальная оптика». Это значит что они не имеют системы автофокуса, и придется наводить резкость вручную.
- На камерах бюджетного ряда нельзя будет автоматически замерять экспозицию, съемка проводится полностью в ручном режиме М с контролем экспозиции путем просмотра фотографии на экране.
- Камеры и оптика разных производителей отличаются по способу крепления. Для того чтобы поставить оптику советского производства на современную камеру нужен специальный переходник. Для подавляющего большинства советских объективов найти соответствующий переходник не составляет труда, и цена на него небольшая.
- Стоит обратить особое внимание на такой параметр как «Рабочий отрезок». Объективы разных камер характеризуются разными значениями рабочего отрезка, и если рабочий отрезок объектива меньше чем рабочий отрезок камеры, то возникает так называемая «Потеря бесконечности», т. е.невозможность фокусирования на объекте расположенном дальше определенного расстояния от фотографа. Например, у аппаратов Nikon рабочий отрезок 46,5 мм, при том что у популярных советских камер - 45,5 мм и меньше. Данные о наиболее распространенных креплениях и соответствующих рабочих отрезках собраны в таблице на Википедии.
Этот недостаток можно компенсировать переходником с дополнительной линзой, но такие меры очень часто приводят к небольшой потере качества получаемого изображения.
Если вы являетесь обладателем камеры Nikon то вам стоит знать что на советских фотоаппаратах «Киев-17», «Киев-18», «Киев-19», «Киев-19М» и «Киев-20» было крепление «Байонет Н», полностью идентичное креплению «Байонет F» используемую на камерах Nikon, из чего следует что на ваш фотоаппарат безо всяких переходников сможет стать порядка двадцати советских объективов. Они полностью реализуют свои функции, на некоторых даже будет работать поводок диафрагмы. Так же стоит знать что выпускались объективы со сменными креплениями (хвостовиками), что позволяет ставить их на фотоаппараты с различными байонетами и рабочими отрезками.