Социально-экономическая статистика
Статистика бюджетов домашних хозяйств
Одним из важнейших источников статистической информации о жизненном уровне населения являются бюджетные обследования домашних хозяйств. До 1995 г. включительно инструментарий таких обследований состоял из семи форм: ф. № 1 «Бюджет домашнего хозяйства»; ф. №3 «Оборот скота, птицы, пчел и их продуктивность в домашнем хозяйстве»; ф. №4 «Характеристика земельного участка, принадлежащего домашнему хозяйству»; ф. №5 «Характеристика жилищных условий домашнего хозяйства»; ф. №6 «Наличие предметов культурно-бытового назначения длительного пользования в домашнем хозяйстве»; ф. №7 «Общие сведения о домашнем хозяйстве»; ф. №8 «Отчет об общественном питании в столовой, буфете и детском учреждении». Эти формы в совокупности позволяли получить всестороннюю информацию о жизненном уровне населения, однако были излишне громоздкими и содержали свыше 6 тыс. различных показателей, что делало весьма трудоемким их заполнение.
С переходом российской статистики на международные стандарты учета и отчетности возникла острая необходимость в коренных изменениях методологии проведения бюджетных обследований. В настоящее время такие обследования призваны решать следующие задачи:
1) характеризовать величину и структуру доходов и расходов различных социально-профессиональных групп населения в территориальном разрезе;
2) получать данные о распределении доходов населения и об уровне бедности, отражать жилищные условия населения и его обеспеченность предметами культурно-бытового назначения длительного пользования;
3) обеспечивать получение данных, необходимых для характеристики производственной деятельности домашних хозяйств (в личном подсобном хозяйстве);
4) отражать влияние на жизненный уровень населения социально-экономических мероприятий, проводимых органами власти;
5) обеспечивать необходимую информацию для расчета индекса потребительских цен;
6) представлять информацию для составления счетов сектора домашних хозяйств в системе национальных счетов.
Бюджетные обследования российской статистики основаны на репрезентативной выборке во всех национально-территориальных образованиях. Общее число домашних хозяйств, охваченных обследованиями, составляет около 50 тыс. Однако в выборку не попадают семьи работников Министерства обороны, МВД, ФСБ,
ФАПСИ и подобных учреждений. Выборка осуществляется комбинированным способом, сочетая территориальный и отраслевой принципы. Число бюджетов семей, отобранных для обследования, распределяется по отраслям и регионам страны пропорционально численности занятых в общественном производстве. В выборку попадают лица, занятые во всех отраслях экономики, а также лица пенсионного возраста.
В дальнейшем по мере стабилизации работы налоговых органов будет возможным привлекать данные налоговой статистики для определения совокупных доходов граждан России.
Следует подчеркнуть, что совокупные доходы определяются на валовой основе, т. е. до вычета различных обязательных и добровольных платежей (федеральных и местных налогов и сборов, штрафов, пеней, компенсаций и т. п.). Доходы регистрируются по дате начисления, а не по дате фактического платежа, что позволяет увязать их с другими обобщающими экономическими показателями, а также с данными налоговых органов.
Для адаптации бюджетных обследований к изменившейся экономической ситуации с 1 января 1996 г. вместо вышеуказанных семи форм были введены две формы: ф. № 1 «Бюджет домашнего хозяйства» и ф. №2 «Производство сельскохозяйственной продукции в домашних хозяйствах». Это дало возможность резко сократить количество отчетных позиций, сохранив при этом основной массив информации.
Ф. №1 позволяет получить основные сведения об обследуемом домашнем хозяйстве (территория, тип населенного пункта, число лиц, проживающих в хозяйстве), при этом члены домохозяйства группируются по полу, возрасту и положению в занятии: работающие, в том числе пенсионеры; неработающие пенсионеры; стипендиаты; прочие члены домашнего хозяйства.
Денежные доходы объединены в два раздела: «Денежные доходы и оплата труда»; «Доходы от предпринимательской деятельности и пенсии». Основными показателями денежных доходов в бюджетной статистике служат оплата труда, пенсии и доходы от предпринимательской деятельности. Оплата труда включает: заработную плату; денежные и натуральные доходы в коллективных хозяйствах, объединениях и обществах, а также доходы наемных работников в фермерских хозяйствах; гонорары, чаевые и другие виды доходов от трудовой деятельности. В составе пенсий выделяются пенсии по старости, по инвалидности, за выслугу лет, по случаю потери кормильца и социальные пенсии. Доходы от предпринимательской деятельности состоят из прибыли, доходов от индивидуальной трудовой деятельности, доходов фермеров и лиц свободных профессий.
Помимо этих основных источников в состав денежных доходов входят: стипендии; пособия (из фонда социального страхования, на детей, по безработице, прочие); компенсационные выплаты и льготы, благотворительная помощь; дивиденды и другие доходы от ценных бумаг; доходы от сдачи в аренду земли, недвижимости и предметов культурно-бытового назначения длительного пользования; поступления от страхования; поступления от продажи земли, недвижимости, продуктов питания, скота и другого имущества; алименты; поступления с банковских счетов, включая проценты и выигрыши по вкладам; доходы от продажи акций, других ценных бумаг и иностранной валюты; прочие доходы. Появление большинства этих позиций в программе бюджетных обследований отражает реальные изменения, происшедшие в экономической ситуации России.
Все доходы в бюджетных обследованиях сгруппированы по двум признакам: по статусу занятости лица, получающего доход, и по форме собственности, к которой принадлежит основное место работы этого лица.
По статусу занятости все лица, получающие доход, делятся на следующие группы:
• наемные работники, включая гражданских лиц и военнослужащих;
• работодатели;
• члены коллективных сельскохозяйственных и прочих предприятий;
• лица, работающие на индивидуальной основе в различных отраслях экономики;
• лица без определенного статуса.
По форме собственности выделяются лица, занятые в государственном, муниципальном, частном и иностранном секторах, а также в общественных организациях и предприятиях смешанных форм собственности.
Приведенные группировки позволяют дать более глубокий качественный анализ процессу дифференциации населения по уровню доходов.
Характеристика расходов населения содержится в разделах «Приобретение одежды, белья, тканей и обуви» (здесь выделяются 22 товарные позиции), «Приобретение предметов длительного пользования» (47 позиций), «Покупка средств личной гигиены, парфюмерии, медикаментов, топлива, строительных материалов и других товаров» (39 позиций), притом потребление населения рассматривается по источникам приобретения с выделением покупок в государственной, кооперативной и частной торговле.
Что касается продуктов питания, то информация в бюджетных обследованиях построена по балансовому принципу: по всем выделенным продуктам питания (72 позиции, кроме того, пиво и 4 позиции алкогольных напитков — всего 77 видов продуктов питания) приводятся данные, характеризующие их запасы на начало периода, поступления в виде купли и собственного производства, поступление из переработки и прочие поступления. Использование продуктов питания отражается при помощи показателей: израсходовано на личное потребление, на корм скоту, продано, отдано в переработку, потери, прочий расход. Балансирующей позицией является наличие продуктов питания на конец года, которая рассчитывается как наличие на начало года, плюс поступление, минус выбытие. Это позволяет дать детальную характеристику источникам пополнения и направлениям использования продуктов питания в хозяйствах населения.
В последнее время важным направлением анализа данных бюджетных обследований стал анализ динамики расходов населения на оплату услуг и их доли в общем объеме денежных расходов. В программе бюджетных обследований все услуги делятся на личные и производственные. В составе личных услуг выделяются: оплата жилья и жилищно-коммунальных услуг; изготовление одежды, обуви, мебели, металлоизделий; ремонт квартир, хозяйственных построек, ремонт и строительство домов; ремонт потребительских товаров длительного пользования; прочие бытовые услуги (бань, прачечных, прокатных пунктов и др.). Сюда же относятся услуги: культурно-просветительские, образовательные, пассажирского транспорта, связи, другие социальные услуги (здравоохранения, дошкольных детских учреждений, посреднические, юридические и т. п.).
Производственные услуги, потребленные населением, представляют собой оплату труда наемных работников по ведению производственной деятельности; плату за обработку земли, переработку сельскохозяйственных продуктов, за ремонт сельхозинвентаря и Т. Д.
Помимо вышеперечисленных затрат денежные расходы населения включают ряд обязательных и добровольных платежей, которые отражаются в разделе «Денежные расходы». К ним относятся расходы на приобретение скота, птицы, пчел, недвижимости, включая жилье, а также обязательные платежи (подоходный налог, алименты, возмещение убытков, штрафы, пени) и добровольные (членские взносы, страховые взносы, благотворительность, гуманитарная помощь и т. п.), денежные вклады в финансовые учреждения, расходы на покупку акций, других ценных бумаг и валюты, возврат кредитов с процентами.
Большое значение для характеристики жизненного уровня населения имеют разделы «Жилищные условия семьи» и «Наличие предметов культурно-бытового назначения».
Для характеристики жилищных условий населения программа бюджетных обследований содержит следующие показатели: общая и жилая площадь, количество комнат, число проживающих, принадлежность и вид жилого помещения, благоустройство жилья, наличие второй резиденции (дача или дом в сельской местности).
Что касается предметов культурно-бытового назначения, то при обследовании указывается наличие конкретных видов этих предметов (холодильники, телевизоры, пылесосы и др.) на конец года.
Дополнительно к ф. №1 составляется ф. №2 «Производство сельскохозяйственной продукции в хозяйствах производителей». Она содержит характеристику основного элемента имущества населения — земельного участка: его размер в м2, а также направление использования (постройки, сад, огород, цветник и т. д.). Кроме того, при обследовании указываются сбор сельскохозяйственных и плодово-ягодных культур, производство продукции животноводства — мяса от убоя скота и птицы и продукции, полученной в процессе хозяйственного использования животных (молоко, яйца, мед, шерсть). В качестве важного источника доходов домохозяйства учитывается продажа продукции земледелия (23 позиции) и продукции животноводства (20 позиций).
На основании полученных данных создается полная картина экономической деятельности домохозяйства. Поэтому при правильном формировании выборочной совокупности, при обеспечении ее репрезентативности бюджетные обследования населения представляют информацию первостепенной важности для характеристики жизненного уровня населения.