Экспериментальная проверка закона изменения давления по длине соединения с разными углами сопрягаемых конусов
Приведенные выше аналитические связи между несущей способностью соединения и отклонениями его параметров предполагают линейный закон изменения давления по его длине при разных углах уклона сопрягаемых конусов. Проверка этого предположения была проведена параллельно с испытанием статической прочности образцов, углы уклона которых тщательно обмеряли. Суть проверки состояла в сопоставлении экспериментально замеренных окружных посадочных напряжений на внешней поверхности втулки, характер изменения которых по длине аналогичен изменению давления, с напряжениями, рассчитанными по зависимостям Ляме с учетом замеренных угловых отклонений конусов.
Используя уравнения (5.7), получили расчетные напряжения at п на произвольной длине х, отсчитываемой от торца втулки, где больший натяг можно выразить следующей зависимостью:
Otn = 2А [S tg cci - Х (tg ai - tg се,)]. (5.20) —K
После подстановки a, = a - f - Ac^ и = a -+ Ae^ и преобразований с учетом малых угловых отклонений эта зависимость упростится:
Otn = or;„[l - ^ (Acq - Aa2)] , (5.21)
Где <Т/П —---------- 2/4S tg а— расчетные напряжения на внешней
1
Поверхности втулки при идеальном исполнении углов конусов, Д«1, Да* — отклонения углов, рад.'"
Если Aai и Даг задаются в секундах, получим
От = а',п [1----------- (Да, - Дед 5 • Ю"»]. (5.22)
Зависимости (5.21) и (5.22) отражают линейный закон изменения давления по длине соединения. Наклон прямой помимо абсолютных значений угловых отклонений зависит еще и от их знака. Наибольшее снижение напряжений по длине соответствует угловым отклонениям разного знака. При одинаковых отклонениях одного знака напряжения по длине будут постоянными.
Для сопоставления расчетных и опытных напряжений взяли две партии образцов: первая партия состояла из 10 образцов со значительными отклонениями углов конусов, вторая — из 4 образцов, подобранных с почти равными угловыми отклонениями. При этом действительные значения наибольшего D' и наименьшего D" посадочных диаметров по краям соединения, осевых натягов, угловых отклонений и соответствующих им напряжений, рассчитанных с учетом переменнвго посадочного диаметра, представлены в табл. 5.1. Графическое распределение расчетных напряжений и найденных экспериментальным путем приведено на рис. 5.15. За счет погрешности формы характер изменения опытных напряжений несколько отличается от линейной зависимости. Это влияние в значительной мере можно исключить, если к опытным кривым напряжений провести прилегающие прямые. В этом случае для обоих групп образцов наблюдается удовлетворительное совпадение расчетных прямых напряжений и прилегающих прямых к опытным кривым. Некоторое несоответствие между этими прямыми — результат погрешностей измерения угловых отклонений конусов и посадочных напряжений. Следовательно, сделанное нами допущение о линейном законе изменения давления при угловых отклонениях конусов является справедливым.
Образец |
D', Л" |
S |
А а |
|||
Мы |
Вала |
■тулки |
МПа |
|||
Loc |
99,70, 97,30 |
2,47 |
—33,5 |
—8,0 |
51,9 50,1 |
23.0 50.1 |
Зое |
99,70, 97,30 |
3,58 |
—32,0 |
—2,0 |
76.4 73.5 |
36,8 73,5 |
8ос |
99,80, 97,40 |
3,99 |
—40,0 |
4,0 |
83,3 81,3 |
28,4 81,3 |
Эос |
99,80, 97,40 |
4,98 |
-40,0 |
—5,0 |
103,4 100,9 |
47,0 100,9 |
17ос |
99,70, 97,30 |
3,03 |
—20,0 |
25,0 |
64,7 62,2 |
6,9 62,2 |
19ос |
99,80, 97,40 |
4,69 |
—32,0 |
6,0 |
98,0 96,0 |
14,7 96,0 |
Lloc. 1 |
100,00, 97,60 |
6,05 |
3,0 |
27,5 |
126.4 123.5 |
84,8 123,5 |
16ос. 1 |
99,90, 97,50 |
4,70 |
-1,0 |
25,5 |
99,3 97,0 |
51,2 97,0 |
17ос.1 |
99,90, 97,50 |
4,30 |
-7,5 |
40,0 |
89,3 87,2 |
21,6 87,2 |
20ос. 1 |
99,90, 97,50 |
4,30 |
—11,0 |
35,0 |
84,8 82,8 |
20,9 82,8 |
20кр. 1 |
99,80, 97,40 |
10,1 |
—1 |
—1 |
211,1 206,3 |
211,1 206,3 |
12кр 1 |
99,90, 97,50 |
3,04 |
—2 |
-0,5 |
63,7 62,2 |
62,2 62,2 |
14кр. 1 |
99,9, 97,5 |
8,06 |
—0,5 |
-0,5 |
168,4 164,8 |
168,5 164,2 |
18кр. I |
100,00, 97,50 |
6,62 |
—2 |
-1.5 |
138,3 134,9 |
137,1 134,9 |
Рис. 5.15. Изменение по длине соединений опытных (1) и расчетных (2) посадочных напряжений atB на внешней поверхности втулки для образцов со значительными отклонениями углов конуоо»: А — 16ос.1; б —17ос; в — 19ос; г— 17ос1; в — Пн.1; е — 20ос1; • малыми отклонениями углов конусов; ж ■— 20кр,1; з — 12кр.1; и — Нкр.1; к — 1»нр.1