ЗНАЧЕНИЕ КЛЕЕВ В ПРОИЗВОДСТВЕ МЕТАЛЛИЧЕСКИХ
КОНСТРУКЦИЙ
§ I. Различные методы соединений металлов
Большинство инженеров хорошо знакомы со свойствами метал лов, многим известны свойства пластиков, но только за последние годы выявились огромные потенциальные возможности клеев как материалов, используемых для соединения металлов. Важное зна чение методов соединения было особенно отмечено на последней конференции по клеям, организованной правительством [1]. На этой конференции руководитель авиационной компании Превитт заявил, что в период второй мировой войны компания расходовала на изготовление составных элементов конструкции самолетов лишь четвертую часть производственного времени, а три четверти этого времени уходило на сборку элементов в агрегаты. Оказалось, например что изготовление фюзеляжа требует затраты большого количества человеко-часов на установку деталей в приспособления, сверление контрольных и основных отверстий, разборку, разметку, окончательную сборку и1 постановку множества заклепок. Использование клеев устранило бы ряд подобных операций и существенно сократило трудоемкость и стоимость производства таких изделий.
Клей можно определить как вещество, обладающее способностью - скреплять два или несколько элементов. Полученное клеевое соединение должно обладать достаточной прочностью, чтобы противостоять силам, стремящимся разъединить элементы, связанные клеевым швом.
В настоящей книге описываются клеи из синтетических смол и каучукоподобных продуктов, которые обычно применяются при. склеивании металлов друг с другом или с другими материалами. Клеи этого типа подробно рассматриваются в следующих главах. Они представляют собой органические вещества, которые можно синте зировать в лабораторных условиях. Хрупкие неорганические клеи, подобные адгезиву «Сауерайзсн», применяемые для керамики, а
ткжс животные к растительные клен, распространенные в бумажном н лесной промышленности, в книге не рассматриваются, хотя опт и не‘Пользуются для наклеек на металлических банках.
Весьма важно знать свойства и сравнительные достоинства различных клеев и методов соединения, чтобы эффективно применять их.
Инженер прежде всего должен твердо решить, что в данном конкретном случае следует применить именно склеивание, а не какой - либо другой метод соединения — клеп. ку или сварку. Для этого он должен знать преимущества и недостатки каждого метода крепления. Часто склеивание оказывается единственно возможным средством соединения деталей в изделии.
Фшг. I. Реактивный истребитель F-IOO «Супер Сэйбр» Норт Амернкэи. летающий со сверхзвуковой скоростью, оз конструкции которого широко применено соединение деталей методом склеивания. |
Кроме того, инженер должен хорошо знать различные клеевые материалы и методы их применения, чтобы выбрать для данного конкретного назначения подходящий клей.
В (настоящее время техника располагает разнообразными мето дами соединения всех видов материалов — металлов, древесины, пластмасс, резины и др. Чтобы надлежащим образом использовать широкий ассортимент материалов, необходимо знать методы соединения между собой как однородных, так и разнородных материалов.
Различают разъемные и 'неразъемные соединения. К разъемным неподвижным соединениям относятся крепления, осуществляемые с помощью болтов, винтов, шпилек. Эти резьбовые соединения основаны главным образом на силах трения, создаваемых «натягом. Недостатки такого, рода креплений общеизвестны: необходимость просверливания отверстий в сопрягаемых элементах, определенные тре бования к минимальной толщине соединяемых материалов, а главное — тенденция к ослаблению соединения во время работы изделия. Болтовые соединения утяжеляют конструкцию.
К разъемным соединениям можно отнести и временное склеивание детален термопластичными клеями (наирнмер, при их совместной механической обработке). В этом случае для разъединения деталей достаточно подогреть их до определенной сравнительно низкой температуры. Такие соединения не имеют большого значения в промышленности.
Промежуточное место между разъемными и неразъемными соединениями— ближе 'К последним — занимают соединения с натягом гладких деталей, например, соединения с прессовой посадкой. При некоторых условиях скрепленные таким образом детали, например, обойма подшипнпка и вал, могут быть вновь разделены без повреждения. Этим соединениям в основном присущи те же недостатки, что и болтовым соединениям.
В іруипу неразъемных методов креплений металлов с металлами и с другими материалами входят: клепка, пайка, сварка и склеивание. Сюда же можно включить заделку металлической арматуры в материал пластмассы или керамики при литье, формовании или прессовании изделия.
Из названных методов сварка и пайка непригодны для соединения металлов с неметаллическими материалами. Наиболее универсальным в этом отношении способом крепления является склеивание. В качестве примера в табл. 1 и 2 указано, какие сочетания раз личных материалов могут быть соединены между собой с помощью клеев (каких именно и каким образом). Рекомендации даны исходя из опыта английокой промышленности [26] и не являются исчер пывающими.
Процесс соединения материалов путем клепки заключается в пропускании металлического стержня — заклепки— через - отверстия в двух соединяемых элементах. Заклепка обычно делается с заклад ной головкой на одном конце; другой конец осаживается или расклепывается в процессе сборки с помощью пневматического молотка или пресса п замыкающую головку.
При пайке два металла соединяются с помощью третьего металла. Припой, имеющий точку плавления значительно ниже, чем соединяемые металлы, для тесного контакта с ними расплавляется. Затем соединение, до того как будет подвергнуто какому-либо напряжению, охлаждается. Соединение обусловливается небольшой диффузией припоя в основные металлы.
Припои применяют как твердые, например, сплавы цинка и меди с серебром или без него, так и мягкие — сплавы олова, свинца с добавлением небольшого количества висмута.
Пайка мягкими припоями широко используется в электротехнической и радиотехнической промышленности для соединения про годов.
При соединении металлических элементов сваркой металл на гревастся до расплавления (или пластического состояния) с применением или без применения механического давления. В производстве самолетов широко распространена электроконтактная сварка, осо бенно сварка сопротивлением. Нагрев происходит за счет прохождения электротока через соединяемые детали, которые в зоне свар ки плотно прижимаются одна к другой. Этим способом можно выполнять точечные, роликовые и стыковые швы.
Перечисленные методы соединения металлов имеют определен ные недостатки, которые рассматриваются ниже в связи с преимуществами, получаемыми от использования склеивания.
Таблица Т
У ниппель клеен, 11|>н1ощых для соединения алюминиевых сплавов с другими материалами (марку клея и прочие данные см. в табл. 2)
Материалы склеиваемые |
„ + “ рекомендуется, “ не рекомендуется
с алюминиевыми сплавами |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
С |
7 |
8 |
9 |
10 |
Алюминий п его сплавы |
+ |
+ |
-ь |
+ |
+ |
-L. |
+ |
+ |
||
Сталь |
+ |
і- |
+ |
4 |
-г- |
4- |
+ |
і |
||
Латунь |
+ |
— |
+ |
+ |
+ |
— |
— |
|||
Медь |
+ |
— |
— |
- |
+ |
— |
— |
— |
||
Керамика |
— |
— |
— |
-4- |
+ і 1 |
|||||
Стекло |
— |
— |
+ |
+ |
— |
— |
||||
Пластик слоистый |
~ |
-1 |
||||||||
Древесина |
+ — |
J- |
,, ■ |
|||||||
Стеклотекстолит на полиэфирных смолах |
,, |
. |
-г * |
|||||||
Рези на |
•f* |
— |
4 |
“ |
_ |
+ |
— |
|||
Фрикционные материалы |
+ |
+ |
— |
— |
_ |
— |
N° клея |
J Металл предварительно грунтуется клеем 4, отверждается при высокой температуре и зат^м склеивается на холоду с древесиной.
2 На металл наносится и отверждается клей 4, затем его склеивают клеем 8.
Таблица 2
Клен, рекомендуемые в соответствии с табл. 1 для склеивания алюминиевых сплавов с другими материалами, способ нх применения н некоторые характеристики
Режим склейки |
Жизне способ ность клея |
Срок хранения месяцы |
Толщина клеевого шва в.«.« |
клея |
Марка клея |
давление в кг/см3 |
время |
100 145 122 мин Vi ы| 0,7- 14 і і I |
0,13—0,3| 1 год |
12 12 |
Ридакс |
0,05—0,13 |
20 минут 1,4—14 |
145 |
1 год |
Ридакс 64 |
250 |
I 3 j Ар луке 120 100 |
145 I 20 минут |
0,05—0,10 |
0,7—14 |
1 год |
12 |
I 0,05—0,36 |
240 180 140 |
10 минут 1 час |
неопре деленная |
неопре деленный |
Аральдит 1 |
120 |
5 |
Аральдит 15 |
120 |
180 1 |
1 час |
Контакт |
0,03 |
1 месяц |
12 |
50 |
20 |
36 часов |
||||||
Г |
Аральдні' 101 |
П |
0,13 |
1,5 часа |
6 |
|||
70 |
80 |
30 минут |
||||||
50 |
20 |
36 часов |
||||||
*7 |
Аральдит 102 |
Контакт |
0,05 |
4—5 час. |
6 |
|||
70 |
80 |
30 минут |
||||||
8 |
Аральдит Д |
50 |
20 |
48 часов |
0 |
свыше 0,05 |
2—3 часа |
в |
70 |
80 |
1 час |
||||||
Аральдпг В смола для ЛІІТЬЯ |
150 |
100 |
20 часов |
Контакт |
свыше 0,04 |
1,5 часа |
неопре |
|
ISO |
3 часа |
деленный |
||||||
10 |
Аэродукс 1851 |
80 |
20 |
4 часа |
0 |
до 1,27 |
3 часа |
12 |
і часов |