Социально-экономическая статистика
Группировки показателей трудовых ресурсов
Для всесторонней характеристики трудовых ресурсов широко применяется метод группировок, позволяющий рассмотреть эту комплексную экономическую категорию в разных аспектах. В экономическом анализе каждая из группировок имеет самостоятельное значение. Так, для характеристики качественного состава трудоспособного населения применяют группировки по уровню образования и квалификации, по занятиям и профессии и др. Трудовые ресурсы также рассматриваются в группировке по полу, возрасту, занятости, отраслям, секторам экономики, формам собственности, регионам, роду занятий, стажу работы и т. п.
Группировка по уровню образования. Уровень образования является одним из показателей качества трудовых ресурсов. Для его изучения в российской статистике обычно применяется следующая группировка:
а) неграмотен;
б) читает и пишет;
в) начальное образование;
г) незаконченное среднее образование;
д) общее среднее образование;
е) среднее специальное образование;
ж) незаконченное высшее образование;
з) высшее образование;
и) научная степень: кандидата и доктора наук;
к) ученое звание.
В 1997 г. в общей численности занятых в экономике России лица с высшим профессиональным образованием составляли 20,1%, со средним профессиональным — 32,7%, со средним общим — 34,6%, основным общим — 10,3% и не имеющие основного общего образования — 1,7%.
Численность занятого населения с разным уровнем образования разрабатывается и в группировке на работающих по найму, и на лиц ненаемного труда. Например, в 1997 г. из общей численности лиц, работающих по найму, имели высшее профессиональное образование 20,2%, а среди лиц ненаемного труда — только 19%.
Для исследования квалификационного состава трудоспособного населения также применяется ряд группировок. Изменение квалификационного состава объясняется внедрением в экономику достижений науки и научно-технического прогресса. Это влечет за собой повышение уровня квалификации занятого населения. Следует отметить, что показателем уровня квалификации для работников физического труда является тарифный разряд. Однако необходимо подчеркнуть, что его можно рассчитать только для работников одной и той же профессии.
Группировки трудоспособного населения по занятиям и профессиям позволяют изучать распределение работников по конкретным формам трудовой деятельности. Профессия определяется полученной работником подготовкой, суммой профессиональных навыков, необходимых для конкретных видов экономической деятельности. Более узким понятием по отношению к профессии является специальность, которая отражает конкретную область приложения труда работников (например, профессия — экономист, специальность — статистика). Группировка занятого населения по профессиям отражает те качественные изменения, которые происходят в экономике. Появляются новые профессии (специалисты по ядерной энергетике, по генной инженерии), исчезают старые (землекопы, коногоны и др.). При определении общей численности работников одной и той же профессии необходимо учитывать их во всех отраслях экономики.
Занятие часто не совпадает с профессией. Занятие определяется местом работы и должностью работника. В основе изучения профессии лежат классификации, которые разрабатываются статистическими органами при проведении переписей населения и переписей профессионального состава. Материалы переписей дают большие возможности для анализа качественного состава трудоспособного населения.
Фактическая занятость населения не по профилю профессиональной подготовки часто ведет к утрате образовательного, а следовательно, и трудового потенциала, и поэтому должна быть учтена.
Основной группировкой, отражающей степень использования трудовых ресурсов в экономике, является их деление на занятых и незанятых. В свою очередь, занятое население группируется по секторам, отраслям и сферам деятельности. Характеристика занятого населения по сферам деятельности, т. е. на занятых производством товаров и оказанием услуг, имеет важное значение для характеристики трудового потенциала этих сфер.
Эффективность использования трудового потенциала рассматривается в качестве фактора его изменения, в зависимости от которого при одной и той же численности трудовых ресурсов заключенный в них потенциал может быть разным, а при одном и том же потенциале может быть достигнут больший или меньший результат в зависимости от наличия потерь и уровня использования каждой единицы потенциальных ресурсов.