Социально-экономическая статистика

Источники информации о рынке труда и направления ее анализа

Главной статистической базой анализа предложения рабочей силы являются данные годовых отчетов ФСЗ о трудоустройстве и занятости населения, которые дают возможность глубоко проана­лизировать динамику численности и качественного состава пред­ложения рабочей силы на официальном рынке труда по отдель­ным социально-демографическим группам незанятого населения и различным регионам.

Данные раздела ф. 1-Т (годовая и квартальная) позволяют про­следить динамику предложения рабочей силы по следующим по­казателям:

• число граждан, обратившихся в службу занятости по вопро­сам трудоустройства. Сравнительный анализ этого показателя в среднем по России и по отдельным регионам дает возможность выявить специфику региональных рынков труда;

• структура обратившихся в ФСЗ людей и ее динамика (соот­ношение занятых и незанятых трудовой деятельностью, число обратившихся учащихся, желающих работать в свободное от уче­бы время, пенсионеров, высвобождаемых работников);

• число принятых на работу за отчетный месяц — ф. 17 (отра­жает величину удовлетворенной части месячного спроса на рабо­чую силу);

• удельный вес заявленной в ФСЗ потребности предприятий в рабочей силе на конец отчетного периода в расчетной величине общего объема текущего спроса за отчетный месяц, т. е. сумме удовлетворенного и неудовлетворенного спроса, позволяющий отразить реальную степень учета службой занятости общей вели­чины спроса на рабочую силу на рынке труда;

• месячный объем спроса на рабочую силу на неофициальной части открытого рынка труда (рассчитывается как разница между общей величиной текущего спроса предприятий на рабочую силу за отчетный месяц и заявленной ими части потребности в работ­никах в ФСЗ на конец отчетного периода);

• соотношение объемов спроса на официальном и неофици­альном рынках труда;

• динамика текущего спроса на рабочую силу в отраслевом разрезе.

Сравнительный отраслевой анализ позволяет выявить, в ка­ких отраслях происходит увеличение спроса на труд, а в каких — уменьшение, и охарактеризовать механизм и причины изменений структуры занятости и перераспределения рабочей силы

Данные ФСЗ позволяют проводить анализ изменений отрас­левой структуры занятых по кварталам в течение года с целью отслеживания динамики отраслевого спроса на открытом рынке труда в целом и выявления отраслей, в большей степени связан­ных с официальной и неофициальной частями рынка труда. Эти данные обеспечивают всесторонний анализ спроса, источников его формирования и возможностей удовлетворения, а также по­зволяют выявить резервы рабочей силы не только на общерос­сийском, но и на региональных рынках труда.

Анализ структуры контингента обратившихся в ФСЗ дает возможность выявить изменения положения различных групп населения на рынке труда и охарактеризовать его качественные сегменты:

• число трудоспособных незанятых на начало и на конец от­четного месяца (раздел 1 ф. 1-Т и помесячные данные о трудоус­тройстве — строки 01 и 17), т. е. основной контингент обращаю­щихся в ФСЗ. Этот показатель может служить основой для анализа динамики и общих тенденций в предложении рабочей силы;

• ожидаемое высвобождение рабочей силы, представляющее специфический источник пополнения рабочей силы открытого рынка труда (ф. 1-Т, а также данные ф. 17 о численности и про­гнозе рабочих мест и об ожидаемом высвобождении).

Для характеристики соотношения между спросом и предложени­ем на открытом рынке труда используются следующие показатели:

• общее число трудоустроенных;

• структура трудоустроенных, в том числе не занятых трудовой деятельностью граждан; занятых и учащейся молодежи, желаю­щих работать по совместительству; женщин, пенсионеров, высво­бождаемых работников;

• соотношение числа обратившихся по вопросу трудоустрой­ства в ФСЗ и количества имеющихся заявок на замещение сво­бодных рабочих мест и вакансий (разделы 1 и 4 ф. 1-Т). Этот по­казатель отражает степень качественного и количественного соответствия спроса и предложения на рынке труда.

Углубление анализа рынка труда предполагает использование следующих показателей:

• численность безработных и отношение их числа к численно­сти занятых (ф. 1-Т раздел 2, данные Минтруда РФ по ф. 17). Эти показатели дают возможность проанализировать состояние рын­ка труда в региональном разрезе;

• состав безработных по полу, возрасту, уровню образования, социальному статусу, позволяющий получить представление о составе социально уязвимых групп населения среди безработных (групп риска) и ранжировать их в целях выбора адекватных форм социальной защиты со стороны государства (форма 1-Т годовая и приложения);

• причины пополнения числа безработных: увольнение по соб­ственному желанию, высвобождение по сокращению штатов, ра­зорение занятых бизнесом, банкротство и др. (форма 1-Т годовая и приложение). Это информация лежит в основе анализа безра­ботицы по причинам и обеспечивает классификацию безработи­цы на фрикционную, структурную, технологическую, принятие мер для поддержки лиц, получивших статус безработных;

• продолжительность перерыва в работе лиц, признанных без­работными (для оценки напряженности ситуации на рынке труда).

Важным показателем рынка труда является конъюнктура. Со­отношение спроса и предложения рабочей силы — важнейшая характеристика всех видов рынков труда, учитываемая при выбо­ре альтернатив политики занятости, способов регулирования рынка труда и структурной политики в экономике. Это соотношение может быть равновесным или отражать хроническую трудоизбы - точность (предложение больше спроса: П > С) или трудонедос- таточностъ (П < С).

Практически общее и структурное равновесие рабочей силы труднодостижимы. Поскольку эти соотношения зависят от мно­гих факторов, то анализ ситуации на рынке труда следует вести во взаимосвязи с динамикой: производства продукции и услуг; чис­ленности и структуры трудовых ресурсов и занятых в экономике региона; заработной платы и доходов; миграции. Такой подход позволяет проследить связь процессов на рынке труда с происхо­дящими изменениями в экономике, политике, социальной сфере.

Перенакопление рынка труда на внутрифирменном уровне тормозит формирование открытого рынка труда, искажает его количественную оценку, обусловливает деформацию качествен­ной структуры спроса и предложения. Открытый рынок труда, его тенденции, территориально-отраслевые различия и структура, его особенности — территориальные и региональные, уровень безработицы, конъюнктура находятся в центре внимания при изу­чении рынка.

Обострение ситуации на рынке труда связывают не столько с ростом безработицы, сколько с увеличением нерационального характера занятости, снижением эффективности использования трудового потенциала, отсутствием многих необходимых сдвигов в структуре занятости, появлением новых диспропорций. Отри - дательные экономические последствия консервации нерациональ­ной занятости подрывают и возможность получения положитель­ного социального эффекта, под которым понимается сохранение трудовых коллективов, обеспечение хотя бы минимальных дохо­дов, некоторое ослабление социальной напряженности. Такой курс может проводиться лишь непродолжительное время и только це­ной снижения уровня жизни основной массы населения.

Выход из положения заключается в сочетании активизации высвобождения работников на основе повышения эффективнос­ти труда и создания путем достижения поступательного развития экономики новых рабочих мест, а также в снижении потребнос­тей населения в рабочих местах.

Оздоровление экономики предполагает:

• действия, направленные на повышение эффективности ис­пользования трудовых ресурсов и связанные с крупномасштаб­ным высвобождением и перераспределением работников;

• инвестиции в экономику с целью создания новых рабочих мест;

• повышение оплаты труда, необходимой для нормального воспроизводства рабочей силы и стимулирования легальной тру­довой активности.

Низкий уровень пенсий и пособий также не ориентирован на снижение потребности в рабочих местах, сокращение предложе­ния рабочей силы со стороны пенсионеров, инвалидов, много­детных матерей. Обострению ситуации на рынке труда содейству­ет и недостаточность мер по поддержке легального малого бизнеса и самозанятости населения. Слабо развиты и концепции защиты отечественных товаропроизводителей в условиях либерализации внешнеэкономических связей.

В то же время слабо развиваются и процессы экономии труда, высвобождения действительно излишней рабочей силы в некото­рых областях деятельности. Между тем дальнейшее сохранение сложившейся в прежней системе избыточности занятости обрек­ло бы российскую экономику в будущем на низкую эффектив­ность, задержало бы формирование механизма рынка труда и дру­гих элементов рыночной системы. Продолжение практики скрытой безработицы бесперспективно и усугубляет кризис.

Для создания ситуации, благоприятствующей достижению эффективной занятости, может быть реализована следующая мо­дель: повышение качества трудового потенциала (интенсивный фактор) за счет увольнения негодной рабочей силы и набора про­фессионально подготовленных работников; выпуск конкуренто­способной продукции, стимулирующей повышение спроса на нее и общее увеличение численности работников (экстенсивный фак­тор). В рыночной экономике речь может идти не о блокировании, а о регулировании высвобождения работников. Падение или стаг­нация производства — важный фактор крупномасштабного роста безработицы, массового выбытия производственных мощностей, не сопровождаемых достаточным количеством новых рабочих мест. Решение проблемы заключается в рационализации занятости, а не в противоречии интересам социально-экономического процесса торможения высвобождения рабочей силы.

Главная проблема занятости — не само по себе наличие безра­ботицы, а ее масштабы, бесперспективность преодоления и сте­пень застойности. Работники с высшим образованием, составля­ющие один из самых престижных и благополучных сегментов западного рынка, являются в России, наоборот, одной из наиме­нее социально защищенных групп, о чем можно судить как по уровню оплаты их труда, так и по имеющимся у них возможнос­тям занятости.

Трудовой потенциал в настоящее время интенсивно утрачива­ется не только из-за очевидного фактора незанятости, но и в ре­зультате перехода квалифицированных работников на не требую­щую их навыков и знаний, но лучше оплачиваемую работу, обеспечивающую им более гарантированную занятость, а также из-за «утечки умов». Одновременно замедляется и наращивание трудового потенциала за счет образования, так как молодежь не­редко отдает предпочтение не получению образования, а приоб­ретению квалификаций, достаточно примитивных, но быстро при­носящих доход.

В США безработица рассматривается как распространенное, но кратковременное для конкретного работника явление, что обес­печивается динамизмом рынка. Представляют интерес два вида западной программы регулирования безработицы: увязка получе­ния пособия с профессиональной подготовкой и переподготов­кой, получением дополнительного образования, а также исполь­зование для этих целей вынужденных отпусков.

Цель государственной политики на рынке труда, исходя из социально-экономических интересов страны в среднесрочном пе­риоде, может быть сформулирована как формирование эффек­тивной, рациональной занятости при регулируемом высвобожде­нии потенциальных безработных, недопущении обвальной безра­ботицы и сдерживании роста открытой, в том числе застойной (дли­тельной), безработицы. Рационализация занятости в условиях пе­реходного периода в российской экономике предполагает безработицу, являющуюся, как правило, неизбежным элементом рыночного хозяйства. В то же время задача правительства заклю­чается в противодействии чрезмерному росту безработицы, в ог­раничении ее на приемлемом для общества и экономики уровне (ориентировочно 5—10% экономически активного населения).

Уровень допустимости безработицы определяется совокупно­стью социально-экономических и политических факторов: необ­ходимостью поддержания объема валового внутреннего продукта и отчислений в различные бюджетные и во внебюджетные фонды от доходов работающих, в том числе и в фонд поддержки безра­ботных; интересами поддержания политической стабильности и др. Вместе с тем существует не только допустимый верхний предел масштабов безработицы, но и минимально приемлемый уровень, который диктуется интересами структурной перегруппировки ра­бочей силы, зачастую связанной с временной безработицей, не­обходимостью высвобождения лишней рабочей силы на предпри­ятиях. Однако не следует искусственно сдерживать высвобождение работников бесперспективных отраслей и предприятий, не до­пуская в то же время обвального высвобождения, а всемерно ре­ализуя концепции санации предприятий.

Ориентация политики поддержания безработных преимуще­ственно выплатами денежных пособий при кризисном состоянии экономики не только обременительна, но и нереальна, и не мо­жет служить основой решения проблемы занятости. Материаль­ная поддержка безработных должна иметь строгие временные и финансовые рамки, чтобы не вешать на плечи работающих веч­ных нахлебников, а побуждать безработных к активным действи­ям по трудоустройству. Следует проявлять большую осторожность в отношении перехода скрытой формы безработицы в открытую. Проведение государственной политики на рынке труда в 1995— 1998 гг. сопровождалось реализацией комплекса нормативно-пра - вовых, организационных, финансово-экономических, информа­ционных и иных мероприятий.

Показатели численности и состава трудовых ресурсов, исполь­зуемые для анализа трудового потенциала, чаще всего рассчиты­ваются в среднегодовом исчислении. Основным компонентом трудоспособного населения (трудовых ресурсов) является трудо­способное население в трудоспособном возрасте, численность которого определяется по данным демографической статистики. Предварительно рассчитывают общую численность населения в трудоспособном возрасте (мужчины в возрасте 16—59 лет и жен­щины в возрасте 16—54 лет). Затем из этой численности вычита­ют численность неработающих инвалидов-пенсионеров I и II групп, получающих пенсии в государственных органах социаль­ного обеспечения (с выделением инвалидов труда и инвалидов - военнослужащих). Кроме того, вычитают также численность не­работающих пенсионеров, получающих пенсию по старости в трудоспособном возрасте на льготных основаниях. В результате получают численность трудоспособного населения в трудоспособ­ном возрасте данного региона России.

Для получения численности располагаемого трудоспособного населения в трудоспособном возрасте полученную величину кор­ректируют с учетом внутренней и внешней миграции населения. С этой целью добавляют сальдо маятниковой миграции учащихся с отрывом от производства в трудоспособном возрасте, а также сальдо маятниковой миграции работников, приезжающих на ра­боту в данный регион и выезжающих на работу из данного реги­она. В их число помимо граждан дальнего зарубежья включаются и граждане государств — членов СНГ.

Численность неработающих инвалидов труда I и II групп в трудоспособном возрасте, получающих пенсии в органах соци­ального обеспечения, определяется на основании данных органов государственного социального обеспечения. При этом учитыва­ются только инвалиды труда — мужчины в возрасте до 60 лет и женщины — до 55 лет. Их среднегодовая численность определя­ется по средней арифметической:

где S „ив — среднегодовая численность неработающих инвалидов тру­доспособного возраста;

£0 и 5| — численность этих инвалидов соответственно на начало и конец периода.

Подобным образом рассчитывается среднегодовая численность неработающих инвалидов-военнослужащих I и II групп в трудо­способном возрасте, получающих пенсии в органах социального обеспечения.

Далее определяются показатели численности неработающих мужчин и женщин трудоспособного возраста, получающих пен­сии по старости на льготных условиях. В данном случае рассчи­тывают среднегодовую численность этой категории также как сред­нюю арифметическую из данных на начало и конец года.

Численность лиц старше трудоспособного возраста и подрост­ков, занятых в экономике, определяется на основании специаль­ного ежегодного обследования населения по проблемам занятости.

Особое место в анализе трудовых ресурсов занимает расчет среднегодовой численности учащихся в трудоспособном возрас­те, обучающихся с отрывом от работы. С этой целью определяет­ся численность: учащихся общеобразовательных (государственных и негосударственных) школ, находящихся в трудоспособном воз­расте; учащихся средних профессиональных учебных заведений; студентов высших учебных заведений; аспирантов дневной фор­мы обучения и докторантов; учащихся подготовительных отделе­ний и факультетов вузов. Следует подчеркнуть, что из общей чис­ленности учащихся трудоспособного возраста дневной формы обучения во избежание двойного счета исключаются учащиеся дневной формы обучения, сочетающие учебу с трудовой деятель­ностью.

Социально-экономическая статистика

Личные и бизнес аккаунты в социальных сетях

Существует много путаницы в том, как отделить личные данные от бизнес-аккаунтов в социальных сетях. Большая часть неопределенности связана с созданием страниц Facebook, но многие люди также используют социальные сети, такие …

Глоссарий

Баланс народного хозяйства (balance of economy national) — вза­имосвязанная система балансовых таблиц, которую составляло ЦСУ СССР вплоть до конца 80-х годов XX столетия. БНХ харак­теризовал процесс воспроизводства совокупного общественного продукта …

Статистические показатели условий жизни, труда и отдыха

Наряду с показателями материального благосостояния жиз­ненный уровень населения характеризуют показатели, отражаю­щие общую ситуацию, обусловливающую уровень жизни. К ним относятся показатели: • состояния окружающей среды; • криминогенной обстановки; • условий труда; …

Как с нами связаться:

Украина:
г.Александрия
тел./факс +38 05235  77193 Бухгалтерия

+38 050 457 13 30 — Рашид - продажи новинок
e-mail: msd@msd.com.ua
Схема проезда к производственному офису:
Схема проезда к МСД

Партнеры МСД

Контакты для заказов оборудования:

Внимание! На этом сайте большинство материалов - техническая литература в помощь предпринимателю. Так же большинство производственного оборудования сегодня не актуально. Уточнить можно по почте: Эл. почта: msd@msd.com.ua

+38 050 512 1194 Александр
- телефон для консультаций и заказов спец.оборудования, дробилок, уловителей, дражираторов, гереторных насосов и инженерных решений.