ПОДГОТОВКА ОБЪЕКТА К РЕМОНТУ И ДЕМОНТАЖ
20. Основание и условия для ремонта.
Огнованием и условием для выполнения ремонта является предварительно разработанный план осмотров и плапово-нредупречпгелышх ремонтов. Основанием для ремонта может также служить преждевременная потеря объектом точности, мощности, скорости или других параметров, а также аварийное его состояние.
Аварийный ремонт производится в случае неожиданного выхода из строя машины или механизма и остановки в связи с этим производства. Перед тем, как приступить к ликвидации последствий аварии, нужно выяснить причину возникновения повреждения в машине, а также оценить причиненный ущерб.
21. Что следует сделать перед тем, как отдать объект в ремонт?
Перед тем, как отдать объект в ремонт, нужно подготовить документацию для ремонта. В этой документации указываются вид и характер ремонта, график ремонта, определяющий сроки начала и окончания ремонта, а также сроки этапов его проведения, спецификация деталей, подлежащих замене при ремонте объекта, спецификация покупных деталей и деталей, подлежащих изготовлению, спецификация необходимых вспомогательных материалов. В случае привлечения для ремонта сторонних организаций (электриков, сантехников и др.) с ними необходимо заключить соответствующий договор. Обязательным является составление сметьГна ремонт с соответствующей калькуляцией.
22. Как следует подготовить объект к ремонту?
Перед началом ремонта объект следует очистить от грязи, смазки, если необходимо,— от старой краски (при ремонте кузовов автомобилей, вагонов, судов и т. д.). Подлежащие ремонту машины или механизмы, отправляемые для выполнения ремонта на специализированные ремонтные предприятия, должны быть освобождены от специальных видов оснащения, инструмента и вспомогательного оборудования, не подлежащих ремонту. Передача объекта для ремонта оформляется соответствующим приемно-сда - точным документом, в котором указывается вид необходимого ремонта и комплектность сдаваемого в ремонт оборудования.
23. Как следует подготовить место к ремонту объекта?
Место ремонта объекта следует очистить от грязи, металлического лома и стружки, ненужного материала и средств организации рабочего места (тумбочек, стеллажей, рольгангов и т. д.). Пол должен быть ровным и чистым, без следов смазки и масел на нем. Подход или подъезд к месту ремонта должен быть свободным, а вокруг подлежащего ремонту объекта должна быть достаточная свободная площадь, чтобы можно было свободно передвигаться ремонтникам и размещать снимаемые при демонтаже с объекта детали и узлы. Помещение, где должен производиться ремонт, должно иметь достаточное освещение как естественными, так и искусственными источниками. Помещение должно иметь как общее, так и местное освещение напряжением 220 и 24 В. При ремонтах крупных объектов следует на месте ремонта предусмотреть соответствующий пункт или аптечку для оказания скорой помощи травмированному при ремонте рабочему, а также средства противопожарной охраны (огнетушитель, ведро, топор, багор и др.). 220
При ремонте объекта на открытом воздухе, кроме выше указанных мер, должно быть предусмотрено устройство тента или перекрытия для защиты работающих от атмосферных осадков и действия прямых солнечных лучей, а при условиях зимнего периода должно быть предусмотрено временное утепление места ремонта.
24. Какие основные условия демонтажа?
Перед тем, как приступить к демонтажу (разборке), нужно произвести наружный осмотр объекта ремонта или познакомиться с ним на основании технической документации (чертежей, технических условий и др.). После ознакомления с объектом ремонта приступают к его разборке. Разборку производят в соответствии с указанной в технической документации (технологии и чертеже) последовательностью. Сначала машина или механизм разбираются в отдельные сборочные единицы или узлы, которые, в свою очередь, разбираются на детали.
С целью соблюдения определенного порядка на рабочих местах при ремонте каждый слесарь-ремонтник должен иметь металлический ящик легкой конструкции или корзину, в которые в определенном порядке складываются при разборке детали. Такой способ демонтажа облегчает сохранение деталей, проверку их годности, предохраняет от возможных потерь.
25. Каким инструментом снимаются с вала подшипник качения, зубчатые колеса и шкивы?
Подшипники качения, зубчатые колеса и шкивы снимаются при помощи специальных съемников. Съемники бывают разной конструкции, чаще всеї о встречаются трех - плеч ие съемники.
26. Каким образом разбираются неразъемные соединения?
Детали машин или сборочные единицы и узлы неразъемных соединений разбираются с помощью зубила и молотка, сварочного оборудования, ножовки или путем расклепки деталей. Эти операции должны выполняться осторожно, чтобы не повредить поверхности деталей, которые в дальнейшем будут опять использованы.
27. Каким образом демонтируются детали или сборочные единицы разъемных соединений?
Демонтаж и разборка деталей и сборочных единиц разъемных соединений выполняются с использованием всевозможного рода ключей, выколоток, различного вида и конструк-
221
Ции съемников, а также других инструментов. Разборку винтовых соединений можно облегчить, смазывая резьбовые детали керосином, маслом или непродолжительное время нагревая гайки.
28. Что следует сделагь с деталями после их разборьи?
После разборки детали следует обезжирить и тщагельно
Промыть. Для этой цели используют керосин, а также специальные щелочные или другие составы и химические растворы. Промывают детали в специальных бачках или ваннах, при этом используют кисти или сжатый воздух. В специализированных ремонтных цехах или на участках в ряде случаев применяются специальные моечные машины с подачей моющей жидкости под давлением. После промывки деталей в моющем растворе они должны быгь повторно промыты в горячей воде и высушены в струе теплого ВОЗ - духа.
Промывать детали следует в защитной одежде и очках, соблюдая осторожность.
29. Какую операцию следует выполнить после промывки?
Очищенную, промытую и высушенную деталь нужно проверить на соответствие ее требованиям чертежа. Проверка и оценка технического состояния детали покажет, может ли она вновь быть использована в машине. С этой целью следует произвести наружный осмотр детали, проверку ее размеров, а также установить, находятся ли действительные размеры поверхностей детали в пределах допусков, в которых данная деіаль может работать. Проверка производится, как правило, с помощью универсального мерительного инструмента.