ОСНОВНЫЕ СВЕДЕНИЯ О СОЕДИНЕНИЯХ С НАТЯГОМ
Соединения с натягом представляют собой напряженные посадки. При насадке охватывающей детали (втулки или ступицы) с меньшим диаметром отверстия на охватываемую деталь (ось или вал) благодаря сил упругости на поверхностях сопряжения возникает сила сцепления, препятствующая взаимному смещению деталей. Сопрягаемые поверхности могут быть цилиндрическими или коническими (рис. 1.1), иногда эллиптическими.
Соединения с натягом получают механической запрессовкой, с помощью нагрева охватывающей или охлаждения охватываемой детали, а также путем гидрораспора. Эти высоко надежные соединения позволяют передавать значительные осевые усилия и крутящие моменты. Они просты по конструкции и технологии изготовления (нет промежуточных деталей, хорошее базирование в процессе сборки). Преимущества конических соединений по сравнению с цилиндрическими состоят в том, что натяг у них поддается регулированию и более точному измерению, и они допускают демонтаж и неоднократную сборку без заметных повреждений сопрягаемых поверхностей. Однако для конических соединений необходима более высокая точность механической обработки, от которой зависит совпадение геометрических параметров конических элементов вала
Рис. 1.1 Соединения с натягом с цилиндрической (а) и конической (б) сопрягаемыми поверхностями
И втулки. Недостатком цилиндрических и конических соединений с натягом является невозможность допущения даже однократной перегрузки их. Перегрузка может вызвать смещение соединяемых деталей и окончательное разрушение посадки. Там, где возможность редких перегрузок не может быть учтена, в соединениях предусматривают шпонки. Шпоночный паз является нежелательным элементом, так как он вызывает концентрацию напряжений и снижает предел выносливости Вала J Поэтому при проектировании соединений важно иметь точные данные по предельным и действующим на них нагрузкам, что в сочетании с устанавливаемым запасом прочности обеспечит необходимую надежность. Кроме того, посадка втулки вызывает концентрацию напряжений у вала, снижающую его предел выносливости.