Социально-экономическая статистика
Система показателей результатов экономической деятельности
6.1. Понятие результатов экономической деятельности
Конечным результатом функционирования экономики любой страны является производство материальных благ (продуктов) и оказание материальных и нематериальных услуг.
Для учета результатов труда в отраслях производства материальных благ и в отраслях производства услуг используются следующие понятия.
Продукты — результаты труда, имеющие материально-вещественную форму (включая энергию).
Услуги — результаты деятельности, удовлетворяющие определенные личные и общественные потребности, но не воплощающиеся в материальных продуктах. Сюда входят услуги как нематериального, так и материального характера.
Производитель может также создавать какую-либо услугу для собственного потребления при условии, что такая деятельность не может выполняться другими. В соответствии с этим принципом занятие спортом и удовлетворение физиологических потребностей не включаются в состав производственной деятельности.
Товары — продукты и услуги, обычно предназначенные для продажи на рынке по цене, покрывающей издержки их производства.
Условно исчисленная продукция финансовых посредников и условно исчисленная стоимость проживания в собственном жилище рассматриваются по соглашению как товары. Они составляют большую часть общего объема производимых продуктов и услуг и в основном производятся отраслями сферы производства материальных благ. Некоторое количество товаров может производиться органами государственного управления и частными некоммерческими организациями.
Товары представляют собой блага и услуги, на которые могут быть распространены права собственности. Они должны обладать
способностью удовлетворять потребности, существующий на них спрос. Право собственности на какой-либо товар может передаваться от одной институциональной единицы к другой посредством участия в сделках по купле-продаже.
Обмен правом собственности на какой-либо товар является деятельностью, отделенной от производства. Один и тот же продукт может быть куплен и продан любое количество раз после того, как произведен. Такое отделение производства от последующего обмена является экономически важной характеристикой продукта, не свойственной большинству услуг.
Услуги как результаты экономической деятельности имеют свою специфику. Они не существуют как отдельные экономические объекты, на которые могут быть распространены права собственности и которые могут быть проданы отдельно от производства; услуги не проходят процесс обращения, не накапливаются, как продукты; их производство совпадает со временем потребления. Это касается в первую очередь нематериальных услуг.
Переход отечественной статистики на международную методологию обусловил учет услуг в объеме валового внутреннего продукта. В связи с этим перед статистикой услуг возникает ряд методологических проблем. Их решение связано с уточнением самого понятия «услуга», с разработкой современного классификатора услуг, методики оценки вклада сферы услуг в создание ВВП, а также методики расчета валового выпуска, промежуточного потребления и добавленной стоимости в отраслях и секторах этой сферы с учетом функционирования теневой экономики.
В развитых странах производством различного рода услуг занято 2/3 активного населения. В ВВП США услуги составляют около 75%. В ВВП России в 1999 г. доля услуг в действующих ценах превысила 50%. О соотношении производства продуктов и услуг в 1992—1997 гг. свидетельствует диаграмма, представленная на рис. 6.1.
Проблема сводной характеристики деятельности сферы услуг связана с разнообразием услуг, спецификой и разноаспектностью видов деятельности, объединяемых этой сферой, что затрудняет сводку показателей результатов ее функционирования. Развитие рыночных отношений и предпринимательской деятельности усложнило получение информации об объеме произведенных услуг и связанных с ними доходов части производителей, что вызывает необходимость досчета данных об объеме производства услуг, получаемых официальной государственной статистикой.
46,2 |
41,7
52,0 |
46,8 |
48,4 |
□ Производство продуктов □ Производство услуг □ Чистые налоги |
43,1 |
11,5 |
8,5 |
1992 1996 2000
Рис. 6.1. Структура ВВП России (% к итогу) |
Интересы развернутой и всесторонней характеристики произ- группировках (рис. 6.2). |
В рыночной экономике принципиальным является деление услуг на рыночные и нерыночные:
• рыночные услуги оказываются за плату по ценам, покрывающим издержки, приносят прибыль, в этом случае приравниваются к любому другому товару. Итак, рыночные услуги — те, что являются объектом купли-продажи и произведены единицами, издержки которых покрываются целиком или в значительной мере за счет выручки от реализации услуг и обеспечивают прибыль;
• нерыночные услуги оказываются бесплатно или по ценам, не покрывающим затрат, связанных с их производством. Как правило, нерыночными являются социально ориентированные услуги, дотируемые из бюджета или оказываемые общественными организациями, например партиями или профсоюзами. Потребляются такие услуги либо обществом в целом, либо домашними хозяйствами.
Нерыночные услуги — услуги государственных учреждений и общественных организаций, относящиеся к их текущему потреблению и предоставляемые бесплатно или по экономически незначимым ценам.
В рыночной экономике практически все виды услуг могут оказываться за плату, бесплатно или за частичную плату (на льготных условиях). Исключение составляют услуги органов управления (включая оборону и правоохранительные органы), а также услуги некоммерческих организаций, обслуживающих домашние хозяйства (церкви, благотворительные учреждения), которые всегда оказываются бесплатно.
Деление услуг на платные и бесплатные вызывает необходимость определения четкой границы между ними. Платными считаются все услуги, которые реализуются по экономически значимым ценам. Экономически значимой ценой считается такая цена, которая покрывает не менее 50% издержек на оказание данной услуги.