ПРОЧНОСТЬ ПОСАДОК с НАТЯГОМ ПРИ НАНЕСЕНИИ НА СОПРЯГАЕМУЮ ПОВЕРХНОСТЬ АБРАЗИВНЫХ ПОРОШКОВ
Одним из резервов повышения несущей способности соединений может служить нанесение на одну из сопрягаемых поверхностей абразивных порошков. При покрытии валов карборундовым порошком сила трения в продольном и окружном направлениях возрастает примерно вдвое [7].
Эффективность абразивных покрытий для конических соединений с натягом подробно исследована на образцах диаметром 120 мм. В качестве абразивного материала использовали белый электрокорунд, содержащий 98% кристаллической окиси алюминия А1203.
Применяли микропорошки фракций Ml, М5, М10, М20„ М40. Их наносили в виде жидкой пасты, состоящей из микропорошка и индустриального масла 12.
В случае нанесения электрокорундового порошка коэффициенты трения при механической запрессовке независимо от размеров зерен порошка возросли приблизительно на 40%. А коэффициенты трения при про - вороте увеличились в 1,6—2 раза, при этом наиболее высокие их значения соответствуют микропорошкам с малыми размерами зерен Ml, М5.
Возможность использования абразивных материалов в конических соединениях с натягом как с точки зрения повышения их прочности, так и обеспечения разборки гидропрессовым способом исследовали [5] на образцах (см. рис. 2.9). В качестве абразивного материала применяли карбид бора двух фракций (80 и 30 мкм) и. электрокорунд с размером зерен до 12 мкм. Порошок наносили на вал как в смеси с индустриальным маслом 12, так и без него. В последнем случае значительная часть порошка осыпается, поэтому этот способ нанесения применять нецелесообразно.
Возможность применения пасты из порошка карбида - бора (80 мкм) в смеси с маслом выявлена в процессе - сборки и последующей механической распрессовки трех образцов для испытаний на кручение. Сборку соединений с нагревом втулки до 190° С удалось осуществить - с осевыми натягами 1,5—2,5 мм, измеряемыми относительно исходного положения деталей, соответствующего свободной сборке соединений без покрытия. При прочих равных условиях сборка соединений без покрытия обеспечивалась с осевым натягом 10,5 мм.
Крупные фракции порошка не позволили разобрать, соединения гидропрессовым способом, так как размеры зерен превышали создаваемый давлением масла зазор - и препятствовали осевому смещению деталей. Дальнейшее увеличение зазора было невозможно из-за утечек масла по торцам соединения. Все три образца разобрали на прессе с усилиями 960—1000 кН. При этом сопрягаемые поверхности имели много продольных рисок (см. рис. 2.30), и образцы оказались непригодными для повторных сборок.
Применение в конических соединениях микропорошков с предельной фракцией 30 мкм исследовали на трех образцах, которые до этого были собраны гидропрессовым способом и испытаны на осевой сдвиг. При нанесении на вал пасты из микропорошка с маслом сборку соединений с нагревом втулки до 190° удалось осуществить с осевыми натягами 5,16; 5,91; 6,08 мм. Два образца с натягами 5,91 и 6,08 мм были подвергнуты разборке гидропрессовым способом, третий — механическим. Гидропрессовым способом с большими трудностями удалось разобрать лишь один образец. При этом края сопрягаемой поверхности имели повреждения в виде мелких продольных рисок. Разборка второго образца гидропрессовым способом оказалась невозможной из-за больших утечек масла по конусу. На прессе он был разобран с усилием 1175 кН, а усилие распрессов - ки третьего образца составило 1620 кН. В сравнении - с соединениями без применения микропорошка усилия распрессовки возросли примерно в 2,5 раза. После рас - прессовки поверхности сопряжения имели продольные риски, что исключало повторные сборки образцов.
Эффективность применения электрокорундового порошка с предельной фракцией 12 мкм определяли сравнительным путем на шести образцах при их нагружении жрутящим моментом. Сперва испытаниям подвергали соединения, собранные гидропрессовым способом (масло Т22) без порошка, а затем — тепловым способом с порошком. Результаты исследований сведены в табл. -2.19. Коэффициенты трения в соединениях без порошка. находятся в пределах 0,206—0,254, а их средняя величина — 0,229.
Таблица 2.19
|
Рис. 2.31. Состояние сопрягаемой поверхности втулки после механической распрессовки образцов, собранных с карборундовым порошком с предельной фракцией 80 мкм
В соединениях с порошком средние значения коэффициентов трения составили: при нанесении в сухом виде— /кр=0,326, с маслом f„p=0,488. По отношению к обычным соединениям коэффициенты трения соответственно возросли в среднем в 1,42 и в 2,12 раза. После испытаний четыре образца с абразивными покрытиями были разобраны гидропрессовым способом. Повреждения на сопрягаемых поверхностях практически отсутствовали. Разборка остальных двух образцов с давлениями 40,8 и 61,9 МПа оказалась возможной лишь механическим путем, после чего на сопрягаемых поверхностях наблюдалось большое количество рисок, ориентированных как в - окружном, так и в продольном направлениях (рис. 2.31), что исключало дальнейшие сборки образцов.
Применение электрокорундового порошка целесообразно лишь при гидропрессовой разборке соединений. Для сравнения качества контактируемых поверхностей и величин давления масла в кольцевой канавке в момент гидропрессовой разборки соединений без порошка (первая сборка )и соединений с абразивным порошком, в смеси с маслом (вторая сборка) были испытаны четыре образца с вновь отшлифованными поверхностями. Первую сборку и последующие разборки осуществляли; гидропрессовым способом с применением масла МС-20,. вторую сборку — тепловым способом. Толщина слоя
Таблица 2.20
|
Порошка Д=(С2—Ci)tga, где Сi и С2—базорасстоя - «ие соединений до и после нанесения порошка.
Результаты экспериментов на образцах при разных •осевых натягах S приведены в табл. 2.20. После первой разборки образцов качество контактных поверхностей было удовлетворительным (риски, задиры отсутствовали). После второй разборки повреждения контактных поверхностей отсутствовали лишь у образца с малым натягом S = 3,64 мм, у стальных образцов были мелкие осевые риски, практически не влияющие на качество поверхностей. По-видимому, в случае применения микропорошков Ml, МЗ, у которых предельные размеры зерен меньше высот микронеровностей, на поверхностях контакта не будет мелких рисок.