Средний формат и Nikon
Мы уже искали кандидатов в объективы для наших камер Nikon среди представителей советской оптики, созданных для линейки фотоаппаратов «Киев» с байонетом Н. Теперь поищем их в среднем формате, который использовался больше профессиональными фотографами, чем любителями.
Хорошие люди составили таблицу креплений фотообъективов. Чтобы сохранить фокусировку на бесконечности, мы можем использовать объективы, рабочие отрезки которых больше или равны рабочему отрезку камеры. Из таблицы видно, что для камер Nikon подходят (из отечественных) Байонет В (82,1 мм), Байонет Б (74 мм) и Байонет Ц (47,58 мм).
Байонет Ц отбросим сразу. Он использовался в камерах «Зенит-4″, »Зенит-5″, »Зенит-6″ с центральным затвором. Объективы к ним имели в названии индекс «Ц». Их найти трудно, а существуют ли переходники с байонета Ц на байонет Н, мне не известно.
Байонеты Б и В — крепления среднеформатных камер «Киев-6С», «Киев-60», «Киев-88СМ», «Киев-88С», камер тюнинговых киевских компаний Arax и Hartblei (Байонет Б), «Салют», «Салют-С» и «Киев-88» (Байонет В). Байонет Б имеется и у зарубежных производителей под названием Pentacon Six или Р6, например, знаменитеа оптика Carl Zeiss Jena и Schneider Kreuznach. Большинство среднеформатных объективов выпускались для обоих байонетов. Поэтому есть смысл предпочесть объектив с байонетом Б, ведь купив для него переходник, можно будет пользоваться зарубежной оптикой. Переходники сравнительно дороги, порядка $40-$60. Отечественные варианты назывались КП-6/Н (байонет Б) и КП-88/Н (байонет В). Отличить их просто — байонет Б имеет три лепестка, а байонет В — трехзаходную резьбу.
Итак, объективы для среднеформатных камер:
Название | Б | В | Фокусное расстояние | Относительное отверстие | Угол |
---|---|---|---|---|---|
Зодиак-8 | + | + | 30 | 3,5 | 180° |
Мир-26 | + | + | 45 | 3,5 | 83° |
Мир-3 | + | + | 65 | 3,5 | 66° |
Мир-38 | + | + | 65 | 3,5 | 66° |
Индустар-29 | - | + | 80 | 2,8 | 44° |
Волна-3 | + | + | 80 | 2,8 | 44° |
Вега-12 | + | + | 90 | 2,8 | 47° |
Вега-38 | + | + | 120 | 2,8 | 31° |
Калейнар-3 | + | + | 150 | 2,8 | 28° |
Юпитер-36 | + | + | 250 | 3,5 | 19° |
Телеар-5 | - | + | 250 | 5,6 | 18° |
Таир-33 | + | + | 300 | 4,5 | 15° |
ЗМ-3 | + | + | 600 | 8 | 7,5° |
Объективы содержали в названии букву «Б» или «В», соответствующую байонету (кроме Индустар-29 — он без буквы), например, «Мир-3Б». Телеар-5В и Индустар-29 выпускались только с байонетом В. Некоторые объективы производились на заводе «Арсенал» до 2008 г. под маркой Arsat.
Поскольку объективы для среднеформатных камер рассчитаны на размер кадра 6х6 см, при съемке на полноформатный 35 мм сенсор (а тем более на кроп) матрица получает картинку только с центральной области объектива. Резкость любого объектива в кадре уменьшается от центра к краям, но при использовании объективов для среднего формата на 35 мм матрицах, кадр будет равномерно резким. К тому же, будет отсутствовать виньетирование в углах.
При перестановке оптики с камеры на камеру с разными размерами кадра постоянно возникает путаница. Обычно говорят так: если я поставлю FX объектив 50 мм с полнокадровой камеры на «кропнутую» DX с кроп-фактором (для Nikon) 1,5, то фокусное расстояние объектива станет 50*1,5=75 мм. Это не корректно. Фокусное расстояние объектива — это характеристика объектива, она не зависит от того, куда этот объектив накрутить. А вот угол обзора зависит. Но для наглядности можно пользоваться так называемым эквивалентным фокусным расстоянием. В данном примере 75 мм — это эквивалентное фокусное расстояние, при котором объектив имел бы такой же угол обзора на полном кадре, как 50 мм объектив на кропе. В табличке с объективами приведены углы для размера кадра 6х6 см. На цифровых матрицах форматов DX и FX значения этих углов будут значительно меньше.
Фокусное расстояние | APS-C (29мм) | 35мм (43мм) | 6х4,5см (75мм) | 6х6см (85мм) |
16 мм | 84° | 115° | ||
18 мм | 78° | 100° | ||
21 мм | 69° | 90° | ||
24 мм | 62° | 84° | ||
28 мм | 54° | 75° | 115° | |
35 мм | 45° | 64° | 95° | 105° |
50 мм | 32° | 46° | 74° | 81° |
65 мм | 25° | 37° | 60° | 66° |
75 мм | 22° | 32° | 53° | 59° |
85 мм | 19° | 28° | 48° | 53° |
90 мм | 17° | 27° | 46° | 51° |
105 мм | 16° | 23° | 40° | 44° |
135 мм | 12° | 18° | 31° | 35° |
150 мм | 11° | 16° | 28° | 32° |
180 мм | 9° | 13° | 24° | 27° |
200 мм | 8° | 12° | 21° | 24° |
210 мм | 6° | 11° | 20° | 23° |
250 мм | 5° | 10° | 18° | 19° |
500 мм | 1° | 8° | 14° | 17° |
400 мм | 6° | 11° | 14° | |
500 мм | 5° | 9° | 10° | |
600 мм | 4° | 7° | 8° | |
700 мм | 3,5° | 6° | 7° | |
800 мм | 3° | 5° | 6° |
Таблица показывает значения углов, соответствующих фокусным расcтояниям в зависимости от размера сенсора. В скобках указана диагональ сенсора. APS-C — это матрица формата DX у Nikon, 35мм — полнокадровая матрица, 6х4,5см и 6х6см — стандарты среднеформатной пленки. У некоторых объективов (например типа «рыбий глаз») значения углов могут быть другими.
В общем, среднеформатные объективы — это находка для любителя, а порой достойное решение для профессионала. Их труднее найти, они несколько больше, тяжелее и дороже. Да и те, кто снимал на средний формат в один голос говорят, что проявить себя эта оптика в полной мере может только на камерах, для которых создавалась, но если такой экземпляр, как Вега-38Б или Индустар-29 за разумную цену попадется на глаза, я постараюсь его не упустить.
blog.galynasosedko.com