Социально-экономическая статистика

Основные задачи статистики и ее организация в России

Задачи статистики. Одной из основных задач статистики является всестороннее освещение социально-экономического положения Российской Федерации, происходящих изменений, связанных с перехо­дом к рыночным отношениям. Наличие систематической и полной информации о происходящих процессах и явлениях становится не­обходимым условием принятия эффективных управленческих ре­шений на государственном и региональном уровнях. В связи с этим обеспечение информационных запросов управленческих структур становится актуальной задачей статистики, способствующей успеш­ному реформированию экономики.

В условиях становления рыночных отношений в стране первооче­редной и основополагающей задачей развития теории и практики статистики является реформирование общеметодологических и орга­низационных основ государственной статистики, соответствующих экономике переходного периода.

Переход от директивной экономики к рыночной требует построе­ния показателей, отражающих процесс и результативность такого ре­формирования. Наиболее полно запросам рынка отвечает система наци­ональных счетов (СНС), принятая в международной практике учета и статистики, переход к которой начался в Российской Федерации на основе разработанной и утвержденной Государственной программы, рас­считанной на 1993—1995 гг. Внедрение СНС в российскую статистичес­кую практику требует внесения изменений в действующую систему показателей и учета, касающихся состава показателей рыночной эконо­мики, методологии их определения, а также пересмотра действующих форм государственной статистической отчетности.

В современных условиях требует совершенствования система сбора и обработки информации, т. е. достаточно остро встает проблема совер­шенствования организации статистического наблюдения.

Построение фундаментальных основ статистики, адаптирован­ной к рыночным условиям, связано с переходом на такие формы наблюдения, как регистры, переписи, цензы и др.

Регистр (реестр) статистических единиц, в котором зафиксиро­вано количество агентов рынка, является в условиях рыночных от­ношений единственным инструментом сплошного учета. Кроме того, особую значимость приобретают выборочные наблюдения, посколь­ку большинство статистических показателей в настоящее время со­бирается на выборочной основе.

Актуальной является задача создания постоянно действующих мониторингов, представляющих собой специально организованные систематические наблюдения за состоянием каких-либо объектов, и в первую очередь окружающей среды — воды, воздуха, почвы; оценки химического состава осадков и снежного покрова. Данные мониторин­га используются для комплексной оценки качества окружающей сре­ды, разработки природоохранных мероприятий.

В соответствии с требованиями развития рыночной экономики важную роль приобретают компьютеризация статистики, являюща­яся составной частью программы информатизации России. В этой программе предстоит решить ряд задач по программной и техничес­кой совместимости различных автоматизированных систем на феде­ральном и региональном уровнях.

Для развития методов и средства сбора, передачи, обработки, на­копления и выдачи статистических данных необходимо создание ин­формационно-телекоммуникационной системы статистики (ИТСС), строящейся на основе вводимой в эксплуатацию информационно-вы­числительной сети, включающей локальные вычислительные сети (ЛВС) во всех органах государственной статистики федерального и регио­нального уровней. Создание ЛВС позволяет перейти от традиционной пакетной обработки статистической информации к новой информаци­онной технологии, максимально автоматизирующей разработку стати­стической отчетности и информационно-справочное обслуживание ме­стных органов власти и управления, предприятий, организаций и населения.

Наряду с существующими комплексами электронной обработки информации (КЭОИ), преобладающими в информационной систе­ме, перед статистикой стоит задача перехода к комплексам регла­ментной обработки информации (КРО), основой которых будет ав­томатизация формирования статистической информации для федеральных органов.

Организация государственной статистики в России. В основу орга­низации статистической работы в Российской Федерации положены следующие основные принципы:

• централизованное руководство статистикой;

• единые организационное строение и методология;

• неразрывная связь статистических органов с органами государ­ственного управления.

В соответствии с Положением о Государственном комитете РФ по статистике, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 9 июля 1994 г., определено создание Государственного комитета по статистике (Госкомстат России), который является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим руководство рос­сийской статистикой.

Согласно государственному и административно-территориальному устройству страны создана единая система государственной статис-. тики, которая проводит работу по единым плану и методологии. Методология статистических показателей, формы, методы сбора и обработки статистических данных, устанавливаемые Госкомстатом России, являются официальными статистическими стандартами Рос­сийской Федерации.

Система государственной статистики находится в ведении Прави­тельства РФ и подотчетна ему, что обеспечивает неразрывную связь с органами государственного управления. Эта система имеет иерархичес­кую структуру, включающую федеральный, республиканский, крае­вой, областной, окружной, городской и районный уровни (рис. 2.1).

К низовым органам государственной статистики относятся город­ские и районные управления государственной статистики. В облас­тях, краях и республиках, а также в Москве и Санкт-Петербурге имеются комитеты по статистике. Руководящим организационным и методологическим центром является Госкомитет РФ по статистике. Он осуществляет государственное управление всей находящейся в его ведении единой системой статистических органов, ведением статис­тики, учета и отчетности во всех отраслях экономики, созданием и функционированием статистической информационной системы на основе единой научной методологии. При Председателе Госкомстата России действует Совет руководителей органов государственной ста­тистики, созданный для координации деятельности региональных органов государственной статистики.

В состав Госкомстата РФ входят управления: аналитическое; информационных ресурсов и регистров; статистических стандартов и классификаций; организации статистического наблюдения; СНС и батан сов, статистики финансов и платежного баланса; статистики цен; статистики товарных рынков и торговли и др.

Госкомстат РФ

Руководство

Коллегия

Научно-методо - логический совет

Управления и отделы

Совет

руководителей

Журнал

«Вопросы

статистики»

внипи

Вычислитель­ный центр

Институт статистики и экономических исследований ГСК РФ

Межотраслевой

Издательство

институт

«Финансы и

повышения

квалификации

статистика»

Центральная лаборатория социальных и экономических измерений

Госкомитеты республик без областного деления

Госкомитеты республик с областным делением

Областные (краевые, окружные), городские управления статистики

Районные (городские) отделы статистики

Районные (городские) отделы статистики

Рис. 2.1. Общая схема организации государственной статистики в Российской Федерации

Структура госкомитетов и статистических управлений в основ­ном повторяет структуру Госкомстата РФ, но подразделения низше­го уровня являются более мелкими и имеют меньшее число струк­турных подразделений.

В настоящее время назрела острая необходимость в разработке и принятии Закона о статистической деятельности, который станет пра­вовой основой работы органов государственной статистики и будет способствовать успешному решению стоящих перед ней задач.

Социально-экономическая статистика

Личные и бизнес аккаунты в социальных сетях

Существует много путаницы в том, как отделить личные данные от бизнес-аккаунтов в социальных сетях. Большая часть неопределенности связана с созданием страниц Facebook, но многие люди также используют социальные сети, такие …

Глоссарий

Баланс народного хозяйства (balance of economy national) — вза­имосвязанная система балансовых таблиц, которую составляло ЦСУ СССР вплоть до конца 80-х годов XX столетия. БНХ харак­теризовал процесс воспроизводства совокупного общественного продукта …

Статистические показатели условий жизни, труда и отдыха

Наряду с показателями материального благосостояния жиз­ненный уровень населения характеризуют показатели, отражаю­щие общую ситуацию, обусловливающую уровень жизни. К ним относятся показатели: • состояния окружающей среды; • криминогенной обстановки; • условий труда; …

Как с нами связаться:

Украина:
г.Александрия
тел./факс +38 05235  77193 Бухгалтерия
+38 050 512 11 94 — гл. инженер-менеджер (продажи всего оборудования)

+38 050 457 13 30 — Рашид - продажи новинок
e-mail: msd@msd.com.ua
Схема проезда к производственному офису:
Схема проезда к МСД

Партнеры МСД

Контакты для заказов шлакоблочного оборудования:

+38 096 992 9559 Инна (вайбер, вацап, телеграм)
Эл. почта: inna@msd.com.ua