КОЭФФИЦИЕНТЫ ТРЕНИЯ В КОНИЧЕСКИХ СОЕДИНЕНИЯХ, СОБРАННЫХ ТЕРМИЧЕСКИМИ ИЛИ ГИДРОПРЕССОВЫМ СПОСОБАМИ
Термические и гидропрессовый способы сборки обычно используются для конических соединений, разборка которых предусматривается путем нагнетания масла в зону контакта. Из условия обеспечения требуемой точности и разборки соединений гидропрессовым способом окончательная обработка сопрягаемых поверхностей, как правило, осуществляется шлифованием с шероховатостью не выше Ra=2,5 мкм.
В литературе имеется сравнительно небольшое количество сведений по коэффициентам трения в соединениях с упомянутой характеристикой сопрягаемых пар. Так как условия работы и контактирования цилиндрических соединений и конических с малой конусностью отличаются незначительно, то в качестве первого приближения при оценке прочности соединений, формируемых с нагревом или охлаждением, могут быть использованы имеющиеся данные для цилиндрических соединений. Дополнительные исследования коэффициентов трения в конических соединениях, учитывая возможность более точной оценки в них давлений расчетно- экспериментальным методом, позволят уточнить коэффициенты трения и в цилиндрических соединениях.
Величины коэффициентов трения при осевом сдвиге для стальных сопрягаемых пар с конусностью К— 1 :50 на образцах DcР=85 и 135 мм, формируемых тепловым: способом, находятся в пределах 0,18—0,23. Сравнительная оценка прочности цилиндрических и конических соединений с конусностью 1:10; 1 : 25; 1 :50; 1 : 100, выполненных из стали 45 с номинальным посадочным диаметром 70 мм (сборка тепловая), показала, что прочность конических соединений с малой конусностью практически не отличается от цилиндрических.
Сведения о коэффициентах трения в конических соединениях при гидропрессовом способе сборки приведены в работах [51, 55]. При статических испытаниях образцов с конусностью К— 1 : 15, формируемых гидропрессовым способом с применением масла МК-22, получены значения коэффициентов трения при кручении, как и при механической сборке соединений: /р=0,18... 0,20 — сталь по стали.
Исследования [51] проводились на образцах DcР= = 100 мм и различной конусностью, имитирующих фланцевое и муфтовое соединения валов. Поверхности сопряжения обрабатывались шлифованием и тонким точением с шероховатостью Ra^.1,25 мкм; материал образцов — сталь 45. При круговом сдвиге /кр=0,129— 0,225 (/кр=0,18) у фланцевых и /кр=0,085—0,156 (/кр= = 0,124) у муфтовых соединений. Такая зависимость коэффициентов трения от конструкции образцов, по - видимому, вызвана погрешностями в оценке давлений, которые трудно учесть при сложной конфигурации охватывающих деталей. При распрессовке фланцевых соединений /р=0,215 для шлифованных поверхностей с ^0,63 мкм и = 0,30 при точении с Ra^l,25 мкм. При кручении разный уровень шероховатости и способ обработки поверхностей существенного влияния на величину коэффициентов трения практически не оказали. Было выявлено, что по мере роста давлений от 0 до 60 МПа коэффициенты трения уменьшаются по гиперболическому закону, при дальнейшем росте давлений они постепенно снижаются.
Независимо от вида прилагаемой нагрузки R. Mundt рекомендует принимать следующие значения коэффициентов трения: сталь по стали — /=0,12 — 0,15; сталь по чугуну — f=0,10. ..0,12.
Исследования [55] на стальных образцах с rfcP= = 100 мм, сопрягаемые поверхности которых были обработаны точением с Ra-^5 мкм, дали более высокие значения коэффициентов трения при распрессовке — fp=0,15...0,17. При этом зависимость их от шероховатости и давления не обнаружена. После повторных запрессовок и распрессовок величины коэффициентов трения остались неизменными.
Практический интерес представляет сравнительная
оценка прочности соединений, формируемых различными способами. Ссылаясь на материалы подшипниковых фирм СКФ (Швеция) и Тимкен (Англия), С. И. Казе - нов считает, что коэффициенты трения в соединениях, формируемых тепловым и гидропрессовым способами, одинаковые и находятся в пределах 0,15—0,20 как при распрессовке, так и при кручении. Однако в изданных материалах фирмы СКФ для стальных соединений, формируемых гидропрессовым способом с применением минеральных масел, рекомендуется f = 0,12, с применением глицерина — f=0,18, а при тепловой сборке соединений с тщательно очищенными поверхностями [=0,20.
Прочность соединений при различных способах сборки сравнивали по результатам испытаний двух серий образцов [16, 18, 24]. Методической особенностью этих опытов являлось определение давлений в соединениях изложенным выше расчетно-экспериментальным методом, что позволило в значительной мере исключить влияние погрешностей изготовления и тем самым уменьшить разбросы коэффициентов трения и выявить действительные зависимости их от различного рода факторов. Кроме того, с целью сопоставления результатов исследований и сохранения их преемственности параллельно велась оценка коэффициентов трения по расчетным давлениям.
На крученне |
Образцов и использовать их в Рис. 2.7. Образец для испытания дальнейших опытах Соедине- |
Ния собирали с нагревом в |
Первая серия испытаний проводилась на образцах (рис. 2.7), имеющих d=88 мм, й2= 130 мм, /=100 мм и конусность К= 1 : 50 Для получения равномерного распределения давления по длине внутреннюю поверхность втулки со стороны фланца сделали со специальной проточкой, а слева от буртика вала выполнили кольцевую канавку глубиною 3 мм. Испытывали партию из семи образ-
Цов, три из которых были изготовлены из стали 40Х, четыре—из стали 45, НВ 2410... 2690 Н/мм2. Сопрягаемые поверхности окончательно обрабатывали шлифованием (Ra^ 1,25 мкм) В процессе первой шлифовки величина базорас - стояния соединения между буртом вала и торцом втулки обеспечивалась в пределах 20—30 мм, что позволяло повторно шлифовать сопрягаемые поверхности после испытания
электропечи до 7=200° С или гидропрессовым способом с применением масла МС-20. Требуемый натяг создавался с помощью шлифованного кольца, размещаемого между торцом втулки и буртом вала. Соединения, собранные с нагревом, перед опытами выдерживали в течение 1 сут., гидропрессовым способом — от 3 ч до 3 сут. Исходное положение деталей при отсчете базорасстояния 5 определяли путем нагружеиия образцов малыми силами и построения графиков запрессовки образцов (см. рис. 2.3).
Качество соединений контролировали по пятну контакта и характеру нзменення посадочных напряжений по длине втулкн. Тензодатчикн с базой /=10 мм и сопротивлением Я=200 Ом были наклеены равномерно по длине в 10 точках, указанных цифрами на рис. 2.7. Посадочные напряжения определяли в процессе разборок соединений гидропрессовым способом.
Полученные значения коэффициента трения при кручении представлены в табл. 2.7, а их зависимость от давлений иллюстрирует рис. 2.8. С уменьшением давления наблюдается тенденция к некоторому снижению коэффициентов трения /кр, /кр. у - В диапазоне р=20... 100 МПа их можно считать независящими от давлений. Коэффициенты трения /кр и fкр. у> соответствующие расчетным давлениям р*, наоборот, при малых р*, где погрешности формы соизмеримы с натягами, уменьшаются.
Средние значения величин коэффициентов трения при р>20 МПа и доверительные интервалы, найденные по распределению Стьюдента с доверительной вероят-
Таблица 2.7
|
** Повторная сборка баз пзреилифэвки при выдержке <=0,8 ч для соеди - «енип с р=10,49 МПа и <=1,5 ч для соединения с р=84,26 МПа. |
Ностью v=0,95, составляют: при тепловой сборке /кр= = 0,234 ±0,008, /Кр. у=0,214 ±0,010, /*р = 0,189 ± 0.015, /кр. у = 0,160 + 0,016; при гидропрессовой сборке /кр=0,213±0,012, /„р. у=0,148±0,019.
Сравнение средних величин коэффициентов трения при тепловом и гидропрессовом способах сборки по одностороннему критерию Стьюдента показало, что разница между ними значительная и вызвана способом сборки. При гидропрессовом способе сборки коэффициенты трения ниже, чем при тепловом в среднем на 10% в состоянии покоя и на 45% в процессе движения. Коэффициенты трения покоя выше, чем при движении на 9% при тепловом способе сборки и на 44% при гидропрессовом.
Вследствие влияния погрешностей изготовления доверительные интервалы средних величин коэффициентов трения /KpJ /кр. у в 1,6 и 1,9 раза выше соответствующих значений /кр, /кр. у, а сами средние величины при оценке давлений по натягу на 20 и 25% ниже.
Коэффициенты трения в соединениях, формируемых гидропрессовым способом, зависят еще от продолжительности выдержки после сборки. При уменьшении выдержки с 3 ч до 0,8—1,5 ч (см. табл. 2.7) коэффициенты трения снизились на 10%, хотя при повторных проворотах они обычно вырастают или оказываются на прежнем уровне.
Первая сборка |
Вторая сборка |
Третья сборка |
|||||||
Образец |
|||||||||
Р, МПа |
T. ч |
FV |
Р. МПа |
T, ч |
'Р |
Р. МПа |
T. ч |
FP |
|
1 |
44,79 |
3,0 |
0,243 |
43,71 |
0,5 |
0,206 |
42,24 |
0,1 |
0,169 |
2 |
54,49 |
0,5 |
0,221 |
53,02 |
0,1 |
0,094 |
52,14 |
3,0 |
0,177 |
3 |
41,96 |
0,15 |
0,191 |
40,96 |
1,0 |
0,16 |
38,71 |
3,0 |
0,182' |
4 |
102,12 |
0,10 |
0,194 |
95,84 |
0,5 |
0,207 |
94,18 |
16,5 |
0,18 |
5 |
10,19 |
3,0 |
0,232 |
10,19 |
0,5 |
0,194 |
_ |
_ |
_ |
6 |
57,82 |
0,1 |
0,159 |
57,23 |
0,7 |
0,223 |
53,21 |
17,5 |
0,247 |
7 |
24,21 |
3,0 |
0,225 |
23,52 |
0,5 |
0,193 |
.— |
— |
|
8 |
18,03 |
3,0 |
0,233 |
18,03 |
0,1 |
0,194 |
18,03 |
30 |
0,210 |
9 |
35,97 |
3,0 |
0,221 |
35,97 |
0,5 |
0,207 |
35,28 |
3 |
0,215 |
10 |
50,18 |
0.1 |
0,181 |
48,41 |
0,5 |
0,201 |
47,73 |
3 |
0,160 |
При осевом сдвиге коэффициенты трения определяли лишь в соединениях, формируемых гидропрессовым способом. Их значения при различных давлениях и выдержке соединений после сборки даны в табл. 2.8. Влияние продолжительности контакта сопрягаемых поверхностей на коэффициент трения сказывается лишь при выдержке соединений менее 3 ч. С уменьшением выдержки до f=0,l ч коэффициенты трения могут снизиться в 1,5—2 раза. Как и при кручении, изменение давления практически не сказывается на величинах коэффициентов трения в соединениях. Среднее значение их при 3 ч после первой сборки составило /р=0,231, что на 9% выше, чем при кручении. После повторных сборок соединений замечено снижение коэффициентов трения.
После третьей сборки при 3 ч среднее значение коэффициентов трения /р=0,195, что на 12% ниже, чем после первой сборки. Здесь сказывается появление в процессе первой распрессовки на сопрягаемых поверхностях большого количества продольных рисок. После повторных сборок в этих рисках скапливается масло, которое не удаляется даже при длительных выдержках и вызывает снижение коэффициентов трения. Повторные распрессовки соединений с давлением 35 МПа вызывают также износ поверхностей, который выражался в снижении осевых натягов и давлений (см. табл. 2.8).
Рис. 2.9. Образцы для испытаний на кручение (а), на осевой сдвиг (б) |
Вторую серию испытаний проводили на образцах d=99,4... 99,8 мм, изготовленных из улучшенной стали 40Х (рис. 2.9). Конструкция образцов предусматривала возможность равномерного распределения давления при точном исполнении сопрягаемых поверхностей, для чего у бурта вала и на внешнем диаметре у фланца имелись пыточки глубиною 2,5 мм, а внутренний диаметр под фланцем был проточен на 25 мм вдоль оси. Для обеспечения сборки и разборки соединений гидропрессовым способом на валу были выполнены каналы, а также кольцевая маслораспределительная канавка.
Сравнивали прочность соединений при трех способах сборки: тепловом (с нагревом втулки в электропечи до - 180° С), гидропрессовом и с охлаждением вала в жидком азоте до —196° С. Перед сборкой с нагревом или. охлаждением сопрягаемые поверхности протирали рас - творителями. Независимо от способа сборки минимальная выдержка образцов перед испытанием составляла 24 ч.
Сопрягаемые поверхности образцов окончательно обрабатывали шлифованием (^а=0,32... 1,25 мкм). Шероховатость контролировали профилографом-профи - лометром модели 201 в шести местах: в трех продольных и двух поперечных сечениях.
Осевой натяг регулировали с помощью набора концевых мер, устанавливаемых между торцом втулки к буртом вала. Исходное положение деталей для отсчета S определяли по графику запрессовки образцов с усилиями 77=<p(S) до 8 кН на специальной установке (рис. 2.10). Детали образца 2 с тщательно очищенными поверхностями плавно собирали под действием только - веса втулки, а затем с помощью гидродомкрата 1 к ним ступенчато прилагалось осевое усилие, передаваемое через промежуточную втулку 3 к динамометру сжатия 4 типа ДС-1. Смещение втулки относительно вала при каждой ступени нагружения фиксировалось индикатором с точностью до 0,01 мм. За исходное положение деталей принимался средний результат пяти измерений. Точность отсчета нулевого положения составляла ±0,025 мм, что соответствовало 0,25—1% погрешности замера величины S, которая для опытных образцов находилась в диапазоне 2,5—10 мм.
После изготовления все образцы измеряли. Отклонения угла конуса Д2а=±60" и соответствовали четвертой— восьмой степени точности СТ СЭВ178—75; предельные отклонения продольного сечения и некруг - лости соответствовали шестой степени точности СТ СЭВ636—77.
Качество сопрягаемых поверхностей характеризовалось также распределением посадочных напряжений, по средней величине которых рассчитывали давление в соединениях. Окружные и осевые напряжения фиксировали в семи точках (рис. 2.11). Напряжения измеряли
Деталей при замере осевого натяга Рис. 2.11. Схема расположения тензодатчиков на втулке |
После прочностных испытаний в процессе пятикратной разборки соединений гидропрессовым способом.
Результаты исследований несущей способности конических соединений при кручении и осевом сдвиге представлены в табл. 2.9 и 2.10 и на рис. 2.12. При всех способах сборки крутящие моменты М1!р и усилия распрессовки F, соответствующие начальному сдвигу со - лрягаемых деталей, практически линейно зависят от давлений.
Во всех образцах вследствие систематических погрешностей, вызываемых угловыми отклонениями формы, расчетные давления р* оказались выше расчетно- экспериментальных давлений р. Поэтому сплошные прямые, характеризующие зависимость несущей способности соединений от давлений р, лежат выше штриховых линий, соответствующих давлениям р*. Разница между р* и р для всех образцов составляла 1,9— 19,5 МПа. А усредненная разница в давлениях между - соответствующими прямыми рис. 2.12 составляла 8—•
Способ сборки |
5, ым |
Р. МПа |
М, КН- и |
'кр |
±Л'кр |
Р*. МПа |
С |
Тепловой |
2,66 |
16,1 |
7,64 |
0,267 |
0,033 |
25,9 |
0,165 |
6,80 |
51,8 |
23,23 |
0,250 |
0,015 |
67,2 |
0,192 |
|
2,44 |
19,5 |
8,62 |
0,249 |
0,008 |
24,4 |
0,199 |
|
3,73 |
33,1 |
16,86 |
0,286 |
0,012 |
37,2 |
0,254 |
|
6,61 |
57,9 |
22,54 |
0,219 |
0,031 |
65,6 |
0,195 |
|
7,09 |
61,2 |
26,89 |
0,252 |
0,024 |
70,6 |
0,216 |
|
7,25 |
64,2 |
25,16 |
0,220 |
0,007 |
72,0 |
0,196 |
|
7,17 |
65,6 |
24,57 |
0,219 |
0,006 |
71,4 |
0,193 |
|
9,08 |
84,9 |
35,54 |
0,235 |
0,012 |
90,3 |
0,221 |
|
С охлаждением |
2,50 |
21,3 |
11,66 |
0,309 |
0,041 |
24,6 |
0,268 |
2,75 |
16,1 |
8,53 |
0,286 |
0,040 |
27,1 |
0,178 |
|
5,60 |
49,7 |
22,74 |
0,261 |
0,029 |
55,6 |
0,233 |
|
3,20 |
25,9 |
12,84 |
0,282 |
0,036 |
31,8 |
0,230 |
|
9,00 |
70,2 |
29,99 |
0,242 |
0,023 |
89,3 |
0,195 |
|
7,05 |
64,8 |
26,46 |
0,232 |
0,033 |
70,0 |
0,215 |
|
5,13 |
41,6 |
21,46 |
0,294 |
0,024 |
51,2 |
0,238 |
|
6,00 |
50,7 |
22,05 |
0,249 |
0,017 |
59,5 |
0,210 |
|
Гидропрессовый |
5,01 |
38,3 |
18,17 |
0,270 |
0,023 |
50,2 |
0,206 |
С маслом МС-20 |
7,00 |
59,6 |
21,81 |
0,210 |
0,021 |
69,8 |
0,177 |
5,98 |
51.8 |
19,26 |
0,212 |
0 И8 |
59,2 |
0,186 |
|
8,09 |
71,1 |
24,99 |
0,201 |
0,027 |
81,1 |
0,177 |
|
4,07 |
32,5 |
12,92 |
0,225 |
0,030 |
40,2 |
0,182 |
|
9,73 |
77,3 |
30,59 |
0,226 |
0,038 |
97,8 |
0,179 |
|
7,01 |
59.1 |
23,65 |
0,228 |
0,024 |
70,2 |
0,193 |
|
6,24 |
48,4 |
18,53 |
0,218 |
0,020 |
62,7 |
0,169 |
|
2,64 |
13,4 |
5,82 |
0,222 |
0,026 |
26,5 |
0,125 |
|
Гидропрессовый |
6,12 |
60,6 |
24,50 |
0,228 |
0,005 |
63,7 |
0,218 |
С маслом Т22 |
10,03 |
93,1 |
33,72 |
0,221 |
0,016 |
104,6 |
0,197 |
4,00 |
39,1 |
15,48 |
0,223 |
0,008 |
41,8 |
0,209 |
|
8,56 |
83,1 |
30,33 |
0,206 |
0,015 |
89,6 |
0,191 |
|
4,17 |
39,9 |
18,93 |
0,254 |
0,042 |
43,3 |
0,234 |
|
8,16 |
81,7 |
33,71 |
0,244 |
0,018 |
83,8 |
0,238 |
12 МПа, что равносильно неточности в оценке натяга на 16—24 мкм.
Если продлить прямые Мкр=<р(р) и F=q>(p) на рис. 2.12 вниз, то они, как это принято считать, не попадут в начало координат, а пересекут ее выше в точках М0 и F0. Физический смысл этого факта заключается в том, что для относительного сдвига деталей,
3 Зак. 217
Способ сборки |
S, им |
Р. МПа |
F. кН |
'р |
±Д'р |
Р*. МПа |
|
Тепловой |
3,96 |
33,52 |
302,43 |
0,265 |
0,007 |
41,06 |
0,214 |
4,07 |
36,65 |
415,62 |
0,328 |
0,012 |
42,14 |
0,272 |
|
5,20 |
46,26 |
459,82 |
0,291 |
0,005 |
51,9 |
0,260 |
|
6,08 |
55,17 |
557,13 |
0,301 |
0,003 |
63,01 |
0,265 |
|
6,94 |
62,82 |
596,72 |
0,277 |
0,005 |
71,93 |
0.243 |
|
7,81 |
73,01 |
617,11 |
0,242 |
0,006 |
80,95 |
0,225 |
|
8,22 |
75,26 |
828,00 |
0,316 |
0,009 |
85,06 |
0,281 |
|
9,48 |
92,81 |
716,77 |
0,247 |
0,008 |
98,39 |
0,233 |
|
8,87 |
86,63 |
755,58 |
0,256 |
0,002 |
91,92 |
0,240 |
|
6,80 |
63,50 |
696,00 |
0,317 |
0,003 |
70,76 |
0,286 |
|
С охлаждением |
2,29 |
12,64 |
135,93 |
0,314 |
0,009 |
24,21 |
0,159 |
9,05 |
84,77 |
819,97 |
0,284 |
0,011 |
95,06 |
0,244 |
|
3,49 |
24,70 |
349,86 |
0,356 |
0,010 |
36,75 |
0,269' |
|
4,76 |
41,36 |
486,77 |
0,345 |
0,010 |
50,08 |
0,285 |
|
4,33 |
40,96 |
434,24 |
0,308 |
0,008 |
45,67 |
0,268 |
|
7,03 |
60,17 |
578,20 |
0,281 |
0,002 |
73,60 |
0,221 |
|
3,93 |
22,83 |
267,54 |
0,337 |
0,011 |
41,26 |
0,189 |
|
4,92 |
42,92 |
420,42 |
0,286 |
0,017 |
51,74 |
0,229 |
|
8,05 |
67,3 |
613,48 |
0,270 |
0,003 |
85,16 |
0,204 |
|
Гидропрессовый |
6,08 |
53,12 |
385,92 |
0,216 |
0,013 |
62,62 |
0,181 |
С маслом МС-20 |
8,02 |
77,42 |
619,36 |
0,236 |
0,001 |
83,20 |
0.221 |
10,03 |
89,38 |
732,16 |
0,241 |
0,007 |
103,98 |
0,208 |
|
9,05 |
89,18 |
836,43 |
0,272 |
0,010 |
93,79 |
0,258 |
|
5,02 |
49,20 |
471,38 |
0,284 |
0,003 |
52,04 |
0,260 |
|
7,08 |
67,91 |
546,84 |
0,235 |
0,012 |
73,40 |
0,218 |
|
4,05 |
25,38 |
221,77 |
0,255 |
0,014 |
42,04 |
0,158 |
|
7,05 |
64,78 |
445,70 |
0,212 |
0,003 |
73,21 |
0,193 |
|
9,02 |
80,85 |
754,60 |
0,279 |
0,007 |
93,39 |
0,238 |
Сопряженных с нулевым натягом, всегда требуется определенное усилие на преодоление механического зацепления неровностей. Для образцов Af0=0,8... 1,2 кН-м при кручении, Fo=12... 30 кН при осевом сдвиге. Отмеченное явление подобно сборке цилиндрических соединений с нулевым зазором, при которой в случае р—О также необходимо приложение осевых усилий. Если продлить вниз прямые Л41ф=<р(/?*) и F=q>(p*), то они также не попадут в начало координат, а пересекут ось абсцисс. Это говорит о том, что при измерении S (даже
20 40 60 р, р*; МПа О 28 40 60 Р, р* МПй Рис. 2.12. Зависимость несущей способности конических соединений при крученни и осевом сдвиге от давлений при различных способах сборки: А — тепловая; б — с охлаждением; в — гидропрессовая с маслоы МС-Я |
В исходном положении деталей) в соединениях вследствие погрешностей изготовления преобладают зазоры.
Сопоставляя приведенные в табл. 2.9 и 2.10 значения коэффициентов трения /1>р, /р, соответствующих давлениям р, видим, что при одинаковых условиях опыта наибольшей прочностью обладают соединения, собранные с применением холода. Наименьшие значения коэффициентов трения соответствуют гидропрессовой сборке.
Зависимости коэффициентов трения от давлений при различных способах сборки изображены на рис. 2.13, 2.14. С увеличением давлений от 15 до 100 МПа наблю-
С 20 <TO 60 р;р, МПа Г О го To ВО р-,р*МПа 1
Рис. 2.13. Зависимость коэффициентов треиия при круговом смещении от давления в соединениях, собранных различными способами: В —тепловым; б — с охлаждением; в — гидропрессовым с маслом МС-20; г — Гидропрессовым с маслом Тш
Рис. 2.14. Зависимость коэффициентов треиия при распрессовке от давления в соединениях, собранных разными способами:
А — тепловым; б — с охлаждением; в — гидропрессовым с маслом МС-20
Дается незначительное снижение коэффициентов трения по закону, близкому к линейному. Коэффициенты трения /Кр. /р. соответствующие расчетным давлениям Р*, изменяются аналогично коэффициентам трения fKP, /р, однако они отличаются меньшей величиной и большими разбросами. Учитывая, что несущая способность соединений линейно зависит от давлений, увеличение коэффициентов трения при малых давлениях может быть объяснено тем, что в общем уровне несущей способности соединений значительная доля принадлежит составляющим М0 и F0.
Для практических целей можно принимать коэффициенты трения независимо от давлений. В этом случае средние значения коэффициентов при кручении /кр, /кР„ а также их средние квадратические отклонения ST
'кр
Способ сборки |
'кр |
' кр |
• 'кр 'кр |
SF 'кр |
F кр |
Л'кР |
|
Тепловой |
0,244 |
0,203 |
0,83 |
0,0082 |
0,0088 |
0,019 |
0,020 |
С охлаждением |
6,269 |
0,220 |
0,82 |
0,0102 |
0,0110 |
0,024 |
0,026 |
Гидропрессовый |
0,223 |
0,176 |
0,79 |
0,0067 |
0,0069 |
0,015 |
0,016 |
С маслом МС-20 |
0,022 |
||||||
Гидропрессовый |
0,229 |
0,214 |
0,93 |
0,0075 |
0,0085 |
0,010 |
|
С маслом Т22 |
Таблица 2.12
|
И доверительные границы изменения с вероятно-
'кр
Стью 0,95 приведены в табл. 2.11. При осевом сдвиге аналогичные показатели даны в табл. 2.12. Представленные в табл. 2.9, 2.10 доверительные границы погрешностей отдельных измерений коэффициентов трения Д/Кр, Л/р с вероятностью 0,95 близки к доверительным границам средних значений и, как правило, меньше их. В соединениях, формируемых тепловым способом и с охлаждением, коэффициенты трения при осевом сдвиге в среднем на 17% выше, чем при кручении; в гидропрессовых соединениях — на 11%.
Результаты первой и второй серий испытаний оказались близкими. Разница в средних значениях коэффициентов трения как при тепловом, так и при гидропрессовом способах сборки, а также в соотношениях между ними не превышает 7%.
Как следует из таблиц 2.11, 2.12, при оценке давлений расчетным методом средние значения коэффициентов трения на 7—26% ниже, чем при определении давлений расчетно-экспериментальным методом. Кроме того, /кр, fp отличаются, как правило, большими доверительными границами изменения.
Средние значения коэффициентов трения в соединениях, формируемых с охлаждением, как при кручении, так и при осевом сдвиге на 11% выше, чем при тепловой сборке, а также выше на 21% при круговом и на 27% при осевом смещениях, чем при гидропрессовой сборке с применением авиамасла. Сравнение средних значений по одностороннему критерию Стьюдеита показало, что с вероятностью 0,95 указанное различие в коэффициентах трения является значимым и обусловливается способом сборки.
При сборке соединений гидропрессовым способом по сравнению с тепловым прочность соединений при кручении и осевом сдвиге в среднем снижается на 9%. При этом в отличие от опытов А. Г. Рохлина проведенных на образцах, обработанных точением, влияние вязкости масла на прочность соединения сказывается незначительно. Следовательно, в случае сборки соединений гидропрессовым способом, сопрягаемые поверхности которых обработаны шлифованием (Ra=0,32... 1,25 мкм), независимо от вязкости масел наблюдается удовлетворительное удаление масла из зоны контакта без применения специальных маслоотводящих каналов, что гарантирует сравнительно высокую прочность соединений.