КОЭФФИЦИЕНТЫ ТРЕНИЯ В ЦИЛИНДРИЧЕСКИХ СОЕДИНЕНИЯХ, ФОРМИРУЕМЫХ ТЕРМИЧЕСКИМИ СПОСОБАМИ
Коэффициенты трения в соединениях, формируемых тепловым способом, представлены в табл. 2.4, с применением холода — в табл. 2.5. Для стальных сопрягаемых пар d>50 мм, обрабатываемых шлифованием или чистовым точением, коэффициенты трения на осевой сдвиг составляют: при тепловой сборке fP=0,228...0,454; при сборке с охлаждением fp=0,314...0,535. В сравнении с соединениями, формируемыми механическим способом, применение термических способов сборки способствует
D, |
Материал, обработка |
Коэффициент трення |
Исследматель, источник |
|
Мм |
Втулки |
«ала |
||
150 |
Сталь, чистовое растачивание |
Сталь, шлифование |
/кр = 0,248; /кр. у = 0,208 |
[44] |
18 |
Сталь 35, 40, НВ 2200 Н/мм2, развертывание |
Сталь 35, 40, НВ 1880 Н/мма, шлифование |
/р = 0,35 . . .0,395; /р. У = 0,15. . .0,155 |
Васильев [44] |
48 |
Сталь ОсВ; расточка (Ra = 5 мкм) |
Сталь 45Г накатка с последующим шлифованием (Ra = — 1,25 мкм) |
'окр = —50°С, /р = 0,228. . .0,370/0,314; 'окр = 50°С, /р = 0,291 . . .0,454/0,329; П = 9. /окр = 20"С, /р = 0,368. . .0,329/0,349 |
Андреев [1] |
30 |
Сталь 38ХС; улучшение, НВ 3400 Н/мм |
Сталь 18Х2Н4МА; цементация и закалка до HRC 58—59; шлифование (Ra = 0,63 - г - 2,5^ мкм) |
/р = 0,22 . . .0,39/0,29; л =12 |
Виноградов [13] |
Сталь 18Х2Н4МА, НВ 2200 Н/мм2; шлифование (Ra = = 0,63-s-2,5 мкм) - |
/р = 0,35 . . .0,55/0,49; П = 6 J |
|||
140 |
Сталь 30, НВ 1740 Н/мм2; шлифование (Ra —1,25 мкм) |
Сталь 30, НВ 1740 Н/мм2; шлифование (Ra = 1,25 мкм) |
/р = 0,345; /р. у = 0,146; п = 5 |
Бобровников [8] |
100 |
Сталь 30, НВ 1740 Н/мм®, шлифование (Ra — 1,25 мкм) |
Сталь 30, НВ 1740 Н/мма; шлифование (Ra = 1,25 мкм) |
/р = 0,230; /р.у = 0,156; п = 5 |
|
80 |
Сталь 40, НВ 1920 Н/мм2; шлифование (Ra = 1,25 мкм) |
Чугун СЧ 28—48, НВ 2120 Н/мм2 |
/р = 0,279; /р. у =0,139; ге = 5 |
Примечание. /окр — температура окружающей среды при испытаниях; п — число опытов. |
Ta |
Блица |
|||
D, MM |
Материал, обработка |
Коэффициент трения |
Исследователь, источник |
|
Втулки |
Вала |
|||
18 |
Сталь 35, 40, НВ 2200 Н/мма; развертывание |
Сталь 35, 40, ИВ 1380 Н/мм2; шлифование |
Fp = 0,14 . . .0,40, /р. у = 0,065. . .0,16 |
Васильев [44] |
60 |
Сталь (Ra = 5 мкм) |
Сталь (Ra = 5 мкм) |
/_ = 0,38 . . .0,45, /р.;=0,17. . .0,19 |
Марьяновский, Вагман [35] |
Сталь (Ra = 1,25 мкм) |
Сталь (Ra — 2,5 мкм) |
/р = 0,28 . . .0,34, /р. у =0,15. . .0,17 |
||
140 100 |
Сталь 30, шлифование (Ra = 1,25 мкм) |
/р = 0,370, /р. у = 0,158; П = 5 |
Бобровников [8-10] |
|
/р = 0,290, /р.у = 0,168; П— 5 |
||||
90 |
Сталь ОсВ сгв = 643 МПа; чистовая токарная обработка (Ra = 2 . . . 2,5 мкм) |
/р = 0,314 . . .0,535/0,420 /р. у = 0,172. . .0,284/0,238; л = 6 |
||
80 |
Сталь 40, И В 1920 Н/мм» |
Чугун СЧ 28—48, И В 2120 Н/мм2 |
/р = 0,209, /р.у = 0,103; П = 5 |
|
50 |
Сталь 50; нормализация, развертывание (Ra = = 1,1. . .1,8 мкм) |
Сталь 50; точение (Ra = = 1,1. . . 1,8 мкм) |
/р = 0,35, /р. у = 0,18; п = =5 |
Бобровников [£-10] |
40 |
Сталь 40, НВ 1920 Н/мм2; шлифование (Ra= = 1,25 мкм) |
Бронза БрАЖ9-4, НВ 1380 Н/мм2; шлифование (Ra = 1,25 мкм) |
/р = 0,275, /р.у = 0,148; П = 5 |
|
50 |
Сталь 50; нормализация, шлифование (Ra = 1,25 мкм) |
/кр = 0,235; л = 5 |
Повышению коэффициентов трения на осевой сдвиг более чем в 2 раза.
При сравнительных испытаниях натурных соединений колесных пар прочность соединения при тепловой •сборке на осевой сдвиг была в 1,84—4,15 раза выше, •чем при механической. Результаты испытаний двух партий образцов (по 9 штук в каждой партии) D= =48 мм и D=58 мм, формируемых соответственно тепловым и механическим способами, показали (см. табл. 2.2, 2.4), что при одном и том же материале и единой технологии изготовления коэффициенты трения в соединениях при тепловой сборке в среднем в 2,45 раза выше, чем при механической.
Наглядная зависимость прочности соединений от >способа сборки продемонстрирована Г. А. Бобровнико - вым [8]. Результаты его опытов на образцах с различными посадочными диаметрами, формируемых под прессом, с нагревом и с охлаждением помещены в табл. 2.2, 2.4, 2.5. При прочих равных условиях коэффициенты трения в тепловых посадках с сопрягаемыми стальными парами выше, чем в прессовых: в 2,3 раза на образцах
140 мм; в 2,1 раза при D—100 мм и в 1,95 раза при £/=50 мм. Для соединений сталь 40 — чугун СЧ 28—48 D=80 мм указанное соотношение составляет 1,93. Б свою очередь, прочность посадок, формируемых с применением холода, в среднем на 10—15% выше тепловых при одних и тех же условиях опыта.
При термических способах сборки прочность соединений на круговой сдвиг также возрастает. При тепловой сборке коэффициенты трения при круговом сдвиге по отношению к механической в среднем возрастают в 1,7 раза [1], в посадках с охлаждением — в 2 раза [8].
Причины отмеченной разницы в прочности соединений, формируемых под прессом и термическими способами, выявлены в процессе металлографических исследований зон контакта сопрягаемых поверхностей [1, 8]. При сборке под прессом происходит срез микронеровностей сопрягаемых поверхностей и взаимное внедрение более крупных неровностей, в результате образуется неравномерное прилегание поверхностей с наличием ■участков с зазорами и повышенной пластической деформацией поверхностных слоев металла, зачастую сопровождаемой микротрещинами или отрывами микрочастиц
Ъ2 Металла. При тепловой сборке соединений характерно плотное и равномерное прилегание сопрягаемых поверхностей с отсутствием задиров и пластических деформаций в зонах контакта, что в сравнении с соединениями, собираемыми механическим способом, существенно повышает фактическую площадь контакта, следовательно, и их прочность.
В работе [35] высокая прочность соединений, собранных путем охлаждения вала, объясняется лишь сохранением исходного натяга. Действительные причины этого явления вскрыты при металлографических исследованиях характера взаимодействия контактируе - мых поверхностей [8]. Установлено, что в процессе сборки с охлаждением в зоне контакта происходят физико-механические процессы, обусловленные временным повышением механических свойств стали при низких температурах. В момент сборки микронеровности вала, обладая большой твердостью, внедряются во втулку, вызывая переформирование микропрофиля и увеличение площади контакта. Разрушение такого соединения в отличие от соединения, собранного тепловым способом, требует дополнительных усилий для одновременного среза микронеровностей вала.
Прочность соединений, осуществляемых с Применением холода, заметно зависит от шероховатости охватываемой поверхности. Выбор оптимальных параметров шероховатости при распрессовке образцов рассмотрен в работе [36]. При сборке с охлаждением наибольшей прочностью на осевой сдвиг обладают соединения, у которых втулки шлифованы (Ra = 1,25 мкм), а валы имеют микронеровности Ra=2,5... 5 мкм, полученные путем обработки резцами, имеющими задний и вспомогательные углы в плане (p=qpi = 30°.
Разброс прочности «Единений при изменении параметра шероховатости в диапазоне ^?а = 0,16... 5 мкм достигает 60%.