Социально-экономическая статистика

Система показателей результатов экономической деятельности

Система показателей результатов экономической деятельности

6.1. Понятие результатов экономической деятельности

Конечным результатом функционирования экономики любой страны является производство материальных благ (продуктов) и оказание материальных и нематериальных услуг.

Для учета результатов труда в отраслях производства матери­альных благ и в отраслях производства услуг используются следу­ющие понятия.

Продукты — результаты труда, имеющие материально-веще­ственную форму (включая энергию).

Услуги — результаты деятельности, удовлетворяющие опреде­ленные личные и общественные потребности, но не воплощаю­щиеся в материальных продуктах. Сюда входят услуги как нема­териального, так и материального характера.

Производитель может также создавать какую-либо услугу для собственного потребления при условии, что такая деятельность не может выполняться другими. В соответствии с этим принци­пом занятие спортом и удовлетворение физиологических потреб­ностей не включаются в состав производственной деятельности.

Товары — продукты и услуги, обычно предназначенные для про­дажи на рынке по цене, покрывающей издержки их производства.

Условно исчисленная продукция финансовых посредников и условно исчисленная стоимость проживания в собственном жи­лище рассматриваются по соглашению как товары. Они составля­ют большую часть общего объема производимых продуктов и ус­луг и в основном производятся отраслями сферы производства материальных благ. Некоторое количество товаров может произ­водиться органами государственного управления и частными не­коммерческими организациями.

Товары представляют собой блага и услуги, на которые могут быть распространены права собственности. Они должны обладать
способностью удовлетворять потребности, существующий на них спрос. Право собственности на какой-либо товар может переда­ваться от одной институциональной единицы к другой посред­ством участия в сделках по купле-продаже.

Обмен правом собственности на какой-либо товар является деятельностью, отделенной от производства. Один и тот же про­дукт может быть куплен и продан любое количество раз после того, как произведен. Такое отделение производства от последую­щего обмена является экономически важной характеристикой продукта, не свойственной большинству услуг.

Услуги как результаты экономической деятельности имеют свою специфику. Они не существуют как отдельные экономичес­кие объекты, на которые могут быть распространены права соб­ственности и которые могут быть проданы отдельно от производ­ства; услуги не проходят процесс обращения, не накапливаются, как продукты; их производство совпадает со временем потребле­ния. Это касается в первую очередь нематериальных услуг.

Переход отечественной статистики на международную мето­дологию обусловил учет услуг в объеме валового внутреннего про­дукта. В связи с этим перед статистикой услуг возникает ряд ме­тодологических проблем. Их решение связано с уточнением самого понятия «услуга», с разработкой современного классификатора услуг, методики оценки вклада сферы услуг в создание ВВП, а также методики расчета валового выпуска, промежуточного по­требления и добавленной стоимости в отраслях и секторах этой сферы с учетом функционирования теневой экономики.

В развитых странах производством различного рода услуг занято 2/3 активного населения. В ВВП США услуги составляют около 75%. В ВВП России в 1999 г. доля услуг в действующих ценах превысила 50%. О соотношении производства продуктов и услуг в 1992—1997 гг. свидетельствует диаграмма, представленная на рис. 6.1.

Проблема сводной характеристики деятельности сферы услуг связана с разнообразием услуг, спецификой и разноаспектностью видов деятельности, объединяемых этой сферой, что затрудняет сводку показателей результатов ее функционирования. Развитие рыночных отношений и предпринимательской деятельности ус­ложнило получение информации об объеме произведенных услуг и связанных с ними доходов части производителей, что вызывает необходимость досчета данных об объеме производства услуг, получаемых официальной государственной статистикой.

46,2

41,7

52,0

46,8

48,4

□ Производство продуктов

□ Производство услуг

□ Чистые налоги

43,1

11,5

8,5

зз:

1992 1996 2000

Система показателей результатов экономической деятельности

Рис. 6.1. Структура ВВП России (% к итогу)

Интересы развернутой и всесторонней характеристики произ-
водимых услуг требуют их рассмотрения в различных аспектах и

группировках (рис. 6.2).

В рыночной экономике принципиальным является деление услуг на рыночные и нерыночные:

• рыночные услуги оказываются за плату по ценам, покрываю­щим издержки, приносят прибыль, в этом случае приравнивают­ся к любому другому товару. Итак, рыночные услуги — те, что являются объектом купли-продажи и произведены единицами, из­держки которых покрываются целиком или в значительной мере за счет выручки от реализации услуг и обеспечивают прибыль;

• нерыночные услуги оказываются бесплатно или по ценам, не покрывающим затрат, связанных с их производством. Как прави­ло, нерыночными являются социально ориентированные услуги, дотируемые из бюджета или оказываемые общественными орга­низациями, например партиями или профсоюзами. Потребляют­ся такие услуги либо обществом в целом, либо домашними хозяй­ствами.

Нерыночные услуги — услуги государственных учреждений и общественных организаций, относящиеся к их текущему потреб­лению и предоставляемые бесплатно или по экономически не­значимым ценам.

В рыночной экономике практически все виды услуг могут ока­зываться за плату, бесплатно или за частичную плату (на льгот­ных условиях). Исключение составляют услуги органов управле­ния (включая оборону и правоохранительные органы), а также услуги некоммерческих организаций, обслуживающих домашние хозяйства (церкви, благотворительные учреждения), которые все­гда оказываются бесплатно.

Деление услуг на платные и бесплатные вызывает необходи­мость определения четкой границы между ними. Платными счита­ются все услуги, которые реализуются по экономически значимым ценам. Экономически значимой ценой считается такая цена, кото­рая покрывает не менее 50% издержек на оказание данной услуги.

Социально-экономическая статистика

Личные и бизнес аккаунты в социальных сетях

Существует много путаницы в том, как отделить личные данные от бизнес-аккаунтов в социальных сетях. Большая часть неопределенности связана с созданием страниц Facebook, но многие люди также используют социальные сети, такие …

Глоссарий

Баланс народного хозяйства (balance of economy national) — вза­имосвязанная система балансовых таблиц, которую составляло ЦСУ СССР вплоть до конца 80-х годов XX столетия. БНХ харак­теризовал процесс воспроизводства совокупного общественного продукта …

Статистические показатели условий жизни, труда и отдыха

Наряду с показателями материального благосостояния жиз­ненный уровень населения характеризуют показатели, отражаю­щие общую ситуацию, обусловливающую уровень жизни. К ним относятся показатели: • состояния окружающей среды; • криминогенной обстановки; • условий труда; …

Как с нами связаться:

Украина:
г.Александрия
тел./факс +38 05235  77193 Бухгалтерия
+38 050 512 11 94 — гл. инженер-менеджер (продажи всего оборудования)

+38 050 457 13 30 — Рашид - продажи новинок
e-mail: msd@msd.com.ua
Схема проезда к производственному офису:
Схема проезда к МСД

Партнеры МСД

Контакты для заказов шлакоблочного оборудования:

+38 096 992 9559 Инна (вайбер, вацап, телеграм)
Эл. почта: inna@msd.com.ua