ОСОБЕННОСТЬ РАСЧЕТА НА ПРОЧНОСТЬ СОЕДИНЕНИЙ С НАТЯГОМ С КОНИЧЕСКИМИ СОПРЯГАЕМЫМИ ПОВЕРХНОСТЯМИ
Для проникновения масла под всю или большую часть поверхности сопряжения давление его в кольцевой канавке должно превосходить среднее контактное давление в соединении. Это необходимо для образования зазора между сопрягаемыми поверхностями и преодоления дополнительных сил сопротивления протеканию масла от места ввода к торцам. Эти силы сопротивле-
Рис. 1.15. Распределение окружных напряжений по длине соединения в момент разборки гидропрессовым способом Рис. 1.16. Образец для исследования напряженного состояния соединений |
Ния зависят от длины соединения, вида применяемого масла, подачи насосов, состояния поверхностей и пр.
По длине соединения давление масла рм неравномерно: максимальное будет в месте ввода, а наименьшее (близкое или равное нулю)—у торцов. Таким образом, в процессе разборки соединений значение ри Должно быть таким, чтобы уравновесить вызываемое натягом давление в соединении и обеспечить между сопрягаемыми поверхностями необходимый зазор, заполненный маслом. Поэтому в процессе нагнетания масла в сопрягаемых деталях дополнительно к существующим окружным посадочным напряжениям otn, которые считают равномерно распределенными по длине, возникают неравномерные по длине нормальные окружные напряжения atM (рис. 1.15) и осевые oZM, достигающие максимума в месте подвода смазки в момент разборки соединения.
Уровни избыточных напряжений от давления масла 0(М и oZM на внешней поверхности втулки правильной цилиндрической формы определяли путем тензометри - рования образцов конических соединений из улучшенной стали 40Х (рис. 1.16) со шлифованными поверхностями с Ra=0,63 ... 1,25 мкм, имеющих конусность 7С=1:50, посадочные диаметры of = 53; 75; 85 мм и длины /=75 ... 250 мм. Параллельно замеряли давление масла рм в кольцевой маслораспределительной канавке.
В связи с тем, что каналы тензоаппаратуры балансировали после сборки соединений, то напряжения С(М и oZM легко разделялись с посадочными по знаку деформации (рис. 1.17). Усредненные напряжения о<п использовали для оценки давления в соединении по вытекающей из решения Ляме зависимости:
Р - „.5,
Типичные примеры распределения напряжений а<м и о2М показаны на рис. 1.17. При прочих равных условиях наибольшие по длине напряжения о<м и oZM в месте подвода масла прямо пропорциональны давлению в соединении. В свою очередь максимальные значения этих напряжений существенно зависят от длины соединений. На рис. 1.18 показана зависимость между давлением р и относительной длиной 2l/d2—l/r2, полученная при нагнетании в соединение авиамасла МС-20 вязкостью V5o°=128 мм2/с. Подача насоса Q<50 мм3/с обеспечивала минимальный уровень рм при разборке. Здесь каждое значение напряжений получено по результатам 6—15 опытов. Из опытных графиков следует, что величина максимальных значений С(М линейно связана с давлением и растет с увеличением длины соединения.
Напряжения о2М также линейно зависят от давлений и с увеличением длины возрастают. Однако их уровень невелик: они не превышают 40 МПа при р=20... 100 МПа.
Рис. 1 17. Характер распределения по длине соединения окружных 0i„ и осевых а1М напряжений иа внешней поверхности втулки: A — D=75 мм, /=115 мм, р=40 МПа; б — й=85 мм, /=250 мм, р=2? МПа |
Л |
Применение двух и более мест ввода масла по длине соединения существенно снижает максимальные значе-
Рис. 1 18. Зависимость окружных напряжении Otм в зоне подвода масла от относительной длины соединений //г2 и контактного давления
Рис. 1.19. Распределение напряжений AiM по длине соединения при одной и трех маслораспределительных канавках (р=38 МПа)
Ния 0(м (рис. 1.19). Влияние количества кольцевых канавок на напряженное состояние соединений изучали на различных образцах. В зависимости от длины соединения напряжения в образцах с тремя канавками уменьшались в 1,3—1,7 раза, давление в 1,1—1,5 раза. Больший уровень снижения соответствовал образцам с большей относительной длиной.
Прочность охватываемой детали соединения обычно ограничивается уровнем напряжений на ее внутренней поверхности. Для опытных образцов они были определены пересчетом измеренных напряжений о(м, о2М [11]- На наружной поверхности
Fx . Е f А В .. д.
О. = —-— Oz -{--------------- (-------------------------- 1, (1.6)
Ot = - JL_ о2 + — (-*- + -*-). (1.7) ' 1—Н Г» I—И I+M У
На внутренней поверхности
Ц. Е F А В 1 ,,
Oz + — (--------------------- —-------- —), (1.8)
Ц. Е / А. В 1 ,, П4
1 — ц R2 I — ц 1 — ^ k1 J
Где А и В — функции, зависящие от 1/г2 и определяемые из условия минимума потенциальной энергии деформации; Az, аг, п, — нормальные осевые, радиальные и окружные напряжения.
В нашем случае определение функций А и В шз рекомендованным в работе {11] зависимостям невозможно, так как закон изменения давления по длине соединения неизвестен. При нагнетании масла в соединение контролировалась величина давления рм лишь в кольцевой канавке, где оно имеет максимальное значение, а у торцов втулки практически снижается до нуля. Принимая во внимание, что на наружной поверхности напряжения о( и oz известны, ог=0, из формул (1.6), (1.7) получаем
A = at( l-^-no,-^. (1.11)
Подставив значения Л и В в выражение (1.8) и заменив в нем ог=—р„, получим формулу для пересчета осевых напряжений на внешней поверхности цилиндра в месте подвода смазки:
V гм 2Шгу } к '
С помощью зависимостей (1.10) — (112), (1.9) найдем формулу для пересчета окружных напряжений с внешней поверхности на внутреннюю в месте подвода смазки:
А! =-------------------- рм. (1.13)
Окружные напряжения на основе принципа независимости действия сил (см. рис. 1.15) можно представить в виде: at = о, п + о4м; а] = а)п - f о;м,
Где 0(п, — посадочные напряжения на наружном и внутреннем диаметрах втулки, создаваемые натягом; CriM. otu — избыточные напряжения от нагнетания масла на внешней и внутренней поверхностях втулки.
Подставляя значения at, а в уравнение (1.13) и выражая постоянные составляющие через зависимости Ляме, получим?
Ог*м = + Р — Рм- Аналогично получим зависимость
1 — iх 1
TOC o "1-3" h z для пересчета осевых напряжении ог = --------------------------------- |р +
Q, M[l-«W]-------------- ) +
2 (d/4)2 J
Полученные в результате пересчета напряжения о;н, о*гм на внутренней поверхности втулок в месте подвода смазки представлены на рис. 1.20. Характер зависимости а<м от давления и размеров соединения остался прежним, но уровень их значительно возрос. Уровень напряжений о^ на внутренней поверхности втулок сохранился небольшим.
Для сравнения пересчет окружных напряжений с внешней поверхности втулок на внутреннюю был произведен по зависимостям Ляме. В соединениях с //г2^3,84 напряжения, рассчитанные по Ляме, в 1,4—1,5 раза меньше найденных по методу Боярши - нова, а для соединений с 1/г2<:1,77, наоборот, в 2 раза больше.
Рис. 1.20. Изменение окружных напряжений а*м (а) и осевых напряжений <TZm (б) на внутренней поверхности втулки в зоне подвода масла в зависимости от давления р н относительной длины соединения //г2 |
А) |
Поскольку посадочные напряжения определяют напряженное состояние деталей и легко поддаются рас - четУ. представляет интерес сравнить их с напряже
ниями аДля коротких соединений {1[г2= 1,24) aJM соизмеримы с окружающими посадочными напряжениями и достигают при р = 30...80 МПа значений (0,54... 0,63) ajn. С увеличением длины соединений (lfr2>3) напряжения aJM в рабочем диапазоне давлений в 2 раза и более превышают посадочные.
Давление масла в кольцевой канавке в меньшей степени зависит от габаритов соединений. Отношение рм при разборке образцов с 1/г2=4,54, к рм в образцах с //г2= 1,24 составляет лишь 1,1—1,2. Для практических целей в случае применения авиамасла МС-20 с - v5o° = = 128 мм2/с минимально необходимую при разборке величину давления масла можно определить по зависимости рм=20+1,8р, где р — давление в соединении в МПа.
Большое влияние на напряженность соединения, уровень давлений и качество разборки оказывает подача насосов (рис. 1.21). При большой подаче давление масла в месте ввода резко увеличивается. Разборка в этом случае ускоряется, однако масло не успевает проникать на всю сопрягаемую поверхность. При этом помимо недопустимого увеличения напряжений на не-
Рис. 1.21. Зависимость давления масла от производительности насоса в момент демонтажа соединения с разными размерами: A — D=75 мм, D2=I30 Мм, /=115 мм; б — D=84 мм, D2=> 133 мм, /=300 мм; в—D= =86,5 мм, 145 мм, /=250 мм; г — D=85,5 мм, D2= 140 мм, / = 250 мм |
Рис. 1.22. Влияние производительности насоса и вязкости масел на уровень нх давления при разборке соединений:
1 — авиамасло; 2 — индустриальное масло; 3 — дизельное топливо
Смазанных поверхностях возникают риски, затрудняющие многократное использование соединяемых деталей. Следовательно, при вязкости масла vso° = 100...130 мм2/с подача насоса не должна превышать 100 мм3/с.
Немаловажное влияние на напряженное состояние соединения оказывает вид масла. Применение дизельного топлива с V5OC=2,13 Мм2/С взамен авиамасла МС-20 с V5o° = 128 мм2/с снижает напряжения во втулке и величину рм в кольцевой канавке в 1,7—2 раза, а в случае применения индустриального масла с V5o°=61 мм2/с и дизельного с vso0 =66 мм2/с — в 1,3—1,5 раза.
Вязкость масла в сочетании с подачей насоса оказывают весьма существенное влияние на необходимое давление и уровень напряжений в деталях при разборке (рис. 1.22). В процессе опытов установлено, что связь между напряжениями и величиной давле
Ния масла рМ(. при использовании различных масел по отношению к напряжениям а(м и давлениям рм, вызываемым авиамаслом при его вязкости v5o= = 128 мм2/с, приближенно может быть выражено как о<м. = (0,5 + 0,1 lnv)oiM; рм< = (0,5 + 0,1 lnv)pM. (1.14)
Указанные зависимости позволяют применить приведенные выше результаты экспериментов по исследованию состояния соединений к другим сортам смазки.
Расчеты на прочность втулки, как наиболее нагруженной детали соединения, можно выполнять по энергетической теории прочности или по теории Мора при соблюдении условия ат>аЭКв. Запас прочности
П = Рт > 1, 2 . . . 1, 4. По энергетической теории
Аэкв_____________________________________
Аэкв = VК — о2)2/2 + (а2 + о3У + (а3 — ох)2, что при ах = = = о;м + о;п; а2 = а*м; о3 = — рм и при условии ст2 = = огм = 0 приводит к выражению
= J/o? + Pl + о, Р„ . (1-15)
Пренебрежение действительными значениями <J2=<TZm приводит к ошибке не более 2% и идет в сторону увеличения запаса прочности детали. По теории прочности Мора
<ГЭкв = — = + Рм = ст/м + °Tn + Рм - 0-16)
Эквивалентные напряжения, рассчитанные по теории наибольших касательных напряжении, на 10—15% выше напряжений, рассчитанных по энергетической гипотезе.
Глава 2