СРАВНИТЕЛЬНЫЕ СХЕМЫ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ И ЭКСПЛОАТАЦ’ИЯ ЗАВОДОВ
На рис. 7 представлены схемы технологических процессов производства гипса способами варки в котлах, в пропарниках, самозапарочных и вращающихся аппаратах. При рассматривании этих схем с несомненностью устанавливаются все преимущества производства гипса во вращающихся аппаратах даже при поступлении сырья с карьера рассортированным, когда и при пропарниках или вертикальных самозапарниках не требуется побочного производства варочного гипса из отходов мелких фракций гипса.
Стоимость высокопрочного гипса во многом зависит от эксплоатации завода, почему этому вопросу должно быть уделено самое серьезное внимание. Прежде всего удорожание стоимости высокопрочного гипса зависит от эксплоатации завода не на полную его мощность; чем больше снижается производительность завода, тем более повышается стоимость гипса.
В качестве примера в табл. 3 приводятся данные изменения стоимости продукции в зависимости от эксплоатации одного - завода высокопрочного гипса производительностью 6 тыс. т їВ год.
Таблица 3
1949 г. по месяцам |
Выпущено продукции в % от плана |
Стоимость-1 |
M |
Март. . . |
38 |
198 р. 61 |
К. |
Апрель. . |
84 |
131 р. 73 |
К. |
Май.... |
101 |
109 р. 63 |
К. |
Приведенные цифры являются весьма убедительными и на них можно не останавливаться. Но необходимо рассмотреть основные причины неполноценной эксплоатации заводов высокопрочного гипса. Прежде всего необходимо отметить, что гипсовые заводы принадлежат строительным трестам и, как правило,
Обслуживают нужды только своего треста; поэтому они экс - плоатируются по потребности владельца, что и создает неравномерность в загрузке завода. Второй причиной серьезного снижения производительности завода является прерывность работы завода на выходные (воскресные) дни. В этом случае нарушается график очередности работы аппаратов; вместо нормального положения, когда один аппарат должен стоять на разгрузке и загрузке, второй—на подогреве, третий—на запарке» четвертый — на сушке в соответствии с расчетной теплопроиз- водительностью топливника происходит нарушение нормальной работы технологического процесса производства. Каждый недельный перерыв заставляет работников пускать после перерыва все аппараты сразу, т. е. с явным недостаткам горячих газов,, так как при нормальной работе при разгрузке и загрузке аппарату горячие газы совсем не требуются. При запарке требуется газов значительно меньше, нежели при подогреве и сушке гипса в аппарате. Обычно только к концу недели удается ввести работу аппаратов в график; ввиду этого большую часть времени процесс идет ненормально: то с недостатком горячих газов, то с избытком, и большей частью с притушенной топкой. Помимо этого обычно первая смена после выходного дня работает непроизводительно, так как в этот период еще разогреваются топливник и аппараты. Работа завода с перерывом каждую неделю снижает производительность завода не менее чем на 15—20%; кроме того, происходит повышенный износ топливных агрегатов из-за их периодического разогрева и остывания. Поэтому заводы высокопрочного гипса должны работать в три смены без перерыва на выходные дни, с остановкой завода в большие общесоюзные праздники и не более двух раз в году на капитальный ремонт.
В связи с тем, что заводы высокопрочного гипса имеют большое народнохозяйственное значение, порядок их эксплоатации должен быть изменен в сторону резкого повышения производительности.
Серьезным фактором, влияющим на экоплоатацию заводов, является и качество проектов, по которым заводы строятся. Существующий типовой проект завода высокопрочного гипса производительностью 10 тыс. т в год (проектная контора Строймехмонтаж) имеет ряд серьезных недостатков. Как показала практика эксплоатации заводов, построенных по этим проектам, к числу серьезных недостатков относятся:
1) Бункеры, принимающие обработанный гипсовый щебень из аппаратов самозапаривания, имеют недостаточную емкость.
2) Аппараты-самозапарники низко посажены над приемными бункерами. Заниженная емкость бункеров и низкая посадка аппаратов представляют большие неудобства при обслуживании аппаратов в процессе разгрузки их, вследствие чего удлиняется цикл разгрузки в два раза.
3) Помещение аппаратов стеснено.
4) Металлический провод горячих газов на изгибах часто прогорает; необходима футеровка.
5) Установка дымососа над топливником создает тяжелые условия для работы дымососа и для обслуживающего персонала.
6) Теплопроизводительность топливника рассчитана на точную работу аппаратов по графику: из расчета 58 кг условного топлива на 1 т продукции. Практика показала, что аппараты, как правило, работают не по графику; поэтому теплопроизводительность топливника должна быть выше «а 20—30%.
7) Дробильное отделение запроектировано неудовлетворительно в части подачи сырья со склада в дробилку; этот процесс весьма трудоемок.
8) Склад готовой продукции (гипса) запроектирован в виде четырех металлических банок, ничем не утепленных, что приводит к гидратации полуводного гипса за счет влаги, получаемой в результате образования конденсата внутри банок. Склад высокопрочного гипса должен быть утепленным. В процессе составления новых проектов все отмеченные недостатки необходимо учесть, благодаря чему условия эксплоатации заводов в значительной степени улучшатся.