Социально-экономическая статистика
Показатели конечного потребления
Конечное потребление группируется по принципу «кто финансирует расходы» и включает:
• расходы на конечное потребление домашних хозяйств;
• расходы на конечное потребление общего государственного управления;
• расходы на конечное потребление некоммерческих организаций, обслуживающих домашние хозяйства.
Расходы на конечное потребление домашних хозяйств включают:
• покупки потребительских товаров (кроме домов и квартир) в частной (кроме городских рынков), кооперативной и государственной торговле;
• покупки потребительских товаров на городском рынке;
• покупки потребительских услуг и услуги, произведенные домашними хозяйствами для собственного потребления;
• товары, произведенные домашними хозяйствами для собственного конечного потребления;
• товары, полученные домашними хозяйствами в натуральной форме в качестве оплаты труда.
Розничный товарооборот является основным источником покупки потребительских товаров домашними хозяйствами. Общая сумма розничного товарооборота государственной и кооперативной торговли, включая общественное питание, оборот потребительской кооперации и продажу кооперативами и малыми предприятиями, берется по данным статистики торговли и услуг из итогов разработки годовых отчетов розничной торговли. Из товарной структуры розничного товарооборота исключаются стоимость потребленных продуктов питания и наценка в общественном питании и добав - ляется в полном объеме выпуск «общественного питания». Такая корректировка связана с изменением счета выпуска общественного питания, т. е. выпуск считается не по принципу торгового наложения (как в балансе народного хозяйства), а с учетом стоимости потребленных продуктов питания.
В соответствии с методикой исчисления расходов на конечное потребление домашних хозяйств из данных розничной торговли исключаются:
а) покупки товаров предприятиями, организациями и учреждениями (мелкооптовый оборот);
б) стоимость товаров, купленных домашними хозяйствами для производственного потребления (покупки средств производства в розничной торговле);
в) стоимость драгоценных металлов, камней, ювелирных изделий из них, произведений искусства, купленных домашними хозяйствами.
Кроме того, необходимо отметить, что потребление товаров и услуг, полученных военнослужащими в натуральной форме в качестве оплаты труда (обмундирование и др.), в расходы на конечное потребление домашних хозяйств не включается, а относится к промежуточному потреблению отрасли «Управление».
Наряду с данными о товарообороте источниками информации для расчетов расходов на конечное потребление домашних хозяйств являются также данные обследований бюджетов домашних хозяйств, показатели баланса денежных доходов и расходов населения.
Расходы домашних хозяйств на покупку потребительских услуг определяются по данным баланса денежных доходов и расходов населения.
К потребительским товарам, приобретенным домашними хозяйствами на рынке, относятся в основном сельскохозяйственные продукты, продукты из сельскохозяйственного сырья (масло, вино), продукты лесопользования, рыболовства, охоты и др. Источники информации — натурально-стоимостные балансы, бюджетные обследования домашних хозяйств. Эти же источники информации используются в расчетах стоимости продуктов, произведенных в подсобных хозяйствах населения для собственного потребления, а также при определении размеров натуральной оплаты труда.
Основной источник информации, используемый при определении расходов на конечное потребление учреждений общего государственного управления, — государственный бюджет (данные об исполнении государственного бюджета).
Расходы на конечное потребление общего государственного управления состоят из расходов на потребительские товары, используемые как для индивидуального, так и для коллективного потребления. К сектору общего государственного управления относятся организации, финансируемые за счет средств государственного бюджета и средств внебюджетных фондов социального страхования.
Расходы на конечное потребление учреждений общего государственного управления включают:
• стоимость нерыночных услуг, оказываемых этими учреждениями для индивидуального и коллективного потребления;
• стоимость потребительских товаров и услуг, купленных указанными учреждениями для бесплатной (или по пониженным ценам) передачи домашним хозяйствам в соответствии с программой социального страхования и социальной помощи.
Расходы государственных бюджетных организаций, оказывающих индивидуальные услуги, частично оплачиваются населением (платежи в финансируемые из бюджета санатории, дома отдыха, пансионаты, детские дошкольные учреждения, школы - интернаты, спецшколы) и относятся к рыночным услугам. Поскольку расходы на конечное потребление общего государственного управления (как индивидуальное, так и коллективное потребление) включают только расходы, связанные с оказанием нерыночных услуг, то из общего объема услуг, оказываемых бюджетными организациями, рыночные услуги вычитаются. Если жилищное хозяйство, находящееся в собственности бюджетных организаций, предоставляет услуги бесплатно или по сниженным ценам, то стоимость этих услуг в сумме, не покрываемой квартирной платой, относится к расходам на конечное потребление общего государственного управления.
Коллективные потребительские услуги — это услуги, предоставляемые всем членам общества. Их потребление носит пассивный характер и не зависит от согласия заинтересованного индивидуума. Согласно Классификатору функций государственных органов (КФГО) к учреждениям общего государственного управления, оказывающим услуги коллективного характера, относятся:
• государственные органы общего назначения, обеспечивающие порядок и безопасность, а также формирование и осуществление государственной политики;
• органы управления обороной и Вооруженные Силы;
• органы науки и научного обслуживания;
• Центральный банк;
• дорожное хозяйство;
• предприятия по обслуживанию сельского хозяйства;
• прочие предприятия, оказывающие другие экономические услуги обществу.
Государственные расходы (в части содержания и ремонта дорог, мостов, туннелей, уличного освещения) частично оплачиваются путем взимания сборов с предприятий, т. е. на рыночной основе. Несмотря на это, по практическим соображениям их отнесли в полном объеме к расходам учреждений общего государственного управления, оказывающим коллективные услуги. Другие виды услуг, оказываемые учреждениями общего государственного управления, которые частично оплачиваются, уменьшаются на объем рыночных услуг.
Расходы государственных учреждений на покупки товаров и услуг (социальные пособия в натуре) для передачи домашним хозяйствам включают:
• расходы на приобретение учебников для учащихся;
• расходы на оплату транспортных средств для инвалидов (автомобили, мотоколяски и др.);
• расходы на протезирование;
• возмещение расходов инвалидам (на ремонт автомобилей и мотоколясок, покупку бензина);
• стоимость бесплатных (или по сниженным ценам) медикаментов и др.
Расходы на конечное потребление некоммерческих организаций, обслуживающих домашние хозяйства, включают:
• стоимость нерыночных услуг, оказываемых домашним хозяйствам этими организациями (политические партии, профсоюзы, молодежные, женские и другие аналогичные организации, религиозные организации, добровольные общества, благотворительные организации и др.);
• стоимость товаров и услуг, купленных некоммерческими организациями для передачи домашним хозяйствам;
• стоимость услуг социально-культурного характера, бесплатно оказываемых предприятиями и организациями своим работникам.
Расходы на конечное потребление некоммерческих организаций, обслуживающих домашние хозяйства, условно относятся к индивидуальному потреблению. Надо иметь в виду также, что расходы на конечное потребление некоммерческих организаций, обслуживающих домашние хозяйства, по аналогии с расходами на конечное потребление общего государственного управления включают целиком свою собственную продукцию, точнее, выпуск (за минусом платных услуг) соответственно отрасли «Общественные объединения» и услуги других отраслей сферы нематериальных услуг — жилищного хозяйства, здравоохранения, физической культуры и спорта, социального обеспечения, народного образования, потребляемые некоммерческими организациями.
Основные источники информации для расчета расходов на конечное потребление общего государственного управления — исполнение федерального и территориального бюджетов; по расчетам расходов на конечное потребление некоммерческих организаций, обслуживающих домашние хозяйства, — отраслевая специализированная бухгалтерская и статистическая отчетность.
Показатели валового накопления — следующее важнейшее направление конечного использования ВВП.
Главные из них:
а) валовое накопление основного капитала;
б) изменение запасов материальных оборотных средств;
в) чистое приобретение ценностей.
Валовое накопление основного капитала определяется на валовой основе, т. е. до вычета потребления основного капитала (однако выбытие основных фондов учитывается).
В межотраслевом балансе также правильно говорить о валовом накоплении как одной из характеристик конечного использования валового выпуска или ресурсов данного года.
Валовое накопление основного капитала охватывает прежде всего капитальные вложения, т. е. затраты на воспроизводство основных фондов, рассматриваемые в капитальных вложениях (стоимость введенных в действие основных фондов, затраты на эксплуатационное бурение, затраты на проектно-изыскательские работы, затраты капитального характера на улучшение земель, выращивание многолетних насаждений, незавершенное строительство, оплаченное заказчиком, и др.). Дополнительно сюда включаются элементы воспроизводства основных фондов, в практике не рассматриваемых в составе капитальных вложений. Это прирост стоимости скота основного стада, затраты на капитальный ремонт, приобретение оборудования, инвентаря, книг для библиотек бюджетными организациями.
Относительно недавно в накоплении основного капитала стали рассчитываться затраты на геологоразведочные работы, включая глубокое разведочное бурение, затраты на создание и приобретение программного обеспечения ЭВМ. Здесь также должны учитываться стоимость оригиналов литературных и художественных произведений (фильмы, звукозаписи, рукописи и т. п., являющиеся основой для тиражирования, театральных постановок, радио - и телевизионных программ и др.) и расходы в связи с передачей прав собственности на землю, основной капитал и нематериальные нефинансовые активы.
В состав валового накопления основного капитала не включаются:
• мелкий инструмент, рабочая одежда, запасные части, малоценное оборудование, даже если они служат более года (относятся к промежуточному потреблению);
• потребительские товары длительного пользования, купленные домашними хозяйствами для своих нужд (относятся к расходам на конечное потребление домашних хозяйств);
• приобретение военной техники (относится к промежуточному потреблению органов общего государственного управления);
• земля, полезные ископаемые, естественные леса и др.
Оценка валового накопления в части купленных основных
фондов проводится по ценам покупателей с включением налога на добавленную стоимость; в части основных фондов, произведенных хозяйственным способом (здания, сооружения и т. д.), — в основных ценах. Исходная информационная база для расчетов — статистика капитального строительства (формы о вводе в действие объектов, основных фондов и использовании капитальных вложений, о вводе в действие индивидуальных жилых домов) и статистика основных фондов (формы о наличии и движении основных средств и амортизационного фонда, наличии и движении основных средств), ведомственная статистика.
В составе изменения запасов материальных оборотных средств учитывается прирост (или уменьшение):
• производственных запасов (топлива, сырья, основных материалов и покупных полуфабрикатов и др.);
• незавершенного производства;
• готовой продукции у производителей;
• товаров для перепродажи у предприятий торговли, заготовок, материально-технического снабжения;
• государственного материального резерва.
Досточно сложной методологической и информационной проблемой является оценка отдельных компонентов изменения запасов материальных оборотных средств. Кроме того, при расчете показателя необходимо исключить доход (или убыток), который возникает в результате изменения их стоимости в связи с изменением цен в период нахождения запасов на складах предприятий (до момента использования в производственном процессе). В случаях, когда расчет ведется с использованием натуральных показателей с их последующей оценкой, рекомендуется прирост запасов оценивать по среднегодовым ценам.
Полная информация о запасах материальных оборотных средств может быть получена только на основании единовременного обследования отраслей экономики. Для ориентировочных оценок можно использовать разработки данных о нормируемых материальных оборотных средствах по их видам в разрезе отраслей промышленности, выделяемых в форме сводной отчетности, данных форм, учитывающих остатки и расход материалов, топлива, сбор и использование отработанных нефтепродуктов и др. Используются также натуральные балансы и экспертные оценки.
Чистое приобретение ценностей — это покупки (за вычетом выбытия) дорогостоящих товаров длительного пользования, стоимость которых не уменьшается с течением времени и которые не используются в производстве (драгоценные металлы, камни, ювелирные изделия из них, произведения искусства и др.). До недавнего времени такие ценности рассматривались в потребительских расходах домашних хозяйств (населения). Источник информации — данные розничного товарооборота.
Квадрант III МОБ СНС отражает стоимостной состав компонентов ВВП. Он показывает распределение по отраслям первичных доходов, полученных институциональными единицами-ре- зидентами в результате непосредственного участия в процессе производства. Первичные доходы — это доходы, получаемые институционными единицами в связи с участием их в процессе производства (оплата труда, налоги на производство и импорт, прибыль, смешанные доходы) или владением активами (доходы от собственности), которые могут быть использованы в производстве. Они выплачиваются из добавленной стоимости, создаваемой в производстве. Отметим, что в МОБ СНС доходы от собственности не отражаются.
Стоимостной состав компонентов ВВП в МОБ СНС определяется по следующей схеме.
1. Заработная плата.
2. Фактические отчисления работодателей на социальное страхование.
3. Условно-исчисленные отчисления работодателей на социальное страхование.
4. Оплата труда наемных работников — ИТОГО (1 + 2 + 3).
5. Другие налоги на производство.
6. Другие субсидии на производство (—).
7. Чистая прибыль.
8. Чистый смешанный доход.
9. Потребление основного капитала.
10. Валовая добавленная стоимость (в основных ценах) — ИТОГО (4 + 5 + 6 + 7 + 8 + 9).
11. Налоги на продукты (невычитаемый налог на добавленную стоимость, акцизы, налоги на импорт, экспорт и др.).
12. Субсидии на продукты — ИТОГО (10 + 11 — 12).
По итогу определяется величина ВВП, отличающаяся от валовой добавленной стоимости на размеры чистых налогов на продукты (налогов на продукты за вычетом субсидий на продукты). Добавленная стоимость по «чистым» отраслям определяется разницей между выпуском и промежуточным потреблением отрасли.
Одна из стоимостных составляющих валовой добавленной стоимости — оплата труда наемных работников. Она представляет собой вознаграждение в денежной или натуральной форме, которое должно быть выплачено работодателем наемному работнику за работу, выполненную в рассматриваемом периоде.
Показатели «другие налоги на производство» и «другие субсидии на производство» необходимы при формировании основных цен применительно к валовой добавленной стоимости. Другие налоги на производство — это налоги, которыми облагаются институциональные единицы в результате их участия в производстве, и которые уплачиваются за пользование факторов производства или за осуществление определенных видов деятельности или операций (платежи за воду, отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы и др.).
Другие субсидии на производство — это субсидии, которые получают институциональные единицы-резиденты вследствие их участия в производстве. Например, возмещение сельскохозяйственным производителям стоимости приобретенной сельскохозяйственной техники, компенсация им затрат на энергоресурсы относятся к отрасли «Сельское хозяйство», затраты на конверсию военного производства (в части текущих расходов) — условно к отрасли «Машиностроение и металлообработка».
Чистая прибыль и чистый смешанный доход определяются сальдовым методом, когда из валовой добавленной стоимости (по соответствующим отраслям) вычитаются потребление основного капитала и другие чистые налоги на производство, а при определении чистой прибыли — вычитается также оплата труда наемных работников.
Потребление основного капитала оценивается в размере амортизации и недоамортизированной стоимости. Проблема перехода от «хозяйственной» к «чистой» отрасли при расчете потребления основного капитала решается аналогично определению валовой добавленной стоимости, т. е., при отсутствии прямой информации в материалах специальных обследований, с помощью соответствующих корректировочных коэффициентов.
Налоги на продукты — это налоги, взимаемые обычно за единицу товара или услуги, т. е. пропорционально количеству или стоимости товаров и услуг, производимых, продаваемых или импортируемых институциональными единицами-резидентами. Субсидии на продукты можно рассматривать как отрицательные налоги на продукты. К налогам на продукты относятся:
• налог на добавленную стоимость (НДС);
• акцизы на отдельные группы и виды товаров, включая акцизы на продажу легковых автомобилей;
• налоги на реализацию горюче-смазочных материалов;
• налог на перепродажу автомобилей, вычислительной техники и персональных компьютеров;
• сбор со сделок, совершаемых на товарных биржах;
• налоги на импорт;
• налоги на экспорт (экспортные пошлины).
Наибольший удельный вес в группе налогов на продукты занимают налог на добавленную стоимость, акцизы и налог на импорт. НДС по отраслям (квадрант III) распределяется условно по структуре конечного использования продукции. Акцизы по отраслям распределяются по данным Министерства финансов РФ, они в основном относятся к продукции отраслей легкой и пищевой промышленности, а также прочих отраслей промышленности. Налоги на импорт включают импортные пошлины и платежи в государственный бюджет чистого дохода внешнеторговых организаций, образующегося в результате различий между внешнеторговыми (пересчитанными в национальную валюту) и внутренними ценами на отдельные виды товаров.
Информационная база для расчетов по квадранту III МОБ — единовременные обследования структуры затрат, текущая статистика издержек производства и заработной платы, финансовая и банковская статистика, статистика государственного бюджета.
В заключение изложения методологии построения межотраслевого баланса как важного раздела СНС отметим, что МОБ СНС широко используется не только для аналитических целей, но и для решения чисто статистических задач, в частности для проверки сбалансированности всей системы статистических данных, охватывающих различные аспекты экономических процессов, более качественного согласования производственного, распределительного методов и конечного использования в расчетах ВВП, для исчисления индексов-дефляторов при пересчете отдельных компонентов ВВП из текущих в постоянные цены и др.
Последний межотраслевой баланс по развернутой программе в концепции баланса народного хозяйства был составлен в СССР, России и в других республиках бывшего Союза за 1987 год. Межотраслевой баланс по развернутой программе за 1995 год впервые в отечественной статистике составлен по концепции СНС.
Отраслевая номеклатура межотраслевого баланса версии 1995 г. частично модифицирована с учетом международных стандартов, но в основном она отражает специфику переходного периода и необходимость согласованности структуры баланса с предшествующими разработками. Обеспечена преемственность с большим межотраслевым балансом 1987 г. посредством формирования двух разделов номенклатуры, один из которых соответствует классификации сферы материального производства с определенными коррективами, вызванными международными рекомендациями и реалиями переходного к рыночной экономике периода.
Другое важнейшее отличие от зарубежной статистической практики составления межотраслевых балансов состоит в использовании рыночных цен (цены покупателя). Межотраслевой баланс в концепции СНС согласно международным стандартам предпочтительно составлять в ценах производителя, т. е. без торгово-транс - портной наценки. Это объясняется тем, что в анализе с использованием таблиц «Затраты — выпуск» внимание концентрируется на вопросах технологических связей в процессе производства.
В России межотраслевой баланс (как и в других странах СНГ) составлялся традиционно в ценах покупателей, которые было принято называть ценами конечного использования. Аргументы для такой оценки хорошо известны. МОБ всегда рассматривался как часть баланса народного хозяйства (БНХ) (в международных статистических документах система национального счетоводства, обслуживавшая командно-административную систему управления, называлась системой материального производства). Более того, методология составления МОБ должна была соответствовать принципам построения БНХ и, в частности, основополагающим идеям по измерению совокупного и чистого материального продукта (соответственно совокупного общественного продукта и национального дохода — в концепции БНХ). А указанные показатели всегда исчислялись в ценах конечного использования, т. е. в ценах покупателей. Оба способа оценки логичны. Решение вопроса о конкретном методе оценки показателей МОБ часто зависит от особенностей используемой информационной базы.
Различие в оценке (в ценах производителей либо в ценах покупателей) обусловлено разницей методов отражения торгово-транспортной наценки, налогов и субсидий на продукты. В ряде случаев анализ технологических взаимосвязей с применением межотраслевого баланса предпочтителен в основных ценах. От цен производителей они отличаются на размер чистых налогов на продукты.
Схема построения МОБ (также в концепции СНС) в ценах покупателей, которая предусмотрена в России и некоторых других странах СНГ, включает торгово-транспортную наценку дважды: а) как часть цены на потребляемую продукцию — в квадрантах I и II; б) как торгово-транспортную наценку (на продукты соответствующих отраслей), добавляемую в процессе продвижения продуктов от производителя к потребителю (в квадранте I).
В связи с необходимостью адаптации международных стандартов к национальной практике оценки показателей МОБ возникает проблема исчисления чистых налогов на продукты (налогов за исключением субсидий на продукты) в составе затрат (по квадранту III). В отличие от МОБ (цены производителей) схема МОБ в ценах покупателей должна предусмотреть равенство суммы валовой добавленной стоимости общей величине ВВП. В этих целях для увязки данных о созданных ресурсах и об использовании ресурсов должна быть расчетно определена величина налога на добавленную стоимость (НДС). Для этого необходимо выделить НДС из покупной цены товаров и услуг, использование которых показывается в квадрантах I и II межотраслевого баланса, и распределить по соответствующим отраслям (в квадранте III).
Специалистами в области сводных расчетов предлагается определенная процедура расчетов. Сначала, имея данные о выпуске продукции в ценах производителей и о ставках НДС, определяется величина НДС на облагаемую им продукцию; информация о выпуске продукции в ценах производителей привязывается к отраслевой номенклатуре МОБ и определяется среднеотраслевая ставка НДС в покупной цене (путем деления размеров НДС на величину выпуска в ценах покупателей).
Следующий этап состоит в определении круга товаров и услуг в квадрантах I и II МОБ, которые учтены в покупных ценах с включением НДС. Из квадранта I берутся данные о затратах (по колонкам) отраслей, оказывающих нерыночные услуги или производящих рыночную продукцию, но не облагаемую НДС. Из квадранта II берутся в полном объеме данные о затратах (по колонкам) на конечное потребление домашними хозяйствами и экспорт в страны ближнего зарубежья. Кроме того, если национальная практика учета предусматривает НДС в покупной цене основных фондов и материальных оборотных средств, то рассматриваются также затраты на их формирование.
Общая сумма НДС, полученная на основе изложенного подхода, координируется с величиной НДС, уплаченной в бюджет. И поскольку ориентироваться следует по последней величине (в ВВП включается размер именно уплаченного в бюджет НДС), то при значительном отклонении необходимо уточнить расчетную величину НДС, используя данные формы, где по отраслям указаны начисленный и фактически внесенный в бюджет НДС
Заключительная операция расчетов состоит в том, что данные о затратах на производство товаров и услуг (для каждой отрасли), учтенных в покупных ценах с включением НДС в составе квадрантов I и II, суммируются, и по среднеотраслевой ставке НДС в покупной цене определяется размер НДС, который показывается в квадранте III по соответствующей отрасли.
Существенное отличие в разработке российского МОБ СНС по развернутой программе за 1995 г. от международного опыта состоит в формировании информационной базы. Единовременные обследования, как и раньше, носили комбинированный характер. Сплошные обследования по широкому кругу отраслей сочетались с несплошными, экспертными оценками и дорасчета - ми. Формы единовременного учета предусматривали разработку данных непосредственно по «чистым» отраслям. Использование зарубежной практики (прежде всего развитых стран) в технологии сбора данных для межотраслевого баланса будет возможно в процессе организации периодических и строго регламентированных экономических переписей.
Основные идеи организации работы по составлению межотраслевого баланса, или таблицы «Затраты-выпуск», на основе данных экономических переписей состоят в следующем.
1. В соответствии с концепцией СНС для составления таблицы «Затраты-выпуск» исходными разработками являются: а) первичные базисные таблицы, содержащие данные о затратах на производство продукции; б) агрегированные таблицы товарных потоков, содержащие данные о выпуске продукции.
2. Процесс составления таблицы «Затраты-выпуск» включает три этапа. На первом этапе с большой степенью дифференциации (порядка 3000 видов товаров и услуг) рассчитывается объем производства отечественной продукции и импорта. Эти данные заносятся в строки или графы (по строкам — по методу выпуска, по графам — по методу затрат). На втором этапе на основе подробных данных о структуре промежуточного потребления и компонентах валовой добавленной стоимости все затраты подразделяются по отдельным отраслям (составляется базовая таблица затрат). Поскольку данные о видах затрат имеются по «хозяйственным» отраслям, их пересчет для «чистых» отраслей производится с помощью переводной модели. При этом используется вторая базовая таблица — таблица выпуска, в которой вся продукция «хозяйственных» отраслей подразделяется на виды.
3. Переводная модель основывается на допущении, что для производства одних и тех же продуктов, независимо от того, в какой отрасли оно осуществляется, используется идентичная технология, приводящая к одинаковой структуре затрат. Технология реализации переводной модели состоит в том, что из затрат каждой «хозяйственной» отрасли выделяются затраты, необходимые для производства непрофильной продукции, а к оставшимся затратам применительно к основному виду деятельности соответствующей отрасли добавляются затраты других отраслей, связанные с производством продукции, относящейся к основному виду деятельности рассматриваемой отрасли. В результате получают структуру затрат «чистых» отраслей, в которых производится однородная продукция. Для подобных расчетов используются специальные методы матричной алгебры.
4. По методу выпуска составляются таблицы товарных потоков. Используется детальная группировка данных (порядка 3000 видов товаров и услуг) о производстве и импорте, которые на базе имеющейся информации распределяются по рассматриваемым «чистым» отраслям и по категориям конечного использования. В отличие от метода затрат здесь нет необходимости использовать переводную модель, так как расчеты с самого начала ведутся в группировке по видам товаров и услуг и по «чистым» отраслям.
В результате получают таблицу «Затраты-выпуск» в группировке по видам товаров и услуг и «чистым» отраслям. Таким образом, для расчета промежуточного потребления применяются два метода. Основные преимущества их использования для формирования информационных массивов при разработке квадранта I межотраслевого баланса состоят в том, что в процессе согласования итоговых данных обоих методов могут быть выявлены неточности и погрешности. Кроме того, пробелы в статистической информации взаимно восполняются.
Однако степень точности расчетов таблицы «Затраты-выпуск» уступает достоверности исчисления валового внутреннего продукта. Поэтому недостатки статистических данных о структуре затрат, особенно в сфере услуг, восполняются с помощью экспертных оценок.